Ассоциация «Северо-Запад»: наша главная цель – повышение качества жизни населения

1 стр. из 1

Ассоциация «Северо-Запад» была создана более 16 лет.

Ее учредители — 11 субъектов Северо-Западного федерального автономного округа Российской Федерации (Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Ненецкий автономный округ и Санкт-Петербург), которые в лице руководителей исполнительной и законодательной власти объединились с целью создания условий для эффективного взаимодействия в вопросах межрегиональной интеграции и социально-экономического развития регионов Северо-Запада, а также реализации основных направлений стратегии социально-экономического развития, разработанных аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе с участием всех субъектов Российской Федерации Северо-Запада.

О том, насколько успешна деятельность Ассоциации в избранных направлениях, мы беседуем с вице-президентом Ассоциации «Северо-Запад», председателем ее исполнительного комитета Еленой Хазовой.

— Елена Васильевна, создание условий для эффективного взаимодействия субъектов в вопросах межрегиональной интеграции и социально-экономического развития, которое является одной из задач деятельности Ассоциации, напрямую связано с повышением качества жизни населения. Каких здесь удалось добиться результатов за последнее время?

— Термин «социально-экономическое развитие» стал настолько общепринятым и привычным, что мы даже не задумываемся о его главном содержании — о том, почему здесь в одном понятии объединены по сути такие разные категории — социальная и сугубо коммерческая. А смысл заключается в том, что любые наши достижения в росте промышленного производства, в сельском хозяйстве и в энергетике, во всем нашем многоотраслевом хозяйстве не будут иметь никакой ценности, если они не подчинены главной социальной задаче — росту благосостояния наших граждан, максимальному удовлетворению их человеческих потребностей, интеллектуальному развитию и в итоге, как вы сами обозначили в своем вопросе, повышению качества жизни населения.

Социальным аспектам развития Ассоциация «Северо-Запад» уделяет особое внимание. Здесь и разработка предложений по повышению эффективности системы образования, и создание действенных механизмов поддержки молодых специалистов, и программы помощи малоимущим. Но все-таки главным пунктом в социальной повестке дня стоит та проблема, которая сейчас стала одним из приоритетных национальных проектов России — это здоровье.

В последние годы Ассоциация постоянно работает над вопросами доступности и качества медицинских услуг, повышения уровня здоровья населения. Ситуация, сложившаяся в этой области, требует незамедлительных действий. По данным итогов диспансеризации, только 12–15% обследованных можно отнести к группе здоровых. Отсюда становится понятна необходимость развития системы профилактики заболеваний, что и является одной из главных стратегических целей национального проекта «Здоровье».

Сейчас в субъектах Северо-Запада внедряется разработанная при участии Ассоциации программа автоматизированного комплексного обследования населения, учитывающая в том числе и социальные показатели качества жизни населения. Уже накоплен существенный опыт использования этой программы, который свидетельствует, что системная реализация мер профилактики и контроля состояния психического и физического здоровья различных возрастных групп населения на основе международных принципов оказания профилактической помощи является необходимым условием достижения положительного результата. Вот почему комитет по охране здоровья Ассоциации на основе анализа и обобщения данных, поступающих из регионов Северо-Запада, подготовил соответствующие рекомендации для рассмотрения Государственным советом и Правительством Российской Федерации.

— В структуре Ассоциации 13 комитетов различной направленности: по экономическому развитию, по промышленности и энергетике, по транспорту, по строительству и ЖКХ и т. д. Насколько плотно они взаимодействуют с аналогичными комитетами исполнительных и законодательных органов субъектов федерации? Какие у них есть права и полномочия, как они реализуются на практике?

— Как я уже отметила, отвечая на предыдущий вопрос, комитеты, входящие в структуру Ассоциации, выходят с предложениями для рассмотрения их федеральными органами государственной исполнительной и законодательной власти. Это касается и бюджетно-финансовых вопросов, и предложений в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Северо-Запада, и перспектив рационального использования их экономических потенциалов, и межрегиональных аспектов социально-экономического развития, и целого ряда других проблем. А квалифицированная разработка таких рекомендаций просто невозможна без самых тесных контактов с госструктурами регионов — членов нашей Ассоциации.

Более того, для тщательной разработки отдельных проблем в рамках комитетов Ассоциации создаются рабочие группы, куда входят эксперты, представители бизнес-сообщества, научных и образовательных учреждений, общественных организаций. Постоянное взаимодействие требуется и при разработке и реализации совместных программ и проектов, в том числе федерального значения, таких, как программы по развитию отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта, агропромышленного комплекса, связи, социальной сферы, внешнеэкономической, информационной и иной деятельности.

Кроме того, в соответствии с уставом Ассоциации мы имеем право принимать участие в работе комитетов и комиссий Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам социально-экономического развития территорий, входящих в Северо-Западный федеральный округ, разрабатывать региональные разделы программы развития территорий при формировании федерального бюджета, федеральной программы развития и других нормативно-правовых актов Российской Федерации.

— Как известно, среди национальных проектов, которые реализуются в регионе, больше всех «пробуксовывает» проект «Доступное и комфортное жилье…». Об этом в частности говорит полномочный представитель Президента в СЗФО И. И. Клебанов. Есть ли у Ассоциации планы и намерения поправить здесь положение дел и сделать жилье действительно доступным?

— Конечно, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем сегодня является одной из самых актуальных задач, стоящих перед руководством страны, регио-нальными и муниципальными властями. Однако несмотря на то что за последние годы немало сделано и делается в данном направлении, это по-прежнему очень болезненный вопрос для большинства россиян. Еще многие люди живут в ветхих и аварийных домах или в панельных домах первых массовых серий.

Причина неэффективной реализации подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» заключается в резком удорожании рыночной стоимости жилья, с которой не справляются бюджеты даже благополучных в экономическом плане территорий — ведь до сих пор переселение из аварийных и ветхих домов в новые квартиры оставалось бесплатным. Из-за низкой доли государственного финансирования принятые на федеральном уровне программы по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда являются неэффективными.

Износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса Северо-Запада составляет сейчас более 60%, количество ветхого жилья растет катастрофически. По нашим оценкам, необходимо в три раза увеличить объем федеральных дотаций на модернизацию сетей и выселение людей из ветхого жилья. Соответствующие предложения после детального изучения данной проблемы Ассоциация направила на рассмотрение в Правительство РФ.

Президентом РФ поставлена задача, чтобы к 2010 г. как минимум треть граждан имели бы возможность приобрести за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов квартиру, отвечающую современным требованиям. Свою задачу мы видим в содействии в создании необходимых финансовых механизмов, позволяющих улучшать жилищные условия граждан, в разработке ясных правовых условий для развития долгосрочного жилищного кредитования. При этом, по нашему мнению, одним из основных механизмов развития жилищного строительства должна стать ипотека. Наши эксперты активно работают по совершенствованию законодательной базы, позволяющей повысить надежность и привлекательность различных финансовых инструментов в сфере ипотеки. Для стимулирования ипотеки за счет региональных бюджетов предлагаются меры по компенсации определенным категориям граждан (бюджетники, сельские жители, молодые семьи) части процентной ставки по ипотечному кредиту, субсидированию части первоначального взноса, снизив его с 30 до 10%, меры по компенсации молодым семьям части ипотечного кредита с рождением детей.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» относится к наиболее сложно реализуемых. И это несмотря на то, что в среднем по округу ввод в действие жилья за 2006 г. составил 116% к уровню 2005 г., введено 4,6 млн. кв. м жилья — самый высокий показатель за последние пять лет. Наибольший рост ввода жилья зафиксирован в Калининградской, Мурманской, Архангельской и Ленинградской областях, в Санкт-Петербурге.

Однако при общей положительной динамике ввода жилья объемы нового жилищного строительства лишь ненамного перекрывают его выбытие за счет нарастающего объема ветхого и аварийного жилищного фонда. В то же время медленными темпами осуществляется развитие коммунальной инфраструктуры на земельных участках для жилищного строительства. Неэффективно развивается индустрия малоэтажного строительства. В субъектах Северо-Запада, имеющих значительные запасы леса, система комплексной застройки деревянным малоэтажным жильем не имеет должного внедрения. Над путями решения этих проблем сейчас постоянно работает наш комитет по строительству и ЖКХ. При этом, в частности, мы пытаемся распространить на другие регионы Северо-Запада положительный опыт Ленинградской области по бесплатному выделению участков под жилищное строительство в сельской местности и предоставлению инвесторам участков под застройку с подготовленными инженерными сетями, а также практику Вологодской области, где для строительства жилья на селе бесплатно выделяется круглый лес. Перспективна, на наш взгляд, и разработанная для предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области жилищная программа на базе межотраслевого ЖСК «Жилье в рассрочку». Смысл программы заключается в том, что предприятие предоставляет своим сотрудникам беспроцентную рассрочку на оплату новой квартиры сроком до 10 лет. При этом достигается не только улучшение жилищных условий людей, но и закрепление кадров на предприятии. Сейчас в рамках реализации этой программы производственное объединение «Кириши-нефтеоргсинтез» ведет строительство жилого дома на 156 квартир.

В настоящее время Комитет по строительству и ЖКХ изучает проблематику, связанную с региональной политикой в строительной отрасли СЗФО, для формирования региональных и муниципальных программ жилищного строительства, выявления формальных и неформальных барьеров для осуществления инвестиционных проектов, создания системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне.

— 20 сентября этого года в Таврическом дворце состоится II Съезд строителей Северо-Запада. Какие задачи ставят участники съезда перед собой?

— Я уверена, что предстоящий Съезд строителей станет важным событием для Северо-Западного округа. Эта уверенность основывается на том, что на Съезде будут подняты не общие темы, а вполне конкретные задачи, решение которых придаст новый импульс развитию жилищного строительства и рынка недвижимости в СЗФО. Будут рассмотрены вопросы, касающиеся роли градостроительной политики, госрегулирования и развития механизмов саморегулирования в строительстве, формирования рынка доступного жилья. Особое внимание будет уделено качеству строительства и реализации политики строительного надзора. Не останутся без внимания участников Съезда и вопросы взаимодействия строительного комплекса с производителями строительных материалов, и перспективы развития рынка ипотечного кредитования, и концепция малоэтажного строительства в Российской Федерации.

Думаю, что на Съезде прозвучит немало обоснованных предложений, касающихся дальнейшего развития строительного комплекса Северо-Западного округа. Поэтому главный результат Съезда будет зависеть от того, насколько все высказанные на нем идеи будут отработаны на местах и сколько из них найдут свое воплощение в реальных делах.

Дата: 25.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9 (103)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!