Временный консенсус

1 стр. из 1

На состоявшемся в июне 2007 г. пленарном заседании Государственной Думы РФ были приняты в первом чтении поправки в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», касающиеся про-дления лицензирования строительных видов деятельности.


Как сообщил заместитель председателя Комитета Госдумы по собственности Д. В. Саблин, в самое ближайшее время законопроект будет рассмотрен и во втором чтении. «Законопроект простой и будет принят сразу во втором и третьем чтениях в самое ближайшее время», — уверен депутат.

Генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» А. В. Толкачев также заявил о переносе срока отмены лицензирования. В частности, он отметил, что правительственная комиссия по законодательству одобрила предложение Минрегионразвития РФ о продлении лицензирования строительной отрасли на год. «Накануне прошло заседание правительственной комиссии, на котором было принято решение отложить введение этой нормы еще на год. Абсолютное большинство строительных фирм выступают за сохранение лицензирования», — подчеркнул А. В. Толкачев.

Следует обратить внимание, что накануне этих заявлений многие из экспертов в строительной сфере тоже склонялись к необходимости продления лицензирования. Разница заключалась лишь в сроке переноса полномочий государственного органа по лицензированию. Так, по словам начальника департамента строительства Минрегиронразвития А. Ш. Шамузафарова, «государственное регулирование обязательно должно быть заменено профессиональным регулированием. Но всем специалистам очевидно, что до 1 июля система саморегулирования сформирована не будет. Поэтому государственное лицензирование строительной деятельности должно быть продлено».

«Некоторые специалисты предлагают продлить лицензирование еще на 1,5 года. Есть вариант продлить на год. Есть предложение Министерства экономического развития, согласно которому государственное лицензирование должно быть продлено еще на полгода — до 1 января 2008 года», — отметил А. Ш. Шамузафаров.

В первую очередь перенос сроков лицензирования может объясняться неготовностью законодательной базы к передаче полномочий саморегулируемым организациям. В связи с этим отсрочка на разработку технических механизмов перехода на саморегулирование выглядит вполне объяснимо.

На состоявшейся в конце мая 2007 г. пресс-конференции в ИТАР-ТАСС ( Москва) была озвучена позиция Российского Союза строителей в отношении сложившейся ситуации в строительной сфере. По информации пресс-службы РСС, Российский Союз строителей считает, что «законопроект по введению саморегулирования в строительной отрасли должен быть в первую очередь направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, усилению их ответственности перед потребителями и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников строительного рынка».

Однако дискуссия о внедрении новой системы саморегулирования не была бы так интересна и не вызывала бы такой резонанс в прессе, если бы не возникло противостояние сторонников и противников отмены лицензирования. Так, например, депутат Московской городской думы С. С. Митрохин резко высказался о системе СРО, заявив, что это «очень сомнительная лоббистская мера, за которой стоят крупные строительные компании. Принятие закона о СРО ухудшит ситуацию на рынке строительных услуг. Уже сейчас практически не действуют никакие нормы, регулирующие строительную деятельность с точки зрения безопасности. Нет ответственности за нарушение строительных норм в уголовном и административном законодательствах. Нет органа, следящего за этим. Теперь хотят еще и лицензирование прекратить. Закон о СРО — это вообще возвращение к цеховому принципу, к гильдиям, к средневековью. При его помощи объединенные в эти организации компании создадут строительные картели и будут просто выдавливать с рынка конкурентов».

Несмотря на то что подобная точка зрения об актуальности продления системы лицензирования поддерживается сразу несколькими известными экспертами в строительной сфере, сама идея продления достаточно противоречивая. Строительные лицензии действуют на территории нашей страны уже на протяжении многих лет. Однако все чаще звучат сомнения в их надежности. В первую очередь это можно объяснить возросшим уровнем травматизма во время строительства, а также увеличившимся количеством брака на сдаваемых строительными компаниями объектах.

Исходя из сегодняшней ситуации с переносом срока перехода на саморегулирование строительных организаций, можно сделать вывод, что в ближайший год ситуация на рынке не изменится. Во всяком случае в лучшую сторону, т. к. оснований для этого просто нет. Многим строительным компаниям выгодно существовать в рамках системы, не способной обеспечить качество продукции. И их не смущает наличие у Росстроя обновляемой базы реестра лицензий, включающей полную информацию обо всех лицензированных участниках российского строительного рынка, как заверяет Александр Толкачев. Что же тогда может повлиять на сложившуюся ситуацию, которая будет существовать еще минимум год?

С одной стороны, подобным механизмом могло бы стать обязательное страхование деятельности по инженерным изысканиям, архитектурному проектированию и строительству, в рамках которого четко были бы определены риски деятельности и условия для осуществления выплат по договору страхования. Однако подобная идея лежит в основе системы саморегулируемых организаций, срок передачи полномочий которым планируется отложить до июля 2008 г. Следовательно, такой вариант защиты потребителей от недобросовестных строителей не получит реализации в ближайшее время.

Альтернативой обязательному страхованию, по мнению экспертов, становится распространенный во всем мире международный стандарт менеджмента качества ISO 9000, который получает все большую популярность в нашей стране. В числе основных принципов деятельности компании в рамках стандарта ISO 9000 можно назвать: удовлетворенность потребителей (понимание их потребностей, стремление удовлетворить их запросы в настоящее время и в будущем); процессный подход (определение процессов, документирование); постоянное улучшение (устранение проблем, развитие новых технологий); роль руководства (демонстрирование приверженности на собственном примере, четкое определение перспектив, целей, обеспечение ресурсами, признание вклада людей, создание нормального психологического климата в коллективе); вовлечение персонала (работники всех уровней вовлечены в процесс постоянного повышения качества деятельности компании); системный подход к управлению; метод принятия решений, основанный на фактах (собираются и анализируются данные, подтверждается выполнение, фиксируется результат); взаимовыгодные отношения с поставщиками (выбор, ранжирование, поощрение надежных поставщиков).

На сегодняшний день наличие сертификата серии ISO 9000 является одним из самых действенных способов демонстрации качественных возможностей строительной компании. Об этом можно судить исходя из некоторых статистических данных. Так, например, по статистике одного из ведущих центров, предоставляющих услуги в области сертификации и лицензирования, — «Центра независимых экспертных оценок» — за прошедшие 2 года около 100 тыс. компаний строительной отрасли были проверены Росстроем на предмет соблюдения ими лицензионных требований и условий. Меры воздействия применены почти к 42 тыс.организациям. В судебном порядке аннулировано 302 лицензии.

В свою очередь сертификаты качества серии ISO 9000 обретают все большую актуальность среди строительных организаций, что может быть продемонстрировано следующими примерами. Генеральный директор строительной компании «Алютерра СК» С. А. Кочерин считает, что внедрение и сертификация системы менеджмента качества по стандартам ISO 9000 «позволили организации повысить уровень оказываемых услуг, обеспечить стабильность качества и создать основу для его непрерывного развития и совершенствования. Кроме того, мы уверены, что наличие сертификата ISO 9000 системы «Стандарт-Тест» поможет нам укрепить свою репутацию в отрасли, послужит реальной основой для победы в тендерах на строительство уникальных объектов».

Генеральный директор «ИНКОР Инжиниринг» С. Г. Потапов отметил: «Наша компания на протяжении уже долгого времени демонстрирует высокие показатели ведения дел в инжиниринговой отрасли. Это результат правильно выбранной и реализуемой в настоящее время стратегии развития компании, одной из ключевых задач которой мы считаем внедрение системы менеджмента качества. Система уже помогла нам оптимизировать технологические процессы и в дальнейшем, мы уверены, поддержит на пути эффективного и целенаправленного развития».

«Качество не может быть спонтанным и односторонним. В этом процессе должна участвовать вся организация, и здесь необходима правильно выстроенная система управления бизнес-процессами. Немаловажно и то, что Россия вступает в ВТО, и нам удалось успешно перенять практику зарубежных стран, в которых наличие системы менеджмента качества является нормой и говорит о зрелости и стабильности организации», — считает генеральный директор «ХимПластСтрой» А. А. Худошин.

Подобные отзывы демонстрируют, что в рамках системы лицензирования качество строительных работ может соответствовать самому высокому уровню. И в этом в первую очередь заинтересованы сами строительные организации. Как предлагают некоторые специалисты строительной сферы, прежде чем переходить к саморегулированию, неплохо было бы ввести промежуточную стадию между лицензированием и саморегулированием. Это можно объяснить тем, что организации сами хотят застраховаться от возможных сбоев в работе новой системы. А подобные сбои возможны только из-за ненадлежащего качества строительных работ и претензий со стороны потребителей. Сертификат качества серии ISO 9000 является одним из основных механизмов обеспечения качества продукции, что может стать незаменимой базой для перехода на новую систему саморегулирования деятельности строительных компаний.

Дата: 04.10.2007
В. К. Ишалев
"СтройПРОФИль" 6 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!