Нефтегазовая отрасль Казахстана: курс на эффективное использование энергоресурсов

1 стр. из 1

Развитие топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан связано с решением актуальных задач в рамках реализации основных направлений развития, которые были озвучены Президентом страны Н. Назарбаевым в послании народу Казахстана и направлены, прежде всего, на повышение уровня эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора, диверсификацию и формирование новых направлений обеспечения роста экономики, реализацию "прорывных" проектов международного значения.

В целом, нефтегазовая отрасль развивается в полном соответствии со стратегическими интересами Казахстана - эффективное использование энергетических ресурсов с целью получения доходов, способствующих устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа. И мы в полной мере, следуя этим стратегическим установкам, прилагаем усилия по эффективному и интенсивному развитию нефтегазовой отрасли республики.

Запасы и потенциал

Казахстан на сегодня является одной из крупнейших стран мира по запасам углеводородов, а в недалекой перспективе - и их добыче: по объему разведанных запасов нефти он занимает 12 место, газа и газового конденсата - 15-е, по нефтедобыче - 23 место. Среди стран СНГ Казахстан является вторым после Российской Федерации производителем нефти.

Углеводородный потенциал Республики Казахстан, по оценкам, является достаточно значительным в общем объеме мировых запасов. По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число ведущих стран мира. Казахстан занимает второе место после Российской Федерации среди всех республик СНГ по запасам углеводородного сырья. Утвержденные извлекаемые запасы углеводородного сырья по РК, включая сушу: нефти - 35 млрд барр. (4,8 млрд т), газа - 3 трлн куб. м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6-8 трлн куб. м.
Запасы нефти промышленных категорий установлены в шести административных областях и крайне неравномерно распределены на территории республики. В четырех западных областях находится более 90% остаточных извлекаемых запасов нефти, включая запасы Тенгизского и Карачаганакского месторождений.

Значительные запасы углеводородов находятся в Атырауской области. Здесь насчитывается свыше 75 месторождений с разведанными запасами промышленной категории около 1 млрд т нефти. Наи­более крупные месторождения в Атырауской области: "Тенгиз", "Королевское", "Кенбай".

В Мангистауской области открыто около 70 месторождений. Крупнейшими месторождениями являются "Узень", "Жетыбай", "Каламкас", "Каражанбас".

Перспективными на нефть и газ сегодня называют Западно-Казахстанскую область (одно из крупнейших в республике Карачаганакское месторождение) и Актюбинскую область (Жанажолская группа месторождений).

Газовая отрасль Казахстана вступила в период активного роста. В 2006 г. добыто 27 млрд куб. м газа. Ожидается, что к 2010 г. объемы добычи сырого газа возрастут в полтора раза и составят порядка 39,8 млрд куб. м в год, а к 2015 г. достигнут 70 млрд куб. м.
В перспективе Казахстан должен войти в число стран, обладающих крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа, и стать одним из трех основных производителей и экспортеров природного и сжиженного газа на территории СНГ. В основе этих ожиданий - богатейший ресурсный потенциал и активная государственная политика.

Для улучшения внутреннего газоснабжения и для более полной реализации экспортного потенциала необходимо развивать транспортную инфраструктуру. Это объясняет повышенное внимание Казахстана к трубопроводным проектам, таким как расширение магистральной системы

Добыча и переработка

Ежегодный объем добычи нефти и газового конденсата в республике составляет 65 млн т. Тем не менее ресурсные возможности Казахстана позволяют в ближайшей перспективе выйти на уровень 78-80 млн т нефти в год, а к 2015 г. предполагается добывать 120-140 млн т нефти.

В 2006 г. тремя нефтеперерабатывающими заводами переработано 11,7 млн т нефти. Произведено: бензина - 2,3 млн т; дизельного топлива - 3,5 млн т; мазута - 3,3 млн т; керосина - 270, 2 тыс. т.

Инвестиции

За 2006 г. объем инвестиций возрос по сравнению с 2005 г. на 17,5% и составил $14,5 млрд. Приоритетным направлением инвестирования остаются объекты углеводородного сырья. Их доля сохраняется на уровне 76% от общего объема инвестиций в минерально-сырьевой комплекс в 2006 г. В среднем 79% от всех инвестиций в УВС направлено на добычу, на проведение геологоразведочных работ - 21%.
Сегодня Казахстан является привлекательной страной для стран - потребителей энергоресурсов (США, Китай, Европа), где государственная политика нацелена на установление более благоприятного климата для инвестиций.

Интересы государства в энергетическом секторе заключаются в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями.

Необходимо отметить, что в последнее время Казахстан не только активно привлекает иностранные инвестиции для освоения громадных месторождений по мировым меркам и приглашает инвесторов для финансирования высокотехнологических производств, но и начал укреплять свои позиции на мировом рынке энергоресурсов в качестве одного из надежных поставщиков.

Нефтегазовый сектор Казахстана на сегодняшний день представлен фактически всеми крупными ведущими мировыми компаниями, такими как "Эксон Мобил", "ШевронТексако", "Шелл", "Тотал", ЭНИ, BG, CNPC (КННК) и "Лукойл".

28 февраля 2007 г. в ежегодном Послании народу Казахстана глава государства отметил, что топливно-энергетический сектор, и в особенности нефтегазовая отрасль экономики, являются приоритетными, и управление ими должны быть особо эффективными. Государственная политика развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан должна быть направлена на повышение уровня эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора, диверсификацию и формирование новых направлений обеспечения роста экономики, реализацию "прорывных" проектов глобального характера, которые будут способствовать вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Данное требование является как никогда актуальным в условиях опережающего развития нефтегазовой промышленности по отношению к производству и потреблению других видов энергий.

Поэтому необходимо проведение долгосрочной энергетической политики, основанной на четких и последовательных действиях, заинтересованности в создании сильных и устойчиво развивающихся компаний, а также в приобретении инвестиционных портфелей за рубежом.

Улучшение инвестиционной привлекательности мы рассматриваем не только как одно из множества осуществляемых нами меро­приятий, но как один из важнейших механизмов обеспечения стратегических интересов государства, поступательного и устойчивого развития экономики.

Развитие транспортной инфраструктуры

Энергоресурсы и доступ к экс­портным магистралям является важным вопросом внутренней и внешней политики, одной из значимых составляющих национальной безопасности страны.

Увеличение объемов добычи нефти и газа, освоение перспективных месторождений шельфа Каспия требуют динамичного развития нефтегазотранспорт­ной инфраструктуры. В связи с этим актуальной является работа по созданию новых и расширению существующих экспортных систем.

Из 64,8 млн т нефти и газового конденсата, добытых по республике в 2006 г., экспортировано 57,1 млн т, в том числе по нефтепроводу КТК - 24,4 млн т; по нефтепроводу "Атырау - Самара" - 15,6 млн т в дальнее зарубежье; по нефтепроводу "Атасу - Алашанькоу" - 2,2 млн т; через порт Актау - 9,9 млн т; через Оренбург - 2,4 млн т; поставка на ПНХЗ - 3,9 млн т.

В Казахстане транспортировку нефти и газа осуществляют две компании: "КазТрансОйл" и "КазТрансГаз", являющиеся дочерними компаниями АО НК "КазМунайГаз". В ведении "КазТранс­Ойла" находится более 6,5 тыс. км магистральных нефтепроводов, включая основные направления "Узень - Атырау - Самара", "Каламкас - Каражанбас - Актау", "Жанажол - Кенкияк - Орск", "Омск - Павлодар - Шимкент - Сейди", около сорока насосно-перекачивающих станций, а общий объем нефтехранилищ превышает миллион кубометров. Мощность терминалов по наливу в железнодорожные цистерны составляет 5 млн т в год.

В распоряжении АО "КазТранс­Газ" имеется более 10 тыс. км магистральных газопроводов, 26 компрессорных станций, на которых установлено более 300 газоперекачивающих агрегатов. Компания оказывает услуги по международному транзиту газа, осуществляет транспортировку казахстанского газа для экспортеров, а также занимается поставками газа на внутренний рынок. Международный транзит газа по территории Казахстана осуществляется по магистральным газопроводам "Оренбург - Ново­псков" и "Союз" (российский газ), "Средняя Азия - Центр" (туркменский и узбекский газ), а также "Бухара - Урал" и "Бухарский газоносный район - Ташкент - Бишкек - Алматы" (узбекский газ). В общем объеме транспортировки газа по казахстанским магистральным газо­проводам международный транзит составляет порядка 90%.

Крупнейшим по объемам транспортировки газа направлением является магистральный газопровод "Средняя Азия - Центр" (МГ САЦ). Программа реконструкции системы газопроводов предусматривает постепенное увеличение мощности МГ САЦ с 54,6 млрд куб. м до 100 млрд куб. м в год.

В настоящее время актуальным является проект строительства магистрального газопровода "Бейнеу - Бозой - Шалкар - Акбулак". Данный газопровод позволит беспрепятственно подавать газ из западных в южные регионы страны с последующим выходом к восточной границе Казахстана.

В рамках развития экспортных направлений газа КМГ прорабатывает возможность поставок казахстанского и, возможно, среднеазиатского и российского газа в Китай. С учетом ввода в строй нового газопровода в Китае (проект "Запад-Восток") китайской стороной был проявлен значительный интерес к вопросу импорта газа из Казахстана.

Достижениями последнего время можно называть Совместную декларацию Президентов РК, РФ и Туркменистана о строительстве Прикаспийского газопровода в рамках международного сотрудничества, подписанную 12 мая 2007 г. в г. Туркменбаши, а также Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации газопровода Казахстан - Китай, подписанное 18 августа т. г. в г. Астане.

Вопросы экспорта казахстанского газа также прорабатываются в рамках деятельности компании "КазРосГаз", которая является совместным предприятием, созданным на паритетной основе АО "НК "КазМунайГаз" и ОАО "Газпром".

Следует отметить, что Казахстан расположен в глубине евразийского континента, между крупнейшими газовыми странами - Россией, Туркменистаном и Узбекистаном. Газотранспортная система республики со всеми ее инфраструктурными коммуникациями является неотъемлемой частью общей системы газопроводов бывшего Советского Союза. Основной задачей, стоящей перед газовым сектором республики, является обеспечение транспортного потенциала для транзита газа с месторождений Туркменистана и Узбекистана, а также поиски и организация путей сбыта собственного казахстанского газа на газовом рынке России и в европейских странах. Исходя из этого, развитие газовой отрасли Казахстана невозможно без тесного сотрудничества с соседними государствами, без поддержания взаимовыгодных отношений с ближайшими соседями и партнерами в газовой отрасли.

КТК

Необходимо отметить, что в настоящее время практически создана система, позволяющая нефтедобывающим компаниям, работающим в Казахстане, иметь возможность выбора наиболее привлекательных и стабильных рынков сбыта казахстанской нефти. Одним из актуальных вопросов проекта КТК является расширение пропускной способности нефтепровода до проектного уровня 67 млн т в год, в том числе казахстанской нефти - до 50 млн т в год. В настоящее время акционерами КТК создана рабочая группа
В 2006 г. экспорт нефти по нефтепроводу КТК составил 31,1 млн т, в т. ч. казахстанской - 24,4 млн т.

"Атырау - Самара"

Вторым крупнейшим действующим направлением экспорта казахстанской нефти является нефтепровод "Атырау - Самара". В настоящее время пропускная способность трубопровода составляет не менее 15 млн т в год. В целях поддержания надежности работы нефтепровода "Атырау - Самара" на казахстанском участке нефтепровода проводится замена труб. В 2006 г. проведена замена труб общей протяженности 148 км.
Казахстанская Каспийская система транспортировки

Другим направлением экспорта является проект создания транспортной системы "Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан", предполагающий транспортировку нефти с казахстанского побережья Каспийского моря в Баку и далее по нефтепроводу "Баку - Тбилиси - Джейхан".
16 июня 2006 г. Президентами Республики Казахстан и Азербайджанской Республики был подписан "Договор между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой по поддержке и содействию транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы "Баку - Тбилиси - Джейхан".

Нефтепровод "Ескене - Курык" предполагается интегрировать в единый транспортный коридор - Казахстанскую Каспийскую сис­тему транспортировки. Маршрут включает нефтепровод, который пролегает от Ескене, где размещаются производственные мощности по подготовке нефти, и до пос. Курык - на казахстанском побережье Каспийского моря, где планируется строительство нефтеналивного терминала. Планируемая пропускная способность нефтепровода "Ескене - Курык" на первом этапе составит 25 млн т в год с последующим расширением до 38-60 млн т при диаметре трубы 42 дюйма и протяженности 739 км.

Развивая морскую транспортировку нефти, мы приступили к созданию собственного танкерного флота. В настоящее время введены в эксплуатацию три танкера - "Астана", "Алматы" и "Актау", дедвейтом 12?000 т. Танкерные перевозки восполнят спрос на услуги по безопасной и качественной транспортировке нефти и нефтепродуктов.

Проект строительства нефтепровода "Казахстан - Китай"

В отношении освоения новых рынков необходимо отметить запуск нефтепровода "Атасу - Алашанькоу", 29 июля т. г. подписан акт Государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию нефтепровода "Атасу - Алашанькоу". Его пропускная способность составляет 10 млн т нефти в год, далее планируется расширение до 20 млн т в год. "Атасу - Алашанькоу" является первым этапом реализации проекта строительства нефтепровода "Казахстан - Китай" Далее для реализации второго этапа предполагается:
строительство нового нефтепровода "Кенкияк - Кумколь";
реконструкция и модернизация существующего нефтепровода на участке Кумколь - Каракоин - Атасу;
реализация второго этапа строительства нефтепровода "Атасу - Алашанькоу";
реконструкция и реверсирование нефтепровода "Кенкияк - Атырау". ?

Дата: 18.10.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 6 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!