От Петра и до наших дней

1 стр. из 1

Реставрация Петровских ворот в Петропавловской крепости завершилась ко дню празднования дня рождения Петербурга. Комплексная реставрация длилась почти два года и проводилась совместно российскими и итальянскими мастерами. Из бюджета Петербурга на проект было затрачено около 12 млн. руб., а итальянские специалисты вложили примерно 350 тысяч евро, включая организацию специальных курсов для наших мастеров.

Российско-итальянский проект

27 января 2006 г. губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко и министром производственной деятельности Италии сенатором Клаудио Скайолой был подписан договор о начале реализации совместного проекта в области реставрации. Проект был призван положить начало постоянному сотрудничеству итальянских и российских специалистов и предусматривал ознакомление с итальянской методологией реставрации и консервации исторических памятников, а также способами применения новейших технологий, разработанных в Италии.
С российской стороны проект координировался Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры (КГИОП) правительства Санкт-Петербурга, от Министерства производственной деятельности Италии — Институтом внешней торговли Италии (И.Ч.Е.). Непосредственную реализацию проекта по поручению И.Ч.Е. осуществлял Международный институт мрамора в сотрудничестве с крупнейшими профильными ассоциациями Италии: «Ассорестауро» (Итальянская ассоциация по реставрации архитектурного, художественного и археологического наследия) и «Федеркимика» (национальная федерация химической промышленности).
Директор Международного института мрамора Паоло Мароне так говорил об объекте в марте прошлого года: «Как в России, так и в Италии в определенный период времени памятники стали покрываться штукатуркой. Теперь мы снимем этот слой штукатурки, чтобы можно было увидеть натуральную красоту камня, из которого сделаны ворота. Наша задача — освободить камень и помочь ему прибрести первоначальный и красивый облик. Наша реставрация в данном конкретном случае будет находиться посередине между архитектурной реставрацией и археологической. Под археологической реставрацией я понимаю то, что мы будем с максимальным уважением относиться к оригинальному облику здания и постараемся его вернуть».

Прославление доблести и героизма

Петровские ворота — памятник архитектуры и синтеза искусств петровского барокко — являются триумфальными воротами первой трети ХVШ в., сохранившимися в Санкт-Петербурге до наших дней. Эти ворота, расположенные в Петропавловской крепости, посвящены прославлению доблести и героизма русских воинов в Северной войне России со Швецией.
Заложенные при строительстве деревоземляной куртины в 1703 году, ворота стали главным въездом в крепость. В 1708 г. по указу Петра 1 и по проекту архитектора Доменико Трезини началось строительство каменных ворот, которое продолжалось до 1718 г.
Аттик портала был богато декорирован скульптурой и резьбой, выполненной немецким мастером Конрадом Оснером-старшим. Так, центральный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» символизировал победу Петра Великого над шведским королем Карлом ХII. На боковых панно (которые были в 2004 г. демонтированы из-за аварийного состояния) — рельефы с изображением воинских доспехов и горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.
В нишах ворот расположены намазные скульптуры, олицетворяющие Благоразумие и Храбрость (к моменту реставрации ворот их состояние было достаточно плачевным).
В 1720 г. французским литейщиком Ф. П. Вассу был отлит и установлен над аркой свинцовый двуглавый орел — герб Российского государства. В 1722 г. свинцовый орел был окрашен в геральдические цвета; «крашение и золочение» фигуры орла исполнил художник А. Захаров. В 2004 г. из-за аварийного состояния закладных элементов двуглавый орел был демонтирован.
Первоначально портал ворот имел естественную каменную облицовку, которая уже в ХVШ в. стала неоднократно окрашиваться и постепенно, по мере деструкции облицовки, оштукатуриваться. В 1950-х гг. ворота покрыли толстым слоем штукатурки на основе цемента.
Нижний карниз большого ордера первоначально был выполнен из камня, после его разрушения карниз был заменен на деревянный, а в 1951 г. на штукатурный, закрепленный при помощи ранее установленных деревянных консолей.

Состояние памятника

На момент осмотра итальянскими специалистами (до начала реставрации) портал Петровских ворот носил следы последних работ, начатых в 2003 г., заключавшихся в удалении штукатурки и фрагментов карниза, представлявших угрозу из-за возможности обрушения.
Серьезные разрушения, затронувшие все материалы, из которых выполнены ворота, делали необходимым начало комплексных работ по реставрации, особенно принимая во внимание влияние погодных условий, которые ухудшают состояние памятника.
Камень, из которого выполнена основная часть ворот, имел обширные повреждения, трещины и разломы, которые обусловили падение многочисленных фрагментов, утерянных в настоящее время, и дальнейшее разрушение памятника.
В той же мере на момент первого визита итальянских специалистов (в ноябре 2005 г.) были повреждены элементы, выполненные из штукатурки, поверхностные слои и карнизы имели многочисленные трещины, отслоения и большие утраты. Многие из оставшихся элементов были удалены (гербовая композиция «Двуглавый орел», боковые и верхнее деревянные панно), т. к. были признаны опасными (из-за риска падения).
Причиной столь серьезного разрушения памятника и хрупкости большей части натурального и искусственного камня, помимо естественных причин, усиленных климатическими условиями, является и использованная конструктивная система.
При создании портала использовались металлические анкеры для крепления блоков каменной облицовки к стенной кладке. Процессы разрушения данных элементов, следствием чего явилось увеличение объема при коррозии, вызвали большую часть крупных трещин на каменных блоках.

Хроника работ

С целью подробного изучения памятника итальянские специалисты в дополнение к графическим документам, переданным КГИОП, в марте 2006 г. выполнили чертеж при помощи лазерного сканировния, а также составили фотограмметрический отчет.
Данные документы содержатся на CD, подготовленном итальянской стороной.
В апреле 2006 г. итальянские специалисты выполнили серию предварительных исследований с целью изучения статических характеристик памятника, провели серию лабораторных исследований образцов, взятых на объекте (натурального камня всех представленных видов, штукатурки, шовных растворов и растворов, использованных для восполнений), чтобы охарактеризовать степень их разрушения.
Помимо этого, была исследована взаимо-связь различных компонентов (материалов) с целью определения совместимости или несовместимости между ними.
На отправленных в Италию образцах камня местного происхождения были проведены лабораторные пробы по диагностике, а также функциональные испытания для изучения и выявления возможных видов камня, чтобы восполнить и заменить полностью разрушенные элементы, а также подобрать совместимые материалы для защиты, оштукатуривания и укрепления. 
После поставки итальянского оборудования и материалов в Россию итальянские специалисты и представители фирмы «Интарсия» провели ряд проб, завершивших этап диагностики памятника и необходимых для составления проекта консервативной реставрации.
Каждый отдельный вид реставрационных работ выполнялся с целью консервации архитектурного памятника и сохранения целостности визуального восприятия его наружных поверхностей.
Все виды работ и применяемые материалы проходили согласование в КГИОП.
Каждый этап реставрации предусматривал демонстрацию итальянскими специалистами практического применения предлагаемых методов и материалов, а также передачу определенных навыков российским коллегам.

Дата: 03.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!