Российский рынок теплоизоляции: от качества к количеству

1 стр. из 1

Темпы роста сохраняются

За последние пять лет российский рынок строительных и отделочных материалов вырос практически в два раза. При этом его ежегодный рост составлял 15–20%. В структуре самого рынка производство теплоизоляционных материалов (ТИМ) демонстрировало самую высокую динамику в Европе. Эти темпы в большой степени определяются ростом доходов населения и ростом инвестиций в экономику. К факторам роста отечественного рынка ТИМ можно также отнести: рост объемов капитального и жилищного строительства, увеличение объемов жилья, требующего ремонта, рост объемов тепловых сетей, нуждающихся в реконструкции, повышение цен на энергоносители, увеличение тарифов на услуги ЖКХ, развитие сектора коммерческой недвижимости, ужесточение правил и требований строительной нормативной базы. Все эти факторы способствуют увеличению спроса и цен на все строительные материалы, включая теплоизоляционные, что дает основание предположить, что в ближайшие годы динамика роста рынка ТИМ сохранится.
Согласно расчетам Госстроя РФ, за последние 5 лет ежегодный рост российского рынка ТИМ составлял 15–20% и к 2010 г. может достичь 50–55 млн. куб. м. Емкость рынка теплоизоляционных материалов в 2006 г. составила 31,5 млн. куб. м, а в 2007 г. увеличится до 36,2 млн. куб. м.

В течение последних лет структура производства утеплителей в России приближалась к структурам, характерным для промышленно развитых стран, где около 70% от общего производства ТИМ занимают волокнистые утеплители.
Несмотря на увеличение объемов производства на отечественных предприятиях импорт теплоизоляционных материалов по-прежнему растет. Это указывает на постоянный рост спроса на ТИМ, потребность в которых все еще не может удовлетворяться мощностями отечественных заводов.
Экспорт ТИМ увеличивается более быстрыми темпами, чем импорт. Однако по объемам продукции импорт пока еще превосходит экспорт более чем в 2 раза. Российский рынок все еще пребывает в большой зависимости от иностранных поставок.

Доля российских производителей растет

В настоящее время на территории РФ насчитывается около 60 производителей ТИМ, среди них как крупные компании, производящие продукцию под узнаваемыми торговыми марками, так и заводы, производящие продукцию традиционно по российским ГОСТам.
Крупнейшими производителями основных видов ТИМ для российского рынка по-прежнему остаются: «УРСА Евразия» (18,76% рынка), входящая в испанский концерн URALITA GROUP, компания «ROCKWOOL Russia» (13,24% рынка) — российское подразделение датского концерна ROCKWOOL, являющегося крупнейшим в мире производителем теплоизоляции из минеральной ваты, а также компания «Сен-Гобен Строительная Продукция» (12,69% рынка), входящая во французский концерн Saint-Gobain.
Значительная часть продаж приходится на продукцию иностранных компаний, развивающих собственное производство на территории РФ. Тем не менее расстановка сил на рынке неуклонно меняется в пользу российских компаний. Так, в 2006 г. суммарная доля трех крупнейших иностранных производителей сократилась на 1% благодаря вводу новых производственных мощностей отечественными компаниями.

Укрепление позиций

Волокнистые ТИМ. Продукция из стекловолокна представлена компаниями «Сен-Гобен Изовер», «Урса-Евразия», KNAUF Insulation, «Термостек», «Тисма».
В качестве событий, способных существенно изменить расстановку сил на рынке ТИМ в 2006–2007 гг., можно отметить запуск новой производственной линии на заводе «УРСА» в Серпухово, обеспечивающей рост производства до 40 тыс. т, а также пуск второй линии на заводе «Сен-Гобен ИЗОВЕР» в Егорьевске, позволяющей увеличить производство до 3 млн. куб. м. За период с 2005 г. была проведена реконструкция на заводах «Термостепс» в Яро-славле, Волгограде, Твери, проведено техническое переоснащение завода в Салавате.
Значимым событием на рынке ТИМ стало строительство компанией ROCKWOOL нового завода минеральной ваты в Выборге и компанией «КНАУФ» нового завода по производству стекловаты в Ступинском районе Московской области.
В 2006 г. также была запущена новая линия EUROVEK на заводе «Тизол» в Свердловской области, выполнен монтаж второй линии на заводе «Минплита» в Челябинской области (торговая марка «Лайнрок»), запущено производство на заводе «Изомин» в г. Ступино Московской области и «Изовол» в Белгородской области, построен завод «Лайнрок» в г. Новосибирске, модернизирован завод «АКСИ», принадлежащий компании «ТехноНиколь». В 2006 г. в г. Рязани запущен новый завод «Техно», на котором смонтировано оборудование Eurovek/Termo мощностью 70 тыс. т в год, а к 2008 г. планируется запуск второй аналогичной линии. Планируется запуск производств и в Набережных Челнах, и Новосибирске, и на Украине.

Отмечена тенденция активного наращивания производственных мощностей несколькими производителями стекловаты. Об этом свидетельствуют планы дальнейшего расширения мощностей URSA и ISOVER и появление нового завода компании KNAUF Insulation, что указывает на перспективу дальнейшего увеличения их доли на рынке. Однако производителей минеральной ваты значительно больше, и инвестиционная активность в этом сегменте рынка существенно выше. Следует ожидать дальнейшего усиления конкуренции на рынке минераловатных ТИМ в связи с ростом мощностей и активизации производителей стекловаты и строительных пенопластов.
Если рассматривать рынок волокнистых материалов в целом, то в последние годы в структуре поставок продукции на рынок четко обозначилось сокращение объемов импорта, что связано с вводом в действие на территории России крупных мощностей ведущими мировыми производителями. Однако это обусловливается падением импорта преимущественно стекловатных ТИМ, тогда как объем ввоза минераловатной продукции продолжает возрастать.

Развитие новых производств каменной ваты существенно тормозится ограниченными возможностями производителей оборудования. В связи с этим можно ожидать создание и развитие инжиниринговых центров в структуре таких компаний, как «ТехноНиколь».
Строительные пенопласты. Строительные пенопласты занимают сегодня третью (после стекловаты и минваты) позицию в общей структуре потребления ТИМ.

Самыми быстрыми темпами начали вводиться линии для производства экструдированного пенополистирола (XPS), известного на рынке благодаря продукции компаний «Пеноплэкс», Dow Chemi-cal, URSA и BASF. Его стали активнее применять в строительной теплоизоляции, в первую очередь в фундаментах и во внешнем утеплении стен. В 2007 г. доля XPS в структуре потребления теплоизоляции должна составить 5,3%. По их оценкам, сейчас в России работает уже свыше двадцати производителей XPS. Высокая инвестиционная активность производства XPS связана с тем, что по вложениям и времени реализации оно менее масштабно, чем производство каменной ваты или стекловаты. Кроме того, упростились условия вхождения в отрасль — появилось относительно дешевое китайское оборудование. Если стоимость итальянских или немецких линий составляет от 2 млн. евро, то китайских — всего 300–600 тыс. долларов.

В 2006 г. компания «ТехноНиколь», специализирующаяся на производстве кровельных, гидроизоляционных материалов и теплоизоляции запустила сразу две линии общей мощностью более 550 тыс. куб. м в год. К 2009 г. компания планирует выпускать 2 млн. куб. м XPS.
В 2007 г. экструзионную линию в России запустила корпорация Dow Chemical, запускает новый завод и корпорации URSA. В группе производителей экструзионного пенополистирола расширяет мощности компания «Пеноплекс — Холдинг», в т. ч. введен завод в Перми, а в 2007 г. должна состояться сдача еще двух предприятий мощностью 380–500 тыс. куб. м в год.

Темпы сегодняшнего роста рынка пенопластов определяются запуском новых производств, однако трудно предсказать, сможет ли рынок принять сразу такие объемы. Уже в 2007 г. следует ожидать насыщения. Возможно усиление лоббисткой активности производителей XPS по расширению сегментов применения материала. Тем не менее динамика рынка, скорее всего, сохранится до 2008 г..
Качественные ТИМ. Новейшую историю рынка ТИМ России можно условно разбить на несколько периодов. Первый период — до 2002 г. Число производителей каменной ваты низкого качества больше, а премиум-продукция представлена только иностранными производителями. После 2002 г. определилась общая тенденция по использованию качественных ТИМ на рынке, произошло изменение строительных традиций в пользу новых материалов. Начиная с 2003 г. происходит рост инвестиционной активности с производством качественных ТИМ и переходом в инвестиционную гонку в 2005–2007 гг. Лидером гонки на сегодняшний день является компания «ТехноНиколь». Лидерство в инвестициях в 2007–2008 гг. перейдет в лидерство по объемам производства каменной ваты.

Перспективы подотрасли — тенденции сохраняются

Среди характерных тенденций, определяющих состояние российского рынка стройматериалов и его дальнейшее развитие, эксперты выделяют:
 -  ввод новых производств и, в меньшей степени, модернизацию старых;
 -  рост объемов отечественного производства и увеличение его доли относительно иностранных производителей;
 -  завершение процесса консолидации производственных активов предприятий, что оставляет на рынке относительно небольшое количество самостоятельных игроков.
 
Перспективы роста российского рынка ТИМ его участники связывают с увеличением объемов строительства, развитием производства, улучшением инвестиционного климата. Кроме этого, с каждым годом растет интерес к этому рынку со стороны госструктур, для которых все более важной становится проблема экономии энергии.

Если рассматривать сегмент волокнистых материалов, то в последние годы в структуре поставок продукции четко обозначилось сокращение объемов импорта, что связано с вводом в действие на территории России крупных мощностей ведущими мировыми производителями. Однако это обусловливается падением импорта преимущественно стекловатных ТИМ, тогда как объем ввоза минераловатной продукции продолжает возрастать.

Активное расширение производственной базы производителями строительных пенопластов — как производителями вспененного полистирола беспрессовым способом, так и производителями экструзионного пенополистирола — следует отметить в качестве еще одной тенденции, определяющей сегодняшнее состояние рынка ТИМ. Вследствие этого в ближайшей перспективе можно ожидать ощутимый рост конкурентного давления с их стороны на рынок ТИМ.

Сегодняшняя динамика развития рынка такова: чтобы удержать позиции на рынке, требуется постоянное увеличения объема продаж. Однако темпы наращивания производственных мощностей участниками рынка позволяют ожидать скорого исчерпания этого потенциала, что станет началом нового этапа, связанного с резким обострением конкурентной борьбы. Однако, по ряду мнений, ее накал может существенно снизиться при условии увеличения размещения госзаказов на отечественных предприятиях и определенной приверженности покупателей к отечественной продукции.

Сегодня многие производители начали проявлять интерес к сегменту технической изоляции. Сегмент включает в себя большое количество направлений применения, которые по мере развития соответствующих отраслей промышленности могут стать серьезными потребителями различных видов теплоизоляции — как волокнистой, так и на основе полимерных материалов.

Тенденции российского рынка ТИМ отражают фактор принципиального значения: переход из фазы развивающейся экономики с ее императивом дешевизны в фазу развитой экономики, где основным критерием является качество. В сложившихся условиях активные структурные процессы на рынке теплоизоляции будут продолжаться.

Дата: 04.10.2007
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" 6 (60)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!