Освоение подземных пространств — закономерный этап развития всех крупных городов

1 стр. из 1

На современном этапе социально-экономического развития при постоянном совершенствовании строительных технологий в городах-агломерациях стала очевидной необходимость максимального использования градостроительного потенциала подземного пространства.
В условиях дефицита городских территорий мегаполисов под землей могут располагаться тоннели транзитных транспортных магистралей, дублирующие перегруженные транспортом городские улицы, пешеходные переходы, транспортные развязки, гаражи, парковки автомобилей, объекты социально-культурного, торгового и административно-офисного назначения, трансформаторные подстанции и многие другие инженерные сооружения.

Отсутствие в России методики объективной оценки экономической целесо-образности подземного строительства и, как следствие, недостаточное стимулирование строительства подземных сооружений приводит к тому, что значительные городские территории застраиваются объектами, которые могут быть размещены в подземном пространстве и тем самым экономить городскую территорию.

Вместе с тем подземная урбанизация активно развивается во всем мире. Зарубежный опыт показывает, что для обеспечения устойчивого равновесия и комфортного проживания в мегаполисе доля подземных сооружений от общей площади вводимых объектов должна составлять 20–25%. В Москве же доля подземных сооружений от общей площади объектов, введенных в эксплуатацию за последние 5 лет, не превышает 8%. В Санкт-Петербурге этот показатель еще ниже.

Подземное строительство имеет огромное значение для нормального функционирования городской среды. По мнению специалистов, без прокладки новых подземных дорог нас ожидает транспортный коллапс, начало которого уже можно наблюдать в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Кроме того, развитие подземного транспортного строительства позволит сохранить уникальный внешний облик центральных районов, ценные городские ландшафты и целые природные комплексы.

Для развития подземной урбанизации и экономии городских территорий Москвы в конце мая с. г. постановлением правительства города была принята Концепция освоения подземного пространства и основные направления развития подземной урбанизации г. Москвы. К 2010 г. в Москве планируется построить от 2 до 3 млн. кв. м подземных многофункциональных комплексов, что составит 15% от общего объема строительства. Под землей планируется разместить до 70% всех гаражей, 80% складских помещений и 30% объектов сферы услуг.

В Санкт-Петербурге в генеральном плане развития города предложение по использованию подземного пространства ограничивалось только строительством гаражей и стоянок автотранспорта. Имеется картирование инженерно-геологических условий территории города по степени благоприятного использования для освоения в целом. Соответственно, отсутствует концепция развития подземной урбанизации. Но разработки по использованию подземного пространства города велись. Еще в 1979 г. был выполнен Проект планировочной организации и освоения подземного пространства Ленинграда, над которым трудились почти два десятка ленинградских организаций. Позднее на международной конференции «Подземный город: геотехнология и архитектура», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1998 г., была заслушана Концепция комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга. Однако в связи с экономическими трудностями того времени она не была принята, и освоение подземного пространства в тех немногих случаях, когда оно осуществлялось, не соответствовало этой концепции. В соответствии с ней, подземное пространство условно подразделялось на три уровня. Первый, глубиной до 6–8 метров, использовался для прокладки коллекторов подземных инженерных коммуникаций, пешеходных переходов и гаражей. На глубине до 30 м предполагались транспортные развязки, протяженные транспортные тоннели и другие подземные сооружения, а уровень глубже 30 м предназначался для дальнейшего развития метро. В настоящее время подземные сооружения, заглубленные на 5–10 метров, в Санкт-Петербурге являются большой редкостью, а более 10 метров практически отсутствуют.

Развитие подземного строительства у нас в городе идет крайне медленно не только из-за отсутствия концепции развития подземного пространства, но и из-за сложных инженерно-геологических условий, недостаточной оснащенности и отсутствия положительного опыта. Однако, по мнению заведующего кафедрой «Тоннели и метрополитены» Петербургского университета путей сообщения профессора А. П. Ледяева, в Петербурге грунты ничуть не хуже, чем, например, в Голландии, где интенсивно развивается подземное строительство. Он утверждает, что имеется международный и отечественный опыт, позволяющий строить наклонные ходы, вертикальные штольни и подземные сооружения в аналогичных Петербургу гидрогеологических условиях. Иначе и не было бы в нашем городе подземных вестибюлей станций метро, которые успешно функционируют уже более 50 лет.

Конечно, подземное строительство относится к высшему классу сложности, оно, как уверяют геотехники, сложнее высотного строительства. Но именно возведение высотных зданий требует строительства многоэтажной подземной его части для обес-печения устойчивости и надежности со-оружения, тем самым, являясь движителем развития подземной урбанизации.

Опыт освоения подземного пространства показывает, что традиционных инженерно-геологических исследований недостаточно, а технологические решения по подземному строительству оказывают основное влияние на разработку проекта. Многоэтажные подземные конструкции как правило выполняются в котлованах, образованных путем устройства опускных колодцев, «стен в грунте», металлического шпунта, роторного закрепления грунта и др. Ограждения по контуру котлованов должны предотвращать подвижки оснований соседних зданий. Глубина таких ограждающих конструкций может достигать 20 и более метров с применением распорных и анкерных систем. Отдельным способом подземного строительства, используемым в метростроении и возведении подземных транспортных тоннелей, является так называемый закрытый способ щитовой проходки. Основной материал для строительства подземных сооружений — монолитный железобетон. К бетонам подземных сооружений предъявляются специальные требования.

В городских условиях для устройства открытых котлованов средней глубины (здания с 1–2-мя подземными этажами) возможно применение различных методов ограждения котлованов и искусственное понижение уровня подземных вод. Для зданий, имеющих 3 и более подземных этажа, при плотном окружении городской застройкой эффективно строительство методом «сверху вниз», что позволяет осуществлять одновременное возведение наземной и подземной частей здания, снизить шум при работе в замкнутом пространстве, исключить влияние погодных условий и т. п. Всякое подземное строительство требует детально разработанного проекта с применением сертифицированных программ, обеспечивающих точность расчета, в том числе прогноза деформационного поведения объекта и обязательного в процессе строительства геотехнического сопровождения — мониторинга.

Дата: 04.10.2007
В. П. Вершинин, О. А. Мустафаева
"СтройПРОФИль" 6 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!