Сергей Круглик: «Инвесторы могут получить помощь от государства»

1 стр. из 1

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — один из наиболее важных, приоритетных проектов государства, но в то же время нелегких в реализации. О том, как идет реализация этого проекта, и в целом о развитии строительного комплекса страны — разговор с руководителем Росстроя С. И. Кругликом.

— Сергей Иванович, насколько нам известно, реализация проекта «Доступное жилье..» идет в стране с немалыми трудностями? Чем они, на Ваш взгляд, вызваны?

— Надо сказать, при реализации этого очень важного национального проекта государство столкнулось с рядом острых проблем, которые накапливались годами. Главная из них — отсутствие у местных властей проработанных градостроительных планов развития территорий, правил землепользования и застройки, а также документации по планировке. Без этого невозможно верстать бюджеты строительства, составлять программы по развитию социальной и инженерной инфраструктуры, устанавливать правовые гарантии для застройщиков, формировать техусловия для разработки проектной документации.

Известно, что сегодня свободных земельных участков, обеспеченных необходимой коммунальной инфраструктурой, остро не хватает. Я считаю, что местные власти должны создавать условия для бизнеса, подготавливать земельные участки. Им может быть оказана государственная поддержка из бюджетов других уровней, в том числе федерального. Это, во-первых, государственные гарантии РФ по заимствованиям, осуществленным для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации объектов коммунального хозяйства. Во-вторых, это субсидии бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятых на подготовку земельных участков. И в-третьих, это субсидии на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой застройки. Так, в 2007 г. госгарантии составят 17,5 млрд. руб. Субсидии по процентным ставкам и «дорожные» субсидии — 3,8 и 3,5 млрд. руб. соответственно.

— Сергей Иванович, а каковы итоги развития строительной отрасли России в 2006 г.?

— Мы уложились в те параметры реализации национального проекта «Жилище», которые намечены на 2006 г. Запланированные по стране 50 млн. кв. м нового жилья сданы в эксплуатацию.

Но надо понимать, что реальная потребность в обеспечении жильем значительно выше. Соответственно, нужно продолжать работу над увеличением объемов строительства, создать необходимые для этого условия.

Кроме того, не радует и факт значительного роста цен на вводимое жилье. Причем этот процесс характерен не только для Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов, но для всего рынка жилья в целом. В то же время надо понимать, что рост цен — это процесс объективный. Он говорит как о реально существующем дефиците предложения жилья на рынке, так и о возрастающей платежеспособности населения. Кроме того, что немаловажно, он делает строительный рынок привлекательным для инвесторов. А без этого в условиях рыночной экономики развитие строительных процессов и серьезное увеличение объемов ввода жилья просто невозможны.

Мощными темпами растет ипотечное кредитование населения. Предполагалось, что в 2006 г. граждане возьмут кредитов и займов на общую сумму около 108 млрд. рублей. Действительность же превзошла самые смелые ожидания. Прогнозируемая сумма была превышена больше чем в 2 раза и составила около 220 млрд. руб. Кредиты и займы предоставляют уже более 660 банков, кредитных бюро, других финансовых учреждений. Все это свидетельствует об экономической привлекательности для них такой деятельности, что гарантирует и дальнейший ее рост. Развивается система рефинансирования ипотечного кредитования. Если всего 2–3 года назад единственным игроком на этом рынке было государственное Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию, то теперь конкуренция здесь весьма высока, что, в конечном итоге, идет на пользу именно потребителям этих услуг.

— А в каких регионах, на Ваш взгляд, строительная отрасль развивается наиболее динамично?

— Если отталкиваться от объемов ввода в эксплуатацию нового жилья, то это, безусловно, Московская область. В прошлом году там было построено жилья общей площадью 6,1 млн. кв. м, что составило почти 13% от всего объема ввода по стране в 2006 г. Хорошие результаты показали также Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Ростовская, Тюменская, Свердловская области, республики Татарстан и Башкортостан.

Но необходимо отметить и некоторый существующий перекос в развитии строительной отрасли в регионах. Примерно на 15 наиболее динамично работающих субъектов Федерации (включая и вышеперечисленные) приходится почти 53% введенного в эксплуатацию жилья. А значит есть регионы, где строительство развивается довольно медленно (хотя в целом рост объемов производства строительных работ имеется практически везде). Конечно, такая резкая дифференциация имеет и объективные предпосылки, но тем не менее необходимо содействовать строительным процессам и в отстающих регионах.

Кроме того, необходимо отметить почти повсеместное и довольно активное развитие индустрии строительных материалов. Как отечественные, так и зарубежные компании создают все новые производства с использованием новейших разработок и технологий.

— Прежняя задача — строить к 2010 г.80 млн. жилых метров — была недавно серьезно скорректирована. Президент сказал, что нам нужно строить не менее 140 млн. м в год. В ответ правительство принимает решение поддержать 22 амбициозных проекта: на деньги частного бизнеса должны быть построены новые города-«миллионники». По сути — новые города. Как Вы относитесь к такой идее? 

— Эта идея берет начало с инициативы бизнеса, крупных финансово-строительных корпораций, которым нужны масштабные проекты. Так, скажем, была сформулирована идея построить микрорайон Академический под Екатеринбургом, где на площади в 1 300 га вырастет около 9 млн. кв. м жилья и будет более 300 тыс. человек населения. То есть это должен быть фактически полноценный областной город — такой, как Псков или Новгород. 800 га земли инвестор выкупил, еще 500 га — в муниципальной собственности.

После того как выяснилось, что проекты, подобные Академическому, разрабатываются и в других регионах, правительство приняло решение их поддержать. Президент в своем Послании Совету Федерации четко поставил задачу: «Нехватка жилья в России настолько остра, что строительство (как планировалось вначале) 80 млн. кв. м жилья в год недостаточно для решения проблемы, надо строить не меньше 140 млн. кв. м». Но «взять» такие темпы — а сегодня строится чуть более 50 млн. кв. м в год — можно только с помощью массовой, крупномасштабной застройки.

Напомню, что в начале мая этого года правительство утвердило положение об отборе экспериментальных инвестпроектов комплексного освоения территорий для жилищного строительства и поручило Росстрою провести этот отбор. Что мы и сделали к концу июня. Всего на конкурс было представлено 39 проектов, отобрано 22. Одно из основных условий отбора — в проекте должно быть заложено строительство не менее 1 млн. кв. м жилья. Самый крупный из них — Большое Домодедово с 12 млн. кв. м жилья.

По градостроительным решениям и планировке проекты очень разные. Тот же Академический и Большое Домодедово предусматривают в основном многоэтажную застройку, хотя будут и малоэтажные дома, и таун-хаусы. Другие проекты, например, Лесная Поляна под Кемерово — это индивидуальное домостроение, малоэтажная застройка. Там будет жить 80–90 тысяч человек. Аналогичные микрорайоны в Чувашии — прибрежная часть Волги между Чебоксарами и Новочебоксарском. Также неподалеку от Волги будет создан еще один микрорайон — между Самарой и Новокуйбышевском; он так и называется — «Волгарь». Похожий проект на 2 млн. кв. м в Благовещенске — микрорайон Северный.

— Какую помощь инвесторы получат от государства?

— Это, во-первых, как я уже называл, госгарантии по заимствованиям, необходимым для инженерной подготовки застраиваемых участков. Во-вторых, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученных в наших банках для тех же целей (строительство инженерной инфраструктуры, реконструкция коммунального хозяйства). Строительство дорог к новым микрорайонам берет на себя федеральный бюджет — будет использован механизм субсидий бюджетам субъектов, в которых осуществляются проекты. Собственно, все эти формы господдержки не изменились по сравнению с теми условиями, которые оговорены в федеральной программе «Жилище».

Все экспериментальные проекты должны стартовать еще в этом году. Это тоже одно из условий прохождения конкурса. Причем наша задача на этих проектах — доказать, что пора переходить на совершенно иные принципы градостроения, работать не по инвестиционным контрак-там, а по градостроительным решениям. Муниципалитет и архитекторы решают, что и где должно быть построено, а затем уже приходят застройщики, предложившие самые приемлемые условия выполнения того или иного проекта. Кроме того, в стоимость жилья не должна входить стоимость строительства дороги, поликлиники. Тогда покупатель будет платить за жилье, а не покупать все, что с ним связано. Значит жилье станет более доступным.

— Не секрет, что градостроительной системы в России до сих пор как таковой не существует. Правда, Градостроительный кодекс принят, основы заложены. Теперь, наверное, субъекты РФ, муниципалитеты должны принять собственные законодательные акты в сфере градостроительства?

— Вся федеральная нормативная база градостроения должна быть создана к 1 января 2008 г. С этого момента, согласно федеральному ГК, все субъекты РФ должны иметь схему территориального планирования. Следующий шаг — конкретные генеральные планы городов с правилами землепользования и застройки, которые должны быть приняты к 2008 г.

— По поводу отмены лицензирования строительной деятельности, как Вы относитесь к тому, что она все-таки переносится на год?

— Прошел закон о продлении лицензирования ровно на один год. Почему принята такая мера? Поскольку все-таки это единственный сегодня механизм недопущения недобросовестных, так скажем, компаний на рынок: и лишение недобросовестных компаний лицензий, и соответственно запрет на работы по строительству жилых и нежилых зданий на этом рынке. Почему продлили на год, не на полгода, не на 10 лет, и вообще не оставили это лицензирование? Впоследствии, безусловно, это должно быть передано в руки профессионального сообщества, как во всех других странах, то есть государство должно уйти от вмешательства. И вот это профессиональное сообщество в лице саморегулируемых, общественных организаций будет не только регулировать доступ на рынок строительных компаний, но и отвечать за них и финансово, и страховыми системами, и так далее.

— Сергей Иванович, состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве страны — тоже одна их наиболее важных забот Росстроя. Как регионы в этом году готовятся к зиме?

— В середине августа у нас как раз состоялось всероссийское селекторное совещание, посвященное этому вопросу. Сразу скажу, что текущий подготовительный период проходит под пристальным вниманием высшего руководства страны. Во исполнение поручений Президента, председателя Правительства этот вопрос был рассмотрен на координационных совещаниях в федеральных округах (в трех из них я принимал участие лично), на которых были приняты решения, направленные на обеспечение стабильной работы предприятий и организаций ЖКХ.

Росстрой и, в частности, сформированный оперативный штаб продолжают отслеживать ход подготовки жилищно-коммунального хозяйства субъектов Российской Федерации к предстоящему осенне-зимнему периоду.

К сожалению, должен констатировать, что в ряде регионов России по состоянию на 1 августа были отставания от планов по основным показателям готовности. Зима не за горами, и я надеюсь, что сейчас ситуация с подготовкой к зиме налаживается.

Безусловно, одной из причин недостаточных темпов предзимней подготовки является отставание в финансировании из региональных и муниципальных бюджетов намеченного комплекса мер. Всего на проведение намеченных плановых работ необходимо 251,7 млрд. руб., фактически выделено — 103,4 млрд. руб. (41,1%). Времени для исправления ситуации осталось не много.

Считаю, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления необходимо сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы на выполнение задач по подготовке к зиме и обеспечить их целевое использование.

Дата: 25.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9 (103)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!