«Философия ремесла: воссоздание, консервация, реставрация»

1 стр. из 1

Так называлась научно-практичекая конференция, которая прошла в Российском этнографическом музее 28 июня в рамках VI международной специализированной выставки «Архитектура. Градостроительство. Реставрация», посвященной вопросам сохранения и развития исторических мест города.

Как известно, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории культуры при правительстве Санкт-Петербурга разработал документ, который так и называется «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия». В документе сказано, что стратегия «призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой «сохранение через развитие, развитие через сохранение».

Конференцию провела председатель Союза Реставраторов Санкт-Петербурга Н. Шангина. Она выступила также с докладом «Техническое регулирование реставрационных работ с целью обеспечения их качества».

Реставрационная школа  Санкт-Петербурга и ее технологии признаны во всем мире и  отличаются индивидуальным подходом к каждому памятнику архитектуры. Часто петербургские реставраторы работают в сотрудничестве с иностранными коллегами.

Об опыте работы с итальянскими специалистами при реставрации Петровских ворот Петропавловской крепости рассказала на конференции ведущий специалист Комитета ГИОП Л. Новикова. Специалист Комитета И. Орлова сделала подробный доклад на тему «Реализация проекта третьей сцены Мариинского театра».

В сентябре 2003 г. сгорел  цех театрально-декорационных мастерских Мариинки на ул. Писарева. Огонь уничтожил все, кроме каркаса из красного кирпича, созданного в 1900 г. по эскизам архитектора Шребера.

При строительстве нового Концертного зала  приглашенный в Петербург французский архитектор Ксавье Фабр предложил его сохранить, что и было сделано. В остальном при строительстве зала были использованы новейшие технологии.  И сегодня Концертный зал с его замечательно организованным пространством (обтекаемые формы, волнообразный купол и т. п.) признан одним из лучших в Европе.

Тему «Архитектор в реставрации» поднял директор ООО «Архитектурное бюро «Литейная часть-91»»  Р. Даянов:
— Плотная архитектурная среда, в которой мы с вами живем, быстро стареет. Сегодня архитектура — это рядовая застройка  города, и нам работы здесь еще на 300 лет. К тому же памятники, которые мы относим к советскому периоду (постройки 1930–70 гг.) тоже уже подлежат реставрации. И мало кто задумывается, что в ней уже нуждаются и некоторые здания 70–90-х гг. прошлого века, подверженные процессу старения. И сегодня основная проблема работы архитектора в реставрации — это как раз рядовая застройка. Если в прошедшие годы эклектику, модерн не относили к разряду памятников, то сегодня они вписаны в городскую ткань, составляют стиль и образ города. Иностранцы тянутся сюда именно поэтому. Для нас индивидуальное лечение  каждого объекта — прежде всего. Часто бывает, что заказчик говорит: «Давайте мы это здание снесем, построим новое — оно будет лучше». Он не понимает, что значит каждое здание  в системе города. Мы его снесем, и у нас «поползет» соседнее… Поэтому принцип индивидуального лечения памятников — наш аргумент в защиту того или иного объекта».

В сохранении памятников большую роль играет уход за ними, профилактика. Здесь очень важен выбор технологии и материалов. Об этом тоже шла речь на конференции. «Минеральные и известковые материалы в реставрации и консервации» — тема доклада генерального директора ООО «Рестауро СПб» Ю. Загвозкина. М. Кривенцов сообщил о применении в реставрации натуральных материалов «Крайденцайт».

Н. Шангина заострила внимание участников обсуждения на том, что некоторые производители красок для фасадов внушают реставраторам и общественности, что есть краски, после покрытия которыми поверхность не пачкается.

— Можно ли создать такую твердую поверхность, которая бы не подвергалась воздействию окружающей среды? Эта идея внушается, но это не так. Меня беспокоит, что этой проблеме не придают должного значения как на региональном, так и на федеральном уровне, — заметила Н. Шангина.

С подробным докладом  о воздействии окружающей среды в том числе и на памятники истории и культуры выступил В. Денисов, член Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН. Тема доклада: «Экологические аспекты состояния городской среды исторической части Петербурга и пути ее оздоровления». В. Денисов, в частности, сказал:
— Начиная с середины ХХ в. процесс урбанизации общества происходит высокими темпами, охватывая все большее число развитых стран. Наиболее интенсивно растут сверхкрупные и крупнейшие города, которые, как считается, полнее удовлетворяют многообразным запросам людей. Если в начале ХХ в. население так называемых городов-мегаполисов не превышало 5%, то к началу ХХI в. его доля превысила треть населения мира. Вместе с тем опыт даже наиболее  успешно развивающихся мегаполисов планеты свидетельствует о трудностях решения целого ряда проблем, связанных с обес-печением благополучной в социально-экономическом отношении среды обитания горожан. Эти проблемы характерны и для большинства российских городов, многие из которых признаются экспертами как зоны экологического бедствия, в том числе вследствие  увеличения числа автомобилей.

Специальными исследованиями установлено, что размер зоны динамического воздействия автомагистралей на наземные сооружения в условиях стесненной городской застройки может составлять до 120 м, что явно служит негативным фактором для устойчивости  зданий, состояние несущих конструкций и фундаментов которых является близким к предаварийному. В зоне влияния автомобильных магистралей с высокой интенсивностью движения на расстоянии 25–40 м колебания грунтов адекватны воздействию землетрясений в 3–4 балла. По сравнению с другими городами (Москва, Сочи, Серпухов и др.) в Санкт-Петербурге зафиксированы наиболее высокие значения виброскоростей — они достигают 0,7–1,0 мм/с.  Вместе с тем повреждение старых зданий и архитектурных памятников наблюдается при виброскорости 1,2 мм/с, а для зданий более новых, но испытывающих большие неравномерные деформации и нуждающихся в защите, максимально допустимая величина вибрации составляет 3,0 с.  Предельно допустимые вибрационные скорости для каменных зданий с бетонными перекрытиями не должны превышать 8 мм/с.

На пленарном заседании участники конференции обменялись мнениями по темам прозвучавших докладов и приняли ряд рекомендаций по сохранению и  воссозданию объектов культурного наследия Санкт-Петербурга.

Дата: 03.09.2007
Татьяна Малахова
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!