Илья Клебанов: «Проект «Доступное жилье…» требует «ручного» управления»

1 стр. из 1

Северо-Западный федеральный округ по своей территории больше многих вместе взятых европейских государств. Значимость субъектов округа в палитре регионов страны определяется его приближенностью к западным границам государства, близостью к Евросоюзу. Здесь традиционно высок промышленный потенциал, уровень образования жителей, уровень достатка. Темпы строительства жилья на Северо-Западе тоже одни из самых высоких в стране. Об этом и не только — в нашем интервью с полномочным представителем Президента РФ на Северо-Западе России И. И. Клебановым.

— Илья Иосифович, в Северо-Западном федеральном округе большое внимание уделяется реализации приоритетных национальных проектов, в том числе проекта «Доступное жилье…». Однако, как Вы сами отмечали в своем выступлении на совещании в Калининграде, несмотря на рост в округе ввода жилья в 2006 г. (116% к уровню 2005 г.) в большинстве субъектов округа жилье продолжает оставаться малодоступным для широких слоев населения.

— Да, нерешенными до конца еще остаются вопросы по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов, по субсидированию молодых семей и предоставлению субсидий отдельным категориям граждан, имеющим право на льготы. Продолжается рост цен на жилье, недостаточно активно осуществляется развитие коммунальной инфраструктуры. Медленными темпами внедряются механизмы ипотечного строительства.

Мы видим, что проект «Доступное и комфортное жилье...» оказался, пожалуй, самым нелегким в осуществлении среди всех других национальных проектов. Ипотека доступна пока очень немногим, есть трудности с выделением новых земельных участков, существуют проблемы и со старыми земельными участками, которые были забраны инвесторами, и на них ничего не происходит. Думаю, доступ к жилью в ряде областей Северо-Запада, особенно северных, можно обеспечить, если удастся внедрить мало-этажное деревянное домостроение, убедить банки на более низкий процент ипотечного кредитования, а также, если уйти от крупного первоначального взноса.

Одним из важных вопросов реализации проекта «Доступное жилье…» является наличие свободных земельных участков для строительства жилья и обеспечение их необходимой инженерной инфраструктурой.

По итогам 2006 г., в Северо-Западном федеральном округе наблюдались самые высокие за последние 5 лет темпы роста объемов строительных работ (132,5%), что превышает средний российский показатель. Однако, к примеру, цена квадратного метра в Петербурге превышает уже сегодня 60 тыс. руб. Надо не один десяток лет копить семье средства, чтобы приобрести хотя бы небольшую квартиру. Поэтому можно сказать, что жилье стало более комфортным, но и более недоступным. Иными словами, несмотря на то, что темпы строительства и ввода нового, комфортного жилья увеличились, из-за своей дороговизны оно осталось все таким же недоступным. А значит и задачу реализации национального проекта доступного и комфортного жилья нам не решить за один год.

— Задачу улучшения жилищных усло-вий россиян, петербуржцев, жителей округа можно решать и посредством расселения ветхого и аварийного жилья.

— К решению проблем ветхого и аварийного жилья органы власти — как федеральные, так и региональные — подступали неоднократно. Системный подход к этой проблеме был определен постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. N 33, принявшим подпрограмму «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. Этим же постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации указанной подпрограммы, принять участие в финансировании мероприятий программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных средств. Для реализации подпрограммы выделялись средства федерального бюджета, которые позволяли с привлечением бюджетных средств регионов и муниципалитетов решать вопросы ликвидации аварийного и ветхого жилья путем его капитального ремонта или сноса с предоставлением проживающим в нем гражданам нового жилья. С 2006 г. финансирование из федерального бюджета вышеуказанной подпрограммы было прекращено, что сразу повлияло на решение проблем с ветхим и аварийным жильем.

Региональные программы, направление на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, принятые в каждом из 11 субъектов Северо-Запада, к сожалению, не смогли обеспечить достаточное финансирование для решения этой проблемы. Видно, как ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик как больших городов, так и малых населенных пунктов, сдерживает развитие инфраструктуры. Его наличие не только понижает инвестиционную привлекательность территорий, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортного проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг. В течение последних не только лет, но и десятилетий ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных и даже текущих работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что в конечном счете обусловило его неуклонное ветшание.

Например, в Вологодской области с 1998 по 2006 гг. финансирование работ капитального ремонта жилищного фонда составило 47,6% от потребности. Объем финансовых средств местных бюджетов, направляемых на проведение капитального ремонта, с каждым годом увеличивался, однако до нормативной потребности так и не был доведен. Особое место занимают дома первых массовых серий — пятиэтажек, так называемых хрущевок. В Северо-Западном федеральном округе более 300 тыс. человек (это около 1,5% населения) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в регионах округа составляет около 3 млн. кв. м — это примерно 5% общего жилищного фонда округа. В Санкт-Петербурге насчитывается свыше 1 млн. кв. м ветхого и аварийного жилья, в котором проживает более 15 тыс. семей.

— Есть ли какие-то кардинальные меры для ликвидации аварийного и ветхого жилья, предлагаемые федеральными органами власти?

— Реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» привела к значительной активизации строительства во всех областях — от малоэтажного до комплексной застройки отдельных районов и даже городов. Однако, расширяя строительство нового жилья, нацпроект не решает проблему ветхого и аварийного жилого фонда. О тревожной тенденции постоянного увеличения объемов ветхого жилья говорил Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию в этом году. Президент предложил два направления деятельности по ликвидации жилья, непригодного для проживания. Первое — выделить средства на ремонт жилья в разовом порядке, чтобы запустить механизм создания объединений эффективных собственников жилья. И второе — принять долгосрочную программу (на 4–5 лет) по расселению аварийного фонда. Такая программа должна переломить неблагоприятные тенденции в этой сфере и помочь гражданам решить свои жилищные проблемы. Президент предложил для эффективной работы по реформированию ЖКХ создать специальный фонд — в объеме не менее 250 млрд. руб. На программу переселения граждан из аварийного жилья выделить не менее 100 млрд. руб., на ремонт жилищного фонда направить не менее 150 млрд. руб.

— А решают ли регионы сами проблемы с аварийным и ветхим фондом, не дожидаясь помощи из федерального центра?

— Например, в Санкт-Петербурге ликвидация аварийного жилищного фонда осуществляется путем проведения капитального ремонта за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств инвесторов. В 2006 г. было отремонтировано и введено в эксплуатацию 24 млн. кв. м аварийной площади жилищного фонда. В 2007 г. запланировано отремонтировать 35 млн. кв. маварийного жилищного фонда. В Новгородской области также действует областная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003–2010 гг. За годы реализации программы введено 6 700 кв. м жилой площади, переселено 370 человек. Финансирование программы за 2003–2006 гг. составило 64 млн. руб., в том числе из областного и местных бюджетов — 51 млн. руб., из федерального — 13 млн. руб. В 2007 г. в областном бюджете предусмотрено на реализацию программы более 28 млн. руб. Нам необходимо предусмотреть и порядок использования расселенного жилого фонда и земельного участка, на котором он расположен. Варианты в этом случае могут быть различными: дом может быть снесен, а участок под ним продан на торгах, земельный участок может быть выставлен на торги вместе с домом, земельный участок отходит в региональную или муниципальную собственность, здание реконструируется и используется для социальных целей. Любой из этих вариантов не должен допускать ситуации, когда в непригодный для проживания дом снова заселяются новые жильцы.

Убежден, что проблему ликвидации аварийного и ветхого жилья с учетом средств, которые будут выделены из федерального бюджета, можно решить в ближайшее время.

Дата: 25.09.2007
Елена Октябрьская
"Петербургский строительный рынок" 9 (103)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!