«Пулково» станет современным аэропортом

1 стр. из 1

История аэропорта «Пулково» насчитывает уже 75 лет. Днем его рождения считается 24 июня 1932 г., Когда был сдан в эксплуатацию первый объект комплекса — аэродром. Через 2 года, в 1936 г., было заложено здание аэровокзала.

Новый комплекс зданий аэропорта «Пулково», рассчитанный на одновременное обслуживание 2 тыс. пассажиров внутренних и международных рейсов, был построен в 1973 г. одновременно со второй взлетно-посадочной полосой. А в старом здании, еще довоенной постройки, открылся международный аэропорт «Пулково-2».

Расцвет «Пулково» приходится на 1990 г., когда в аэропорту было обслужено рекордное за весь период деятельности число пассажиров — около 10 миллионов. Сегодня «Пулково» является третьим по величине аэропортом России и крупнейшим на Северо-Западе страны.

Очевидно, что петербургский аэропорт уже давно не отвечает современным требованиям и не соответствует статусу «столичного».  Поэтому ОАО «Пулково» совместно с ФАВТ «Росавиа-ция» при участии немецкой компании Hochtief AirPort разработали концепцию развития аэропорта «Пулково» на период с 2006 по 2025 г. с учетом международного опыта планирования и размещения аэропортовой и вспомогательной инфраструктуры.

Предварительно была произведена комплексная оценка текущего состояния аэропорта и рассмотрены возможные варианты его модернизации, в частности, идея развития на базе «Пулково» Санкт-Петербургского авиационного узла (хаба).

На основании данных, полученных в ходе предпроектных исследований, были сформулированы требования к будущей инфраструктуре аэропорта, в соответствии с которыми должна быть произведена модернизация.

Так, на сегодняшний день в «Пулково» работают 43 стойки регистрации пассажиров на внутренние и международные рейсы, а к 2025 г. их понадобиться более чем в два раза больше — 98. В настоящее время аэровокзал располагает 47 стоянками воздушных судов, в перспективе их будет 100. Согласно концепции, количество посадочных телетрапов должно равняться 18, на данный же момент их только 4. Минимальное время транзита сейчас составляет 2,5 часа при желаемом значении не более 1 часа.

На основе сопоставления полученных данных была избрана оптимальная стратегия развития аэропорта. В соответствии с ней основные аэропортовые нагрузки будут перенесены в зону, расположенную между двумя взлетно-посадочными полосами. В районе существующего ныне «Пулково-1» будет построен новый терминал, в котором будет производиться обслуживание пассажиров внутренних и международных рейсов. Этот проект не только сможет удовлетворить потребности в общей площади аэровокзала и количестве стоянок воздушных судов на 2025 г., но и станет оптимальным с точки зрения сохранения текущей функциональности аэропорта и долгосрочных перспектив его развития.

Принятая концепция развития «Пулково» продолжает исторически заложенную в генеральном плане аэропорта 1973 г. идею расширения первого терминала в северном направлении. В рамках реализации генерального плана, разработанного ОАО «Пулково» и Hochtief AirPort, в феврале 2007 г. был объявлен закрытый международный конкурс на разработку объемно-пространственного решения здания пассажирского терминала аэропорта «Пулково» и прилегающих к нему объектов инфраструктуры, предполагающего реконструкцию существующего здания и строительство нового терминала.

Проект предполагает создание нового современного централизованного терминала, соответствующего международным требованиям комфорта и безопасности, для обслуживания внутренних и международных рейсов на основе реконструкции существующего аэровокзала, второй взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, а также строительства нового здания на участке, прилегающем к существующему «Пулково-1». Проект также включает развитие коммерческой инфрастуктуры, комфортной для приема туристов и обслуживания транзитных пассажиров: гостиниц, бизнес-центра, офисных зданий, коммерческих зон, автомобильных парковок.

Главная задача проекта — создание единого архитектурного комплекса, объединяющего существующее здание аэропорта «Пулково-1» (терминал 1) и новый пассажирский терминал (терминал 2) в выразительное архитектурное сооружение, способное стать достопримечательностью Санкт-Петербурга, известного своим культурным и архитектурным наследием, а также способствовать продвижению бренда «Санкт-Петербург» в России и за рубежом.

Сроки реализации проекта: 2006–2025 гг. Бюджет предположительно составляет 30 млрд. рублей.
На начальном этапе в конкурсе приняли участие 4 всемирно известные архитектурные компании:
- GMP (von Gerkan, Marg and Partner) International GmbH (Германия),
- Grimshaw & Partners Ltd. (Великобритания),
- Skidmore, Owings & Merrill LLP (США),
- ЗАО Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры».

Итоги первого этапа архитектурного конкурса были подведены в ходе XI Международного экономического форума, состоявшегося у нас в городе в июне текущего года.

Сопредседатели комиссии: глава МЭРТ Г. О. Греф, губернатор В. И. Матвиенко, министр транспорта РФ И. Е. Левитин. Члены комиссии и члены Экспертного совета ознакомились с проектами участников конкурса. После совещания комиссия вынесла решение о продлении конкурса на два месяца. Победители первого этапа — архитектурное бюро Grimshaw & Partners Ltd (Великобритания) и компания Skidmore, Owings & Merrill LLP (США) — будут дорабатывать проекты в соответствии с требованиями конкурсной комиссии.

Архитектурное бюро Grimshaw & Partners Ltd было основано в 1980 г. За эти годы компания осуществляла проектирование аэропорта в Цюрихе (Швейцария), Куала-Лумпурского международного аэропорта (Малайзия), ряда терминалов лондонского аэропорта Хитроу (Великобритания).

Идея конкурсного проекта реконструкции аэропорта «Пулково» заключается в создании особой атмосферы здания. Величественные мосты и острова Санкт-Петербурга легли в основу планировочного решения здания терминала, разделенного на три части: привокзальную площадь, воздушную зону и зону безопасности. Стеклянные мосты соединяют острова между собой, обеспечивая лучшее ориентирование пассажиров на территории аэропорта.  Особенностью проекта является волнообразная крыша, объединяющая части здания и как бы парящая над ними. Пластическая форма кровли подчеркивается ее извилистой стеклянной структурой, что обеспечивает проникновение света на нижние уровни. Таким образом, отличительными чертами проекта являются просторность, функциональная ясность, высокая светопроницаемость и пышная архитектурная форма здания аэропорта.

Площадь аэропорта, предусматриваемая проектом, — 149 050 кв. м, годовой пассажирооборот — 17,3 млн. человек, стоимость строительства — 340,2 млн. евро.

Автор второго проекта, прошедшего во второй этап конкурса, компания Skidmore, Owings & Merrill LLP, ведет свою историю с 1936 г. На ее счету проекты строительства терминалов международных аэропортов Гонконга, Чанги (Сингапур), Сан-Франциско (США), Даллеса (США), Дублина (Ирландия), Тель-Авива (аэропорт «Бен Гурион», Израиль), Торонто (аэропорт им. Лестера Б. Пирсона, Канада), Нью-Йорка (аэропорт им. Джона Кеннеди, США).

По идее архитекторов компании Skidmore, Owings & Merrill LLP, новый аэропорт «Пулково» представляет собой многофункциональный многоуровневый комплекс бульваров, площадей и садов в традиции исторической планировки Сантк-Петербурга. Музейное убранство внутренних залов терминала и внешние сады, украшенные скульптурами и другими произведениями искусства, знакомят гостей города с богатым культурным наследием Петербурга. Новый «Аэропорт-сити» соединяется со зданием основного терминала крытыми пешеходными переходами, в которых предполагается расположить рестораны и магазины. Подобно одному из величественных летних дворцов города, аэропорт станет обязательной частью программы посещения Санкт-Петербурга. Площадь аэропорта — 170 000 кв. м, годовой пассажирооборот (на 2012 г.) — 9,2 млн. человек, стоимость строительства — 300 млн. евро.

Окончательные итоги конкурса будут подведены уже скоро — в августе текущего года.

Дата: 03.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!