Норвежская модель управления нефтяными ресурсами

1 стр. из 1

Нефть является одним из наиболее важных факторов национальной экономики Норвегии, одним из главных источников дохода и основным продуктом экспорта, оттеснив такие традиционные норвежские товары, как рыба и лесоматериалы. Об этом может свидетельствовать тот факт, что если в 1975 г. доля нефтяной промышленности в ВВП составляла всего 2,5%, то в 2005 г. эта цифра достигла 24,5%. При этом если экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа в 1975 г. составлял 5,9%,то в 2005 г. он достиг уже 51,6% всего норвежского экспорта.

Норвегия является третьим в мире экспортером нефти и занимает восьмое место в мировом производстве газа. Суммарный объем запасов углеводородов на норвежском континентальном шельфе оценивается в 12,9 млрд стандартных кубометров в нефтяном эквиваленте, из которых 3,8 млрд, или 29%, уже добыто. Промышленная нефтедобыча в Норвегии началась в 1971 г., а газа в 1977 г., и с этого времени Норвегия вошла в статистику нефтедобывающих стран. Несмотря на то, что издержки добычи весьма высоки ($12-14 за баррель), однако глубокая переработка нефти, высокое качество всех продуктов и энергетическая безопасность поставок норвежской нефти определяют высокую эффективность конечной продукции и высокую доходность отрасли в целом.

Интересен тот факт, что норвежская нефтяная промышленность создавалась в то время, когда основные нефтеносные районы планеты были уже определены и их освоение шло полным ходом. В начале 60-х гг. прошлого века в Норвегии нефтяной сектор приходилось создавать при помощи иностранных компаний, которые рассматривали Северное море в качестве одного из альтернативных Персидскому заливу источников нефтяных ресурсов. ТНК инвестировали и продолжают инвестировать свои средства в месторождения норвежского сектора континентального шельфа, поскольку они имеют четкое представление об экономической политике норвежского государства, и его политическая стабильность является важным фактором поддержки высокого интереса ТНК к Норвегии.

Согласно норвежскому законодательству, государству принадлежат все права собственности на минеральные ресурсы континентального шельфа в исключительных экономических зонах и право распоряжаться добытыми ресурсами. К добыче нефти и газа на шельфе допускаются норвежские и иностранные компании с любой формой собственности. Однако, как законодательная, так и исполнительная ветви власти ведут жесткий управленческий и финансовый контроль за этой важнейшей для страны деятельностью. Такие главные вопросы, как предоставление новых акваторий для разведки углеводородов и утверждение крупных производственных проектов, решаются парламентом Норвегии.

Выдачу разрешений на производство разведывательных работ и добычу нефти и газа осуществляет Министерство нефти и энергетики. Разработка нормативных актов, регламентирующих работу нефтегазового сектора, ведется Управлением Министерства нефти и газа.

Норвежское государство пополняет казну за счет нефте- и газодобычи на шельфе несколькими способами: получая часть прибыли от компаний, в которых есть общественная доля, распределяя лицензии на месторождениях, собирая налоги и сборы. Государству принадлежат большие пакеты акций в двух ведущих нефтегазовых компаниях - Statoil и Norsk Hydro.

В каждом из разрабатываемых месторождений государство владеет долей на добычу углеводородов через так называемое прямое государственное экономическое участие. Первоначально государственное участие в месторождениях составляло не менее 50%, но после основания государственной компании Petoro эта доля стала снижаться. Petoro, созданная в 2001 г., не ведет добычу нефти и газа, а управляет финансовыми активами, т. е. распоряжается долями государства в месторождениях.

Прибыль компаний, ведущих добычу нефти на норвежском морском шельфе, облагается обычным подоходным и специальным налогом. Ставка подоходного налога составляет 28%, а ставка специального налога - 50%.

Для того чтобы исключить продажу нефти дочерним и аффилированным компаниям по заниженным ценам, норвежским законодательством установлена практика нормативных цен на нефть, добываемую на шельфе. Нормативные цены соответствуют ценам свободного рынка и устанавливаются по истечении заданного периода, например в конце каждого месяца. С нефтедобывающих компаний взимается также плата за размер лицензионного участка месторождения и сборы за выброс углекислого газа.

Таким образом, важнейшими особенностями норвежской модели недропользования в нефтегазовой отрасли являются:
Активная роль государства, присутствующего не только в сфере нормативно правового регулирования, но и напрямую участвующего в нефтегазодобыче. Это достигается посредством участия в компаниях Statoil и Norsk Hydro, а также прямым финансирование работ по освоению шельфа. В 1984 г. правительство пошло на разделение всех государственных активов на две части: государственная собственность, которой управляет Министерство нефти и энергии, и собственность в компаниях. Этот шаг дал возможность государству, используя накопленные доходы от нефти, самостоятельно участвовать в нефтяных операциях через систему Прямого финансового процента государства (State`s Direct Financial Interest - SDFI) и привел к тому, что оно стало основным инвестором освоения континентального шельфа.

Предоставление фирмам прав на разведку и разработку недр на основе репутации, технологического опыта, производственного потенциала компаний-участников.

Наличие конкретных форм участия недропользователей в решении проблем социально-экономического развития страны. Определен перечень форм такого участия, куда входят использование местной рабочей силы, развитие собственного научно-технического потенциала, использование в производственном процессе продукции местных поставщиков и т. п. Например, транснациональные компании вынуждены искать партнеров среди норвежских фирм, поскольку государство, выдавая лицензии на разведку и разработку месторождений, требует заказов для местных предприятий и участия норвежских фирм в консорциумах, создаваемых для работы на шельфе.

Сравнительно жесткие протекционистские условия. Национальная промышленность получает существенную долю в каждой лицензии, но при этом учитывается и наличие иностранного капитала, как "катализатора" роста эффективности, а также непосредственное участие иностранных компаний в лицензиях на разведку и разработку ресурсов недр, организацию взаимодействия всех фирм, участвующих в лицензии на основе Соглашений о совместной разработке (Joint Operating Agreement; Unitization Agreement). Иностранные компании, несмотря на жесткие требования местных властей, испытывают постоянный интерес к разработке нефтегазовых месторождений Норвегии. Для них своеобразной страховкой инвестиций является тот факт, что с середины 80-х гг. норвежское правительство несет на себе основную финансовую нагрузку при проведении работ на шельфе.

Таким образом, базовой предпосылкой в формировании норвежской системы регулирования освоения нефтегазовых ресурсов является общественная собственность на нефтегазовые ресурсы. Исходя из этого, власти Норвегии выступают одновременно и как субъект национальной экономики (владелец ресурсов), и как субъект регулирования социально-экономических процессов. Такая позиция вынуждает ограничивать чисто рыночные методы - в основном, финансовые - и более широко использовать институциональные методы.

В результате ориентации властей на институциональные цели нефтяной комплекс Норвегии во многом стал структурообразующим в национальной экономике. Значительная часть норвежской промышленности переориентировалась на обслуживание потребностей нефтегазового сектора, разрабатывая новые более высокие технологии разведки углеводородов и их добычи, транспортировки и переработки нефтяного сырья, а также на развитие отраслей информационно-коммуникационных технологий. Большая часть полученных нефтяных доходов расходуется не на текущее потребление, а аккумулируется в специальном Нефтяном фонде (Petroleum Fund).

Ответственность за работу фонда несет министерство финансов Норвегии. Практическое управление поручено Банку Норвегии, который с 1998 г. заключает соглашения со специалистами иностранных финансовых компаний для размещения ими капитала ГПФ на фондовом рынке.

Норвежский Минфин для оценки деятельности ГПФ пользуется услугами консультационных фирм. Деятельность фонда полностью прозрачна не только для граждан Норвегии, но и для иностранцев, доклады составляются поквартально и ежегодно.

Представляется целесообразным, например, и для России использование норвежского опыта в деле формирования доступа к природным ресурсам на основе административного лицензирования. Наилучшими средствами при этом будут использование конкуренции проектов различных нефтяных компаний и управление доходами государства и компаний с помощью налогообложения.

Благодаря инвестициям в нефтегазовый сектор развивается судостроение, оффшорные технологии, транспортная инфраструктура, строятся нефте- и газопроводы. Если на начальном этапе добычи нефти на шельфе использовались иностранные технологии, то сейчас норвежские компании являются мировыми лидерами подводной добычи углеводородов. В первую очередь это относится к технологиям сейсмической разведки, подводному строительству трубопроводов и другой необходимой инфраструктуры.

Надо отметить, что морская добыча углеводородов существенно отличается от континентальной как в инженерно-техническом, так и в организационно-управленческом плане. Здесь более совершенные технологии разведки, добычи, транспортировки сырья, гораздо сложнее производственная и транспортная инфраструктуры, жестче экологические требования, почти на порядок выше капиталоемкость проектов.

Освоение ресурсов шельфа, особенно арктических морей, требует привлечения больших капиталовложений, технических и трудовых ресурсов, решения широкого круга научно-технических, социальных и экологических проблем и находится в тесной зависимости от состояния материально-технической базы морской нефтегазовой промышленности страны и промышленного потенциала европейского севера России, финансовых ресурсов ведущих нефтяных компаний, притока иностранного капитала. Масштабность поставленных задач требует высокой координации усилий государства, бизнеса и научного сообщества.

Дата: 18.10.2007
Т. В. Поваренкина
"НефтьГазПромышленность" 6 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!