Рынок плиточных клеев

1 стр. из 1

В настоящее время на рынке строительных материалов представлен очень широкий ассортимент плиточных клеев. Сразу отмечу, что в этой статье речь пойдет о цементных сухих смесях, в то время как для приклеивания плитки могут использоваться и другие материалы. Многие производители выпускают клеи не только на цементной основе, но и на основе синтетических смол и полиуретана. Например, готовые пастообразные клеи для плитки на основе полиуретана и синтетических смол (в т. ч. эпоксидные) предлагают такие компании, как LUGATO и MAPEI. Подобные материалы есть в ассортименте и некоторых других производителей. В обыденной ситуации, когда нужно приклеить несколько отвалившихся плиток, зачастую используется клей бустилат или ПВА. Хотя, конечно, объемы использования данных составов не сравнимы с объемами выпуска и использования цементных плиточных клеев.

На плиточные клеи приходится более 40% от выпуска модифицированных сухих строительных смесей в России. Предприятия с российским капиталом, а их большинство среди действующих ныне производителей сухих смесей, обычно начинали свою деятельность с выпуска клея для плитки. И сегодня эта ассортиментная группа лидирует в совокупном выпуске.

Бесспорным лидером по объему выпуска клеевых смесей является московская компания «Юнис». Около трети рынка клеевых смесей России приходится на продукцию этой марки (рис. 2). Значительные объемы клеевых смесей выпускают компании «Старатели» и «МС-Баухеми Раша» (ТМ «Плитонит»), заводы группы «Кнауф». Отметим, что плиточный клей есть в ассортименте практически каждого производителя сухих строительных смесей.

В 2007 г., по оценке специалистов Агентства строительной информации, темп роста рынка клеевых составов составит около  20% в натуральном выражении.

Динамика рынка клеевых смесей в последующие годы, по нашим ожиданиям, будет несколько ниже, чем рост рынка сухих строительных смесей в целом. Определенные тенденции к снижению доли клеевых смесей в объеме выпуска отечественными производителями прослеживаются. Ожидается, что выпуск смесей другого назначения будет увеличиваться более высокими темпами, чем объем выпуска клеев. Поэтому, хотя физический объем производства клеевых ССС будет увеличиваться, доля этой группы в объеме выпуска модифицированных сухих смесей постепенно снизится.

Плиточный клей твердо занял позиции в умах строителей. В настоящее время мы очень редко сталкиваемся с плиточниками, которые используют для укладки плитки другие материалы — самодельные растворы или немодифицированные смеси. Как правило это вызвано финансовыми ограничениями при работе по госзаказу.

Замечу, что не весь плиточный клей используется по прямому назначению для укладки керамической плитки и керамогранита. Если сравнивать емкость рынка керамической плитки и плиточного клея, то окажется, что клеевых смесей покупается существенно больше, чем нужно для укладки всей реализованной в стране плитки. Объем потребления керамической плитки в 2006 г. мы оценивали примерно в 93 млн. кв. м. К этому объему необходимо прибавить порядка 29 млн. кв. м керамогранита. В то же время плиточного клея было реализовано около 1 350 тыс. тонн.

Если бы весь объем клея был использован для приклеивания плитки, то на каждый квадратный метр керамики пришлось бы более 11 кг клея. В действительности же расход плиточного клея, как правило, не превышает указанной производителями нормы: 3–5 кг на 1 кв. м плитки. В ходе исследований рынка сухих строительных смесей неоднократно отмечалось «нецелевое» использование материала. Строители добавляют плиточный клей, имеющий высокую адгезию, в универсальную цементно-песчаную смесь или при замешивании самодельного раствора из цемента и песка, чтобы штукатурка на стенах держалась крепче. Если стены выравниваются под укладку керамической плитки, часть строителей ровняет стену плиточным клеем, а не штукатуркой. В Москве и Санкт-Петербурге такие строители встречаются не очень часто. Зато в некоторых регионах доля потребителей, использовавших в тех или иных случаях клей вместо штукатурки, превышает 50%. Помимо этого плиточный клей нередко используют для заделки выбоин и трещин в качестве ремонтного состава,   а также для приклеивания некерамических плитных материалов — гипсокартона, МДФ.

В каждом регионе на выбор покупателя предлагается широкий ассортимент продукции разных производителей. Каким же образом строители выбирают плиточный клей? Не претендуя на полный и подробный ответ на этот вопрос, предлагаю рассмотреть влияние таких характеристик, как цена продукта и известность производителя. В ходе опроса строителям предстояло «выбрать» наиболее подходящий вариант плиточного клея. Учитывая различную сложность задач, выполняемых на стройплощадке, «выбор» производился в нескольких группах: простейшие клеи (дешевые и содержащие мало добавок), стандартные клеи (средний ценовой сегмент, продукция приличного качества, клей пригодный не только для внутренних, но в некоторых случаях для фасадных работ), эластичные клеи (наиболее дорогие смеси для сложных поверхностей, укладки по старой плитке и т. д.). Респондентам предлагались варианты разной ценовой категории и известности, например, простейший клей малоизвестного отечественного производителя по 100 рублей за мешок или продукция зарубежной торговой марки по 250 рублей за мешок и т. п. Как выяснилось, важность фактора происхождения марки зачастую важнее стоимости продукта. Частота выбора продукции известного отечественного завода или импортного продукта выше, чем продукции малоизвестного производителя, несмотря на более высокий уровень цен. В отношении простейших и стандартных клеев важность такого фактора, как цена, не высока.

Для примера приведем данные опроса питерских строителей. В отношении простейших клеев, почти половина респондентов отдали предпочтение смесям под «известной российской маркой». Менее 10% респондентов оказались настолько чувствительными к цене, что отдали предпочтения клею малоизвестного российского производителя по минимальной цене.

Хорошей иллюстрацией этой ситуации служат не слишком успешные продажи в Санкт-Петербурге клеев «Юнис». Как уже говорилось, компания «Юнис» является лидером по выпуску клеевых смесей. Во многих регионах продукция этого производителя стоит вне конкуренции, что говорит не только об известности марки, но и о приличном качестве. Однако питерские строители о смесях «Юнис» практически не знают, и более низкая цена не стала для них достаточным аргументом.

В группе эластичных клеев совокупная частота выбора импортных материалов превосходит таковую у известных отечественных примерно в 1,5 раза. Никто из респондентов не рискнул отдать предпочтение эластичным клеям малоизвестного российского производителя. В данной ситуации отмечалась и более высокая значимость цены для покупателя, причем в очень интересном ракурсе — чем дороже продукт, тем лучше.

В отличие от Санкт-Петербурга, большая часть продаж в Москве приходится на простейшие (более дешевые) клеи. Это дает основание предположить большую чувствительность московских покупателей к цене материалов. Однако клеи под малоизвестной российской маркой предпочли бы единичные респонденты, даже при фантастически низкой цене. В группе эластичных клеев респонденты при ранжировании вариантов несколько чаще отдавали предпочтение материалам под зарубежными марками, причем большей популярностью пользовался наиболее дорогой вариант.

Помимо рассмотренных факторов (цена и происхождение марки) выбор строителей определяется и техническими характеристиками клея. Почти все популярные клеи характеризовались респондентами как «прочные» и «эластичные». По этим же параметрам строителям было проще всего сравнивать использованные клеи. Судя по всему, именно эти два параметра, а именно: воспринимаемая прочность крепления плитки и воспринимаемая эластичность клея — и служат первоочередными (но не единственными) критериями оценки качества материала.

Дата: 04.10.2007
Н. Ю. Скороходова
"СтройПРОФИль" 6 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!