Исторические фасады не могут быть предметом эксперимента. А все остальные?

1 стр. из 1

В середине июля в актовом зале Жилищного комитета состоялся «круглый стол» на тему «Обеспечение качества фасадных работ при выполнении городской программы ремонта и реставрации фасадов в 2007 г.».

К участию в «круглом столе» были приглашены представители Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРПиТ), Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), Жилищного комитета, ГУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры», Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), Союза строительных объединений и организаций, Союза Реставраторов, Ассоциации фасадных предприятий и др.

Аукционы чреваты последствиями

Начальник отдела методического обес-печения государственных закупок КЭРПиТА. А. Бекташев охарактеризовал проблему так:
— Проблема, связанная с качеством выполнения фасадных работ, лежит в плоскости торгов, цены контракта и является экономической. Поэтому Комитет с одной стороны осуществляет функции государственных закупок, с другой — регулирует экономику. Так, работы на фасадах, относящихся к категории охранных объектов, обладают определенной спецификой: при организации торгов здесь тщательно рассчитывается начальная стоимость контракта.
Сегодня мы ограничены очень жесткими рамками законодательства. Так, с 01. 01. 2006 г. отменены требования к квалификации участников торгов. Единственное исключение — квалификация учитывается только при проведении реставрационных работ. Соответственно произошло и деление фасадных работ на две категории: это фасады, которыми занимается КГИОП и где учитываются требования к квалификации исполнителя работ, и все остальные фасады.
С 01.01.2008 г. произойдет еще одно событие, повлияющее на качество, в том числе и фасадных работ. Так, работы по капитальному ремонту зданий переходят в область проведения торгов. На открытых аукционах в режиме on-line будет определяться победитель. С 01. 01. 2008 г. требования к наличию опыта работ у организации, участвующей в аукционе, могут предъявляться при условии, что сумма контракта превышает 60 млн. руб. К этому нужно добавить отмену лицензирования в строительстве. Поэтому при работе на фасадах сегодня нет универсальной модели. Более того, с 01.01.2008 г. сложится очень тяжелая ситуация. Сегодня органы федеральной власти считают избыточным требование к квалификации выполняющих работы. Отсюда актуальной становится проблема демпинга, недобросовестной конкуренции и др. И торги, куда допускаются все желающие, где главным критерием является цена, чреваты серьезными последствиями. Ведь сегодня (это касается работ на не исторических фасадах) существуют такие подрядные организации, которые снижают стоимость работ до 70%! Или, по странному стечению обстоятельств, активными участниками торгов часто являются убыточные организации, которые получают при этом миллиардные заказы. И торги в режиме аукциона вызывают при таком раскладе опасения, ведь если сейчас практикуются такие случаи, то что же будет потом?…
Программа «Фасады Петербурга» — это та модель, где апробируются требования к квалификации выполняющих работы, отсюда и необходимость создания такой модели торгов, куда бы пришли квалифицированные организации, обладающие специалистами, опытом и финансовыми ресурсами. Исторические фасады не могут быть предметом эксперимента.
Фасадная программа и торги по ней, которые состоялись весной этого года, показали, что на рынок пришли реставрационные организации, которым без опасения можно вверить бесценные памятники истории и культуры. То есть модель здесь показала свою результативность. Торги с применением требований к квалификации — это только один момент. Необходимо и на этапе выполнения работ соблюдать все требования по качеству: исполнение подрядчиком взятых обязательств и жесткий технический надзор со стороны заказчика.
С 01.09.2007 г. по поручению губернатора состоится переход на подрядные торги по сметам государственного заказчика, что позволит оздоровить процедуру торгов.

Сила в объединениях

Директор Санкт-Петербургского ГУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» И. Л. Гришин отметил:
— К историческим фасадам неприемлемы общие правила, которые применяются в строительстве. С каждым годом в Петербурге растет финансирование реставрационных работ, следовательно, увеличивается и количество реставрационных фирм. С моей точки зрения, идет формирование реставрационного рынка. И здесь нельзя недооценивать роль общественных организаций. Именно комиссии по контролю качества, созданные при таких организациях, — гарантия качественного выполнения работ.
Председатель КГИОП В. А. Дементьева приняла решение о создании межведомственной комиссии, в которую будут входить представители районов и общественных организаций и которая будет иметь право посещать объекты и следить за качеством. По результатам деятельности комиссии будут делаться определенные выводы о качестве выполнения работ теми или иными организациями.

Показатель качества — леса

Начальник отдела колористики фасадов КГА П. В. Смородинская обратилась к участникам «круглого стола» и прежде всего к строителям:
— За качеством выполнения работ на фасадах города следят всего четыре сотрудника отдела. И показателем того, как работает компания, являются строительные леса. Неграмотно установленные леса уже свидетельствуют о том, что организация, которая выиграла тендер, не обладает необходимой квалификацией. Что касается качества выполняемых сегодня работ, то нужно отдать должное компаниям, которые являются членами общественных организаций, поскольку их заявки не «падали» ниже той цены, которая определяет качество работ. С другой стороны, уже в течение года мы не можем принять работы по ряду домов, поскольку те цены, с которыми компании выиграли тендер, несовместимы с качественным их выполнением.
Хотелось бы обратиться к строителям: помните о тех, кто осуществляет контроль проведения работ. Ведь лестницы часто ставятся так, чтобы ни один контролер не смог по ним подняться. И здесь возможны только два варианта (и оба не в пользу компании, производящей работы): или не умеют, или не хотят.
Все участники «круглого стола» выразили озабоченность по поводу состояния дел в обеспечении качества фасадных работ и высказали мнение о необходимости создания специальной комиссии или центра по качеству, который мог бы вырабатывать стандарты качества, рекомендовать материалы и т. д.

Дата: 03.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (102)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!