Анализ рынка проектирования и проектных мощностей Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

Неотъемлемой составляющей дорожного хозяйства является сектор проектирования. По данным 2007 г., Здесь для нужд транспортного строительства занято порядка 3 000 инженеров-проектировщиков.

Сегодня наблюдается острый дефицит проектных мощностей. Такая ситуация характерна не только для Санкт-Петербурга, но и для всей страны. Это оказывает влияние на рынок проектирования. Помимо рынка проектных работ появился рынок заказчиков. Только в Санкт-Петербурге, помимо КБДХ, проектные работы заказывают СПб дирекция КАД, Комитет по энергетике, Комитет по инвестициям, Комитет по строительству, ОАО «ЗСД», администрации районов и др. (табл. 1). Петербургские проектные институты активно работают на всем пространстве РФ — от Калининграда до Владивостока. Во многих городах страны (например, в Москве, Самаре) расценки на проектирование регулярно пересматриваются, что позволяет институтам работать рентабельно несмотря на издержки, связанные со срочностью, взаимоотношениями со смежниками, владельцами коммуникаций, экспертизой, накладными расходами и пр.

Общий объем проектирования (в млн. руб.)

Доля заказ КБДХ (в млн. руб.)

Другие заказчики

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

5 266,3

7 539,9

805,7

1 072,2

4 420,6

4 420,6

-

-

15%

14%

85%

86%

Однако в Санкт-Петербурге расценки на проектирование автомобильных дорог не пересматривались более 15 лет. Таким образом, на сегодняшний день стоимость ПИР составляет 0,5–1,5% от стоимости строительно-монтажных работ, при том что международная практика определяет стоимость ПИР в размере 5–8% от объема строительно-монтажных работ (СМР). Такой дисбаланс делает непривлекательной работу по заказу Санкт-Петербурга. Аналогичные работы в Москве стоят в 2,2–2,7 раза больше. Это отражается и в анализе проектных мощностей города. По результатам 2006 г., заказ КБДХ составлял всего 15% от общей загрузки петербургских проектных институтов. В 2007 г. — 14%. Всего объем рынка проектных работ, выполняемых петербургскими институтами, в 2006 г. составил 5 266 300 руб., в 2007 г. — 7 539 900 руб.1.

Всего на рынке проектирования для нужд Санкт-Петербурга дорожного хозяйства и смежных отраслей работают 14 институтов: ЗАО «Институт «Стройпроект», ЗАО «Петербург-Дорсервис», ЗАО «НИПИ «ТРТИ», ООО «НИИПРИИ «Севзапинжтехнология», ЗАО «Институт «Гипростроймост-СПб», ОАО «Трансмост», ГУП «Ленгипроинжпроект», ОАО «Ленгипротранс», ЗАО «Ленпромтранспроект», ОАО «Дорпроект», ЗАО «ИнкомПроект», ОАО «Дортехнологии», ООО «Институт строительных проектов», ЗАО «Петербургские дороги».

Таким образом, наш город является в РФ одним из самых обес-печенных проектными мощностями. Анализ занятости институтов показал, с одной стороны, неравномерность загрузки по линии КБДХ, с другой стороны, возможные перспективы для реализации ПИР ежегодным объемом до 2–3 млрд. руб.

Необходимые мероприятия
1. Введение регулярной практики пересмотра сборников цен на проектные работы.
2. Более высокая проработка заказчиком исходных данных и объема работ на стадии подготовки технического задания на ПИР.
3. Более активное участие заказчика в процессе получения технических условий владельцев коммуникаций.
4. Координация заказчиком процесса согласований и отстаивание проекта в экспертизе.
5. Формирование программы проектных работ с учетом сезонных особенностей. Следует учитывать, что изыскательские работы должны проводиться в летний период. В случае начала проектирования в III квартале объекты должны переходить на следующий год.
6. Требуется серьезный пересмотр нормативной базы, а также новые нормативы по дорогам и искусственным сооружениям, отвечающие современным нагрузкам и грузоподъемности, пересмотр исходных данных по основным стройматериалам.
7. Пересмотр программы ПИР будущих лет не только в объемах, но и в ценовом отношении, принятие нормативных документов по срокам проектирования и нового Сборника цен на проектирование со стоимостью проектных работ на уровне не ниже 7% от стоимости строительства. Эти обновления должны иметь регулярный характер.

Реализация этих основных мероприятий позволит кардинально изменить ситуацию с проектированием в Санкт-Петербурге.

Дата: 25.09.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9 (103)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!