Долгая дорога к шельфу

1 стр. из 1

Подготовка к освоению Приразломного нефтяного месторождения идет уже добрый десяток лет. Проект обзавелся собственной историей, повествующей об ошибках и достижениях на тернистом пути к арктическому шельфу. И хотя день добычи первой нефти из недр Печорского моря уже не раз переносился с одного года на другой, это не уменьшает интерес к проекту. Вот и на круглом столе конференции RAO/CIS Offshore 2007, где прозвучал доклад представителя компании "Севморнефтегаз", яблоку было негде упасть.

Как было отмечено в докладе, компания "Севморнефтегаз" создана в 2002 г. крупнейшими энергетическими компаниями Российской Федерации - ОАО НК "Роснефть" и ОАО "Газпром" в качестве компании-оператора для освоения месторождений арктического шельфа. Компания является правопреемницей ЗАО "Росшельф", от которого в 2002 г. ей были переданы лицензии на освоение Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений. Летом нынешнего года в связи с выходом из проекта "Роснефти" единственный оставшийся акционер ОАО "Газпром" изменил организационную структуру компании, преобразовав ЗАО "Севморнефтегаз" в общество с ограниченной ответственностью - 100%-ную дочернюю структуру.

Приразломное нефтяное месторождение было открыто в 1989 г. государственным предприятием "Арктикморнефтегазразведка". Находится оно в юго-восточной части Баренцева моря - так называемом внутреннем Печорском море - на расстоянии около 60 км от побережья, порядка 320 км от Нарьян-Мара, 980 км - от Мурманска и 920 км - от Архангельска. Запасы нефти на данном месторождении, утвержденные центральной комиссией по разработке, составляют около 231 млн т, извлекаемые запасы - около 76 млн т. Рентабельность срока освоения месторождения по показателям эффективности разработки - 23 года. Транспортировку нефти предполагается осуществлять с помощью челночных танкеров на пункт перевалки нефти - плавучее наливное хранилище в районе Кольского залива и далее на экспорт.

В состав объектов обустройства Приразломного нефтяного месторождения входят три основных элемента: морская ледостойкая станционарная платформа "Приразломная", которая строится на Северном машиностроительном предприятии (ФГУП "ПО "Севмаш"), морская транспортная технологическая система и береговая инфраструктура.

Основным элементом обустройства месторождения является платформа "Приразломная". Создание ее имеет длительную историю. Детальный проект кессона был разработан партнером и участником проекта на начальной стадии Kellog Brawn&Rut, но при участии ведущих российских судостроительных проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и организаций - ЦКБ "Рубин", ЦНИИ КМ "Прометей", ЦНИИ ТС, ПКБ "Севмаш" и др.

На втором этапе при разработке ТЭО проекта платформы уже генеральным проектировщиком выступал специально созданный для этого российский проектный институт "Морнефтегазпроект", опять-таки при участии ЦКБ "Рубин", ПКБ "Севмаш" и ныне украинской компании ЦКБ "Коралл".

Итак, платформа конструктивно состоит из опорного основания (кессона), промежуточной палубы, вспомогательного модуля с энергетическими системами, верхнего строения и жилого модуля. В кессоне предусмотрены емкости для хранения нефтебалластной воды.
В 2002 г. в целях ускорения ввода месторождения в эксплуатацию акционерами - на тот момент "Роснефтью" и "Газпромом" - было принято решение использовать в качестве верхнего строения платформы "Приразломная" бывшее в употреблении верхнее строение нефтяной платформы Hutton, выведенной из эксплуатации в норвежском секторе Северного моря. После его приобретения по сей день идет реконструкция и модернизация этого верхнего строения.

Можно выделить основные вехи длительного строительства платформы "Приразломная" на "Севмаше". Прежде всего, были выполнены морские операции по демонтажу верхнего строения платформы и осуществлена его транспортировка из Мурманска в Северодвинск. В отечественной практике эта операция была выполнена впервые и со многими технологическими сложностями, но тем не менее они были преодолены, и верхнее строение было доставлено для реконструкции на "Севмаш".

Важным моментом как для этого предприятия, так и для отечественного судостроения явилось изготовление опорного основания (кессона). Впервые в отечественной судостроительной практике такое грандиозное сооружение было построено "Севмашем", причем своевременно и качественно. При изготовлении кессона было также впервые в отечественной практике применено и затем запатентовано специальное герметизирующее устройство для стыковки и сварки суперблока кессона на плаву, за что надо отдать должное "Севмашу" и привлеченной компании "Интераква". Эти работы были выполнены оперативно и с хорошим качеством.

Очередной этап строительства платформы - накатка на опорное основание верхнего строения и вспомогательного модуля, который строился на Выборгском судостроительном заводе и морским путем был доставлен на "Севмаш". В настоящее время платформа "Приразломная" находится у третьей набережной предприятия на достройке.

Вторым элементом обустройства месторождения "Приразломное" является морская транспортная технологическая система. В ее состав входят как вновь строящиеся, так и привлекаемые на условиях аренды морские суда и технические средства. Для "Севморнефтегаза" на заводе "Адмиралтейские верфи" по соглашению с "Совкомфлотом" строятся два челночных танкера дедвейтом около 70 тыс. т. Они уже получили свои наименования: первый танкер - "Михаил Ульянов", второй - "Кирилл Лавров". Срок сдачи первого судна - весна 2009 г., второго - конец 2009 г.

Для обеспечения платформы грузами построены и уже сданы в эксплуатацию два многофункциональных судна снабжения. Им присвоены наименования выдающихся работников газовой отрасли - "Владислав Стрижов" и "Юрий Топчев". В настоящее время судно "Владислав Стрижов" по тайм-чартеру успешно обслуживает платформы на Сахалинском шельфе, а "Юрий Топчев" весной нынешнего года успешно прошел ледовые испытания в Карском море и Енисейском заливе, где без ледокольного сопровождения преодолел льды той же толщины, которая, по многолетним данным, наблюдается в районе Приразломного месторождения.

Береговая инфраструктура будет включать в себя три элемента. Основная база снабжения расположится в Мурманске - с учетом того, что там имеется филиал "Газфлота", достаточные площади и необходимая инфраструктура. Производственно-техническую базу по договоренности с "Газфлотом" также планируется разместить в этом районе для обеспечения эксплуатации платформы.

Перевалочная база создается в районе поселка Варандей, находящегося на расстоянии 55-60 км от платформы, для обеспечения доставки персонала и необходимых запчастей в случае аварийной ситуации, мобилизации, госпитализации и т. д. Есть и запасной вариант доставки персонала.

Докладчик компании "Севморнефтегаз" отметил, что в ходе освоения проекта накопились наблюдения, выводы и рекомендации. Он подчеркнул, что проект все-таки реализуется очень долго. В 2008 г. исполнится 10 лет с фактического момента начала строительства платформы "Приразломная". Это связано как с объективными, так и субъективными трудностями и сложностями. Главное, что все-таки нужно признать, - у российских предприятий и проектных организаций, а также научно-исследовательских институтов на момент начала освоения Приразломного месторождения еще не было достаточного опыта. Благодаря плодотворному сотрудничеству с ведущими зарубежными компаниями Halliburton, KBR, Norsk Hydro, Statoil и др., российские организации получили необходимый опыт и в настоящее время уже готовы к освоению таких сложных проектов на арктическом шельфе.

Следующий момент носит скорее субъективный характер: в стране нет единой проектной организации, способной осуществлять роль генерального проектировщика, поскольку каждый проектант, каждая организация специализируется на определенной отрасли, направлении. А поскольку нет единого центра, разработка чертежей, согласования и решение технических вопросов занимают длительное время.

Другой сложностью для реализации проекта является наличие многочисленных надзорных органов и регулирующих ведомств, с которыми необходимо согласовывать документацию, технические вопросы и т. д. Докладчик отметил, что в ходе реализации проекта только на стадии обоснования инвестиций пришлось пройти согласования с девятью надзорными органами и разрешительными ведомствами. Таких ведомств, включая лицензированные экспертные организации, насчитывается уже около двух десятков. Тем не менее в процессе реализации проекта ЦКБ "Рубин", "Морнефтегазпроект", ВНИИГАЗ, ЦКБ "Коралл" нашли возможности для делового и взаимовыгодного сотрудничества. Сейчас разработка ТЭО проекта строительства платформы завершена. На базе проекта создана информационно-телекоммуникационная система управления проектированием, которая включает в себя распределенные офисы по пространству СНГ. На едином сервере осуществляется выкладка чертежей, их согласование, запуск в работу. Создана и трехмерная модель платформы.

Дата: 18.10.2007
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 6 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!