|
|||||
1 стр. из 1 Санкт-Петербург как крупнейший индустриально развитый экономический регион Северо-Запада России занимает второе место по количеству проводимых выставочных мероприятий в России: его доля составляет около 10% общероссийского выставочного рынка. Ежегодно в городе проходит от 180 до 200 выставочных мероприятий при непосредственном участии 15 основных городских выставочных организаторов. Высокий уровень активности выставочных организаторов и других участников выставочной деятельности обуславливается выгодным геополитическим положением города, его развитой многоотраслевой экономикой, финансовой и транспортной инфраструктурой. В связи с возросшим значением выставочно-ярмарочной деятельности для развития экономики Санкт-Петербурга возникла необходимость государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности. В настоящей Концепции нашли отражение все основные вопросы, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью. Концепция составлена в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также концепциями развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации (протокол Правительства Российской Федерации № 12 от 29 марта 2001 г.) и в Северо-Западном регионе Российской Федерации (протокол заседания Координационного Совета Ассоциации экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации от 20.03.2001г. № 27). Целями Концепции являются: * создание условий для становления Санкт-Петербурга как крупнейшего международного выставочного и конгрессного центра России; * повышение эффективности выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента стимулирования развития отраслей городской экономики и источника дополнительных бюджетных поступлений; * создание в городе эффективной системы государственной координации и поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, оказывающей воздействие на развитие предпринимательской инициативы и создание благоприятного инвестиционного климата. Выставочно-ярмарочная деятельность как отрасль экономики Санкт-Петербурга За последнее десятилетие выставочно-ярмарочная деятельность оформилась в самостоятельную отрасль как совокупность предприятий и организаций, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей. Сегодня выставочная отрасль Санкт-Петербурга включает следующие основные элементы: 1. Отраслевые общественные объединения (ассоциации). Это, в первую очередь, ассоциации, союзы, фонды, основной задачей которых является содействие развитию и продвижению фирм-членов этих объединений. Они выступают как самостоятельные участники выставок, так же как их организаторы. Привлечение наиболее авторитетных отраслевых организаций к сотрудничеству с выставочными организациями и Администрацией Санкт-Петербурга способствует развитию выставочно-ярмарочной деятельности. 2. Фирмы-участники выставок. Это наиболее многочисленный класс субъектов выставочного бизнеса, для продвижения которых, главным образом, и была создана вся система, именно фирмы-участницы выставок и посетители являются ключевым звеном выставочной отрасли. 3. Выставочные фирмы-организаторы. В настоящее время в городе действует около 20 выставочных фирм и представительств, в том числе и зарубежных. Выставочные фирмы — ОАО «Ленэкспо», ЗАО «ВО «Рестэк» и ЗАО «Ортикон» являются членами Союза выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии и Союза международных выставок (UFI). Ведущие выставочные фирмы-организаторы: * ОАО «Ленэкспо»; * ЗАО «ВО «Рестэк»; * ЗАО «Ортикон»; * ЗАО «Примэкспо»; * ЗАО «Сивел»; * ЗАО «Всемирная ярмарка «Российский Фермер»; * ЗАО «Промэкспо»; * ООО «РИА «Империя»; * ЗАО «Санкт-Петербург-Экспресс»; * ЗАО «Транстэк». 4. Фирмы выставочного сервиса. Активно развивающаяся группа фирм, оказывающих различные услуги организаторам и участникам выставок в сфере транспортно-экспедиторских услуг, строительства выставочных конструкций, размещения и перевозки участников и посетителей. 5. Конгрессные фирмы и центры. Крупные международные конгрессы нередко проводятся совместно со специализированной выставкой. Это значительно увеличивает эффективность и представительность каждого отдельного мероприятия. В Санкт-Петербурге действует более 15 специализированных конгрессных фирм и существует свыше 20 конгресс-холлов. В городе организовано и функционирует конгресс-бюро Санкт-Петербурга. Крупным недостатком материально-технической базы конгрессно-выставочной деятельности является отсутствие в Санкт-Петербурге современных комфортабельных конгрессных центров, соответствующих мировым требованиям и позволяющих собирать на форумы 1000—1500 человек. В настоящее время в Санкт-Петербурге пригоден для проведения крупных конгрессных мероприятий межрегионального и международного значения только один зал — Думский зал Таврического дворца, вмещающий 850 человек. 6. Выставочные площади. Общая выставочная площадь Санкт-Петербурга составляет: 45 тыс. кв. м закрытых площадей и 50 тыс. кв. м открытых площадей. Санкт-Петербург — один из немногих городов России, на территории которого имеется специализированный выставочный комплекс, отвечающий основным требованиям Союза международных ярмарок (UFI) и занимающий третье по величине место в стране, — Выставочный комплекс «ЛЕНЭКСПО» (25 тыс. кв. м закрытой площади (7 павильонов) и 60 тыс. кв. м открытой площади). «ЛЕНЭКСПО» является единственным специализированным выставочным комплексом на Северо-Западе России. Среди других наиболее известных площадок города, пригодных для проведения конгрессно-выставочных мероприятий, можно выделить: * Петербургский спортивно-концертный комплекс (14 тыс. кв. м); * Михайловский манеж (Зимний стадион, 4,4 тыс. кв. м); * Центральный выставочный зал «Манеж» (4,3 тыс. кв. м). 7. Выставочная ассоциация при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, объединяющая выставочных операторов Санкт-Петербурга. В настоящее время ее деятельность не оказывает существенного влияния на выставочно-ярмарочную деятельность в городе. 8. Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата. Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата является некоммерческой негосударственной организацией, призванной содействовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развитию прямых связей с зарубежными партнерами в области экономики, торговли и науки. 9. Совет по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга. Совет является регулирующим органом развития ВЯД в Санкт-Петербурге. Совет призван координировать и регулировать работу органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в области ВЯД. Деятельность Совета и его функции регламентируются распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга: * от 21.08.1996 № 164-р «О мерах по упорядочению проведения международных торгово-промышленных выставок»; * от 01.11.1996 № 364-р «Об утверждении Положения о Совете по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга»; * от 02.02.2000 № 119-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 21.08.96 № 164-р». 10. Администрация Санкт-Петербурга. Администрация Санкт-Петербурга является особым участником выставочно-ярмарочной деятельности и выступает в качестве: * соорганизатора выставок и ярмарок; * участника выставок и ярмарок; * координатора всей выставочно-ярмарочной деятельности; * получателя налоговых платежей; * собственника выставочных площадей. Санкт-Петербург — центр выставочной активности России Санкт-Петербург является крупнейшим выставочным центром Северо-Западного региона Российской Федерации (75% всех проводимых мероприятий в регионе) и занимает второе место в стране по численности проводимых выставочных мероприятий (после Москвы). Высокий рейтинг города как центра выставочной активности в России обуславливает целый ряд факторов: * геополитическое положение города как центра Северо-Западного региона России с населением более 15 млн. человек, обладающего значительным промышленным и научным потенциалом; * высокоразвитая многоотраслевая экономика Санкт-Петербурга, определяющая значение города как мощнейшего индустриального центра; * имидж Санкт-Петербурга как крупнейшего культурного, исторического и архитектурного центра, имеющего мировое значение и привлекающего в год около 3 млн. иностранных туристов и около 1 млн. туристов из других регионов России; * географическое положение Санкт-Петербурга, определяющее его статус как уникального транспортного узла, находящегося на пересечении важнейших для страны грузопотоков (наличие крупнейших в стране железнодорожного узла, международных воздушного и морского портов); * наличие в Санкт-Петербурге крупного довольно современного выставочного центра и развитой сети конкурентоспособных выставочных площадок, формирующих материально-техническую базу городской выставочной инфраструктуры. Выставочный рынок Санкт-Петербурга характеризуется: * широчайшим спектром тематических направлений реализуемых выставочных проектов, что соответствует многоукладности городской экономики; * значительным количеством проводимых выставок, имеющих федеральное и межрегиональное значение; * большим количеством действующих на городском рынке высокопрофессиональных выставочных операторов, обеспечивающих стабильную конкуренцию в сфере выставочной деятельности. Тематика выставок и ярмарок в Санкт-Петербурге Особенностью выставочного рынка Санкт-Петербурга является тесная взаимосвязь актуальности выставочных проектов требованиям развития отраслей экономики города, стремление организаторов в тематике своих проектов отражать потребности городских целевых программ. В Санкт-Петербурге на сегодняшний день проходит около 200 выставочных мероприятий ежегодно. Намечается тенденция (наблюдаемая за 3 последних года) ежегодного прироста на 20—40 проектов. Среди выставочных проектов выделяются специализированные выставки, число которых в городе составляет около 88—90% от числа всех проектов, или 180 выставок по 26 основным разделам тематического классификатора выставок Союза выставок и ярмарок России, стран СНГ и Балтии, доля многоотраслевых выставок по сравнению со специализированными составляет всего 10—12%. Темпы роста количества проводимых выставочных проектов в Санкт-Петербурге остаются самыми высокими по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, уступая только Москве (где количество выставок за три последних года увеличилось более чем в 3 раза). Нельзя не отметить появление нового класса универсальных выставочно-ярмарочных мероприятий — презентационных. Это комплексные мероприятия по представлению экономического, культурного и научного потенциала города (региона) страны за его пределами в целях создания или развития необходимого имиджа, установления торгово-экономических связей, привлечения инвестиций и т. д. За счет комплексного подхода эти акции имеют большую косвенную бюджетную эффективность. Администрация Санкт-Петербурга организует полномасштабные презентации экономического потенциала города в других странах и регионах России по ежегодно утверждаемому плану. В свою очередь, в целях установления контактов и развития взаимовыгодного сотрудничества многие регионы Российской Федерации и зарубежные страны проводят презентации своего экономического, культурного и научного потенциала в нашем городе. Как правило, в период их проведения на высшем уровне подписываются официальные документы о двустороннем сотрудничестве. В 2001 г. состоялось около 20 подобных презентаций. «300 лет Санкт-Петербургу» — стратегический презентационный проект города Проект получил федеральный статус и отражает стратегическое направление развития Санкт-Петербурга. Комплекс конгрессно-выставочных проектов, посвященных празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, имеет ряд особенностей, которые определяют его важное значение как для города, так и для России в целом: * это первый и пока единственный в России комплекс крупнейших конгрессно-выставочных мероприятий общероссийского масштаба, объединяющий разносторонние программы научно-промышленного развития, совершенствования инфраструктуры и благоустройства, демонстрации исторических аспектов развития и культурного наследия города федерального значения Санкт-Петербурга; * наличие в комплексе программ крупнейшего международного блока мероприятий определяет, безусловно, исключительную важность этого проекта для формирования международного имиджа Российской Федерации начала XXI в.; * впервые на самом высоком уровне государственного управления на регулярной основе осуществляется использование выставочного сопровождения мероприятий Правительства Российской Федерации (заседания Государственной Комиссии по подготовке празднования 300-летия Санкт-Петербурга); * крупнейший проект федерального значения, инициированный исполнительными органами государственной власти и поддерживаемый с использованием различных форм поддержки и координации выставочно-ярмарочной деятельности (информационной, организационной и финансовой) на всех уровнях ее государственного регулирования. В 2003 г. предполагается завершить этап проекта, основной задачей которого является разработка и формирование основного пакета долгосрочных и среднесрочных программ, касающихся совершенствования всех аспектов экономики и жизнедеятельности Санкт-Петербурга. Экономическая эффективность выставочной деятельности Одним из основных показателей, характеризующих эффективность выставочной деятельности, является бюджетная эффективность. Только с 2001 г. стали проводиться детальные исследования влияния выставочно-ярмарочной деятельности как фактора развития экономики страны, в связи с чем официальная статистика в России по этому вопросу пока отсутствует. Тем не менее, проводились исследования выставочной деятельности, осуществляемой в Москве и Санкт-Петербурге, позволяющие качественно оценить это влияние. Бюджетная эффективность определяется наличием финансовых поступлений в бюджет из следующих источников: * прямые — налоги и платежи, отчисляемые организаторами выставок; * косвенные — дополнительные налоги и платежи от доходов организаций и предприятий, связанных с обслуживанием участников и гостей выставок (гостиницы, рестораны, транспорт, связь и т. д.). Ориентировочная оценка поступлений в бюджет от выставочной деятельности в Санкт-Петербурге по итогам 2000 г.: 1. Всего продано площадей, арендуемых для осуществления выставочной деятельности в Санкт-Петербурге, — 107 835,5 кв. м. 2. Средняя продажная цена 1 кв. м, включая аренду и строительство, — $100 в рублевом эквиваленте. 3. Прямые поступления в бюджет от выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге составили в 2000 г. от $3,4 млн. до $4,9 в рублевом эквиваленте. 4. Косвенные поступления в бюджет оцениваются величиной в $17—25 млн. в рублевом эквиваленте. 5. Мультипликационный эффект — $20—30 млн., что составляет 0,06—0,09% бюджета Санкт-Петербурга. Необходимо принять во внимание, что наибольший эффект от проведения выставок и ярмарок заключается в росте показателей экономического развития посредством рационального использование механизма управления ВЯД: увеличении темпов продаж и производства, создании новых рабочих мест. В настоящее время отсутствует показатель данной составляющей бюджетной эффективности от ВЯД. Проблемы 1. В сфере нормативно-правового обеспечения: отсутствие нормативной правовой базы регулирования выставочно-ярмарочной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. 2. Административные: отсутствие единой информационной системы поддержки и координации ВЯД в Санкт-Петербурге и за его пределами. 3. Экономические: отсутствие механизма проведения обобщенного анализа состояния ВЯД в Санкт-Петербурге и за его пределами и определения прогнозов ее развития. 4. Материально-технические: * Низкий уровень развития элементов городской инфраструктуры, необходимых для реализации крупных международных выставочных проектов и системного анализа состояния и перспектив их развития. * Отсутствие системного анализа материально-технической базы ВЯД, механизмов оценки ее соответствия мировым стандартам. * Несоответствие международным требованиям качества услуг, предоставляемых выставочными фирмами и смежными организациями участникам и посетителям выставок. 5. Организационно-управленческие: * Недостаточное количество обученных и профессионально подготовленных специалистов в области выставочно-ярмарочной деятельности. * Отсутствие согласованности в действиях выставочных организаторов при проведении выставок по близкой тематике, приводящее к снижению эффективности проводимых мероприятий. 6. В сфере международного обмена: недостаточная разработанность связей с влиятельными зарубежными общественными объединениями, формирующими выставочную политику отраслей, правительственными структурами и международными организациями. Координация ВЯД в Санкт-Петербурге * Комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности образована в 1999 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.99 № 1210. * Комитет по выставочной деятельности Ассоциации «Северо-Запад» создан решением Правления Ассоциации 19 декабря 1997 г. * Администрация Санкт-Петербурга. * Совет по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга: деятельность Совета и его функции регламентируются распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от 21.08.1996 № 164-р «О мерах по упорядочению проведения международных торгово-промышленных выставок», от 01.11.1996 № 364-р «Об утверждении Положения о Совете по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга» и от 02.02.2000 № 119-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 21.08.96 № 164-р». Государственная поддержка Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации определяет следующие важнейшие уровни государственного регулирования: * федеральный (Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти); * региональный (администрации субъектов Российской Федерации). Администрацией Санкт-Петербурга государственная поддержка может быть оказана в следующих формах: Организационной: * оказание содействия в привлечении организаций-участников выставки; * участие руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в работе организационных комитетов приоритетных выставочно-ярмарочных мероприятий в целях повышения уровня их проведения; * содействие в привлечении к участию в выставочно-конгрессных мероприятиях представителей органов государственной власти федерального уровня, руководителей ассоциаций, союзов и различных структур бизнеса; * заключение соглашений с крупнейшими выставочными организациями в целях получения выгодных условий участия Санкт-Петербурга в проводимых выставках. Информационной: * оказание содействия в использовании информационных ресурсов Администрации Санкт-Петербурга и Совета по выставочно-ярмарочной деятельности при Администрации Санкт-Петербурга для размещения дополнительной информации о приоритетных выставочных проектах; * доведение до сведения региональных и зарубежных органов власти, а также всех заинтересованных структур информации о приоритетных выставочных проектах; * содействие в распространении информации о приоритетных выставочных проектах на межрегиональный и федеральный уровень, в том числе в федеральные министерства и ведомства; * содействие в распространении информации о поддерживаемых выставочных проектах через СМИ; * содействие в издании и распространении информационных материалов для использования их на приоритетных выставочных мероприятиях; * содействие в издании каталога «Выставки в Санкт-Петербурге». Финансовой: * в форме финансовой поддержки участия предприятий и организаций Санкт-Петербурга в выставочно-ярмарочных мероприятиях (городских, межрегиональных и федеральных выставочных проектах, а также крупнейших зарубежных мероприятиях); * в форме оказания финансового содействия модернизации и реконструкции материально-технической базы выставочной деятельности. Система финансирования Основными источниками финансирования выставочно-ярмарочной деятельности являются: * средства участников (экспонентов) выставочной деятельности, демонстрирующих свою продукцию; * средства организаторов выставок и ярмарок; * средства отраслевых союзов и ассоциаций промышленности, других общественных организаций; * средства спонсоров, привлекаемых на определенных условиях для реализации конкретных выставочных проектов, имеющих большую социальную значимость; * расходы бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга. Расходы бюджетных средств могут осуществляться в формах: * средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным контрактам (оплата выставочных площадей, обеспечение работы экспозиций города, создание информационных материалов, проведение рекламной кампании и сопутствующих мероприятий по подготовке и участию Санкт-Петербурга в выставках); * субсидий юридическим и физическим лицам, осуществляющим выставочно-ярмарочную деятельность (только в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, принятыми в установленном порядке). Бюджетные средства могут выделяться только на финансирование выставок, определенных в установленном порядке в качестве приоритетных для Санкт-Петербурга. Иные выставки могут финансироваться только на основании нормативно-правовых актов Администрации Санкт-Петербурга с обязательным определением источника финансирования. Санкт-Петербург — современный выставочно-ярмарочный центр К основным направлениям политики Администрации Санкт-Петербурга в области выставочно-ярмарочной деятельности относятся: * анализ деятельности выставочной отрасли, содействие ее развитию, принятие мер по решению задач, поставленных Концепцией; * ведение базы данных выставочных организаций (поставщиков услуг); * определение приоритетных выставок и ярмарок в соответствии с приоритетами развития экономики города; * реализация мероприятий по содействию организации выставок и ярмарок, признанных приоритетными; * проведение конкурсного отбора выставочных фирм (организаторов) для организации выставочных мероприятий, проводимых при участии Санкт-Петербурга; * проведение конкурсов выставочных проектов; * проведение конкурсов экспонентов на участие в выставках с государственной поддержкой; * заключение соглашений с зарубежными выставочными организациями по вопросам ВЯД; * осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной государственной власти, осуществляющими координацию этой деятельности на федеральном уровне; * осуществление налоговой и арендной политики в части установления соответствующих ставок региональных и местных налогов и ставок арендной платы налогов; * участие в работе Советов директоров и наблюдательных Советов выставочных компаний и организаций, управление пакетом акций, владельцем которых является Санкт-Петербург; * бюджетное планирование, осуществление бюджетных расходов и проверка правильности расходования бюджетных средств в области ВЯД; * создание универсальной экспозиции Администрации Санкт-Петербурга для представления города на выставках различной тематики. Стратегическим направлением развития выставочно-ярмарочной деятельности является превращение Санкт-Петербурга в современный выставочно-ярмарочный центр. Для наиболее эффективной реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи: * разработка Программы развития выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге на 2002—2007 гг.; * разработка и внедрение системы оценки экономической эффективности выставочно-ярмарочной деятельности в Санкт-Петербурге, обеспечивающей комплексный подход к развитию городской выставочной инфраструктуры (в том числе: туристической, гостиничной, транспортной и других составляющих); * содействие развитию материально-технической базы ВЯД и создание в Санкт-Петербурге современного выставочного комплекса; * создание системы информационного обеспечение ВЯД в Санкт-Петербурге и за его пределами; * организация системы подготовки в Санкт-Петербурге специалистов в области ВЯД и стимулирование развития научных исследований; * развитие связей с влиятельными зарубежными общественными объединениями, формирующими выставочную политику отраслей; заключение соглашений и договоров о предоставлении льгот с зарубежными и отечественными выставочными компаниями, правительственными структурами и международными организациями о привлечении участников, организации коллективных экспозиций, обмене выставочными площадями и долговременном сотрудничестве; * создание нормативно-правовой и методической базы выставочно-ярмарочной деятельности, обеспечивающей поддержку и наиболее эффективную реализацию целей и задач выставочно-ярмарочной деятельности. Реализация задач, поставленных в Концепции, будет способствовать активизации выставочно-ярмарочной деятельности в городе, повышению ее эффективности для бюджета Санкт-Петербурга, посредством рационального использования мощного механизма ВЯД, позволит также увеличить темпы продаж и объемы производства, кроме того, будет способствовать созданию новых рабочих мест и оптимальному использованию бюджетных ресурсов. Дата: 12.11.2002 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" №1-2
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||