Герметизация торцов переходов для магистральных трубопроводов

1 стр. из 1

При строительстве трубопроводных систем для переходов через препятствия широко применяются торцовые устройства, герметизирующие межтрубное пространство.

Существует несколько вариантов устройств:

А. Неконтролируемые переходы
В них устанавливаются манжеты резинотканевые, изготавливаемые по ТУ 2531-005-01297858-2000 или ТУ 2531-007-01297858-2002 и предназначенные для герметизации пространства между защитным футляром (кожухом) и рабочим трубопроводом диаметром от 57 до 1720 мм (включительно) для переходов трубопроводов через автомобильные и железные дороги, а также другими инженерными сооружениями, во всех климатических зонах при температуре от минус 40 °С до плюс 50 °С.

Манжета резинотканевая представляет собой изделие формы усеченного конуса с концевыми участками цилиндрической формы, устанавливаемое на трубопровод и защитный футляр (кожух) перехода и зажимаемое на трубах металлическими хомутами.
Для обеспечения защиты от сползания с торца защитного футляра (кожуха) и повреждения манжеты грунтом при засыпке и эксплуатации трубопровода устанавливают укрытие защитное манжеты герметизирующей (УЗМГ).

Укрытие защитное манжеты герметизирующей изготавливается по ТУ 2296-009-01297858-2005 и представляет собой сборный кожух из стеклопластика, который крепится на основном трубопроводе и защитном футляре (кожухе). В свою очередь, защитный футляр укрывается чехлом из нетканого иглопробивного конструкционного материала, обеспечивающего фильтрацию влаги и препятствующего попаданию песка в зазор между УЗМГ и трубопроводом.

Материал укрытия - высокопрочный электроизоляционный стеклопластик, который не только защищает манжету от сползания и повреждения при ее засыпке, но и обеспечивает надежную электрическую изоляцию между футляром и магистральным трубопроводом во время эксплуатации, в отличие от аналогичного укрытия, выполняемого из металла. Конструкция УЗМГ, благодаря высокопрочному стеклопластиковому кольцу (7) (рис. 3), гарантирует сохранность изоляции трубопровода при его перемещении относительно кожуха до 300 мм, что не может гарантировать ни один из предлагаемых аналогов.

Укрытие защитное манжеты герметизирующей выпускается климатического исполнения ХЛ, категории размещения 3 по ГОСТ 15150-69 и может эксплуатироваться при температуре эксплуатации от минус 60 °С до плюс 70 °С.

На эту конструкцию УЗМГ изготовитель и поставщик "Инжиниринговое научно-производственное предприятие "ВНИИСТ-Подолье"" получил Разрешение № РРС 00-24183 от 18.04.07 г. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на применение его на объектах нефтяной и газовой промышленности. Письмом № 11-18/5181 от 25.04.07 г. укрытие введено в Реестр поставки АК "Транснефть".

Б. Контролируемые переходы
Вышеописанная конструкция УЗМГ не позволяет контролировать герметичность герметизирующей манжеты (4) (рис.), и по требованию особо педантичных инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору перед засыпкой перехода приходилось с помощью вакуумной установки создавать разрежение во всем переходе, что вело к многочисленным дополнительным затратам. А после засыпки герметичность контролировать уже практически невозможно. Нижеописываемая конструкция ликвидирует этот недостаток.
Герметизатор межтрубного пространства (ГМП) изготавливается по ТУ 2296-009-01297858-2005 и предназначен для герметизации пространства между защитным футляром (кожухом) и рабочим трубопроводом диаметром от 57 до 1720 мм (включительно) при давлении до 0,5 атм. для переходов трубопроводов через автомобильные и железные дороги, а также другие инженерные сооружения, во всех климатических зонах при температуре от минус 40 °С до плюс 50 °С.
Герметизатор межтрубного пространства (рис.) представляет собой сборную конструкцию из двух резинотканевых манжет и кожуха из стеклопластика, которые крепятся на основном трубопроводе и на защитном футляре (кожухе), укрываемом чехлом из нетканого иглопробивного синтетического материала.

Рис. Герметизатор межтрубного пространства: 1 - защитный футляр (кожух); 2 - трубопровод; 3 - липкая изоляционная лента; 4 - манжета внутренняя "В"; 5 - хомут; 6 - манжета наружная "Н"; 7 - кольцо стеклопластиковое; 8 - кожух; 9  - отверстия D = 5 мм; 10 - кольцо (прокладка); 11 - прокладка кожуха и фланца; 12 - болт, гайка, шайба; 13 - штуцер манжеты наружной; 14 - фланец; 15 - клей; 16 - чехол.

Использование ГМП в конструкции подземного перехода трубопровода через дороги и другие инженерные сооружения допускается при температуре перекачиваемого продукта не более плюс 60 °C.
Монтаж ГМП производится в следующей последовательности:
на торец защитного футляра (1) и трубопровод (2) наматывают липкую изоляционную ленту (3) и устанавливают манжету внутреннюю "В" (4) таким образом, чтобы торец манжеты выступал от торца защитного футляра на расстояние не более 40 мм, а затем стягивают хомутами (5);
отступив от торцов манжеты (4) 10 мм на поверхность защитного футляра (1) и трубопровода (2), наматывают липкую изоляционную ленту (3) и устанавливают манжету наружную "Н" (6) таким образом, чтобы зазор между торцами манжеты (4) и внутренней поверхностью манжеты (6) был не менее 10 мм, а затем стягивают хомутами (5);
вплотную к торцу манжеты (6) предварительно устанавливают кольцо стеклопластиковое (7) шириной 300 мм, при этом нахлест полотна кольца не допускается (длина полотна кольца подгоняется по месту), допускается зазор 1-3 мм. Затем конструкцию закрепляют двумя хомутами (5);
на торец защитного футляра (1) предварительно устанавливают защитный кожух (8), таким образом, чтобы выполненные отверстия (9) (D=5 мм) находились внизу и отсутствовал зазор между защитным футляром (1) и большим диаметром защитного кожуха (8). При наличии зазора его устраняют при помощи намотки кольца (10) из нетканого иглопробивного синтетического материала размером 50х2,5х5000 мм. При наличии зазора между разъемами защитного кожуха (8) устанавливают прокладки (11) из нетканого иглопробивного синтетического материала и стягивают разъемы болтами (12), при этом расстояние от торца стеклопластикового кольца до торца защитного кожуха должно быть ~ 100 мм;
на внутренней поверхности защитного кожуха (8) отмечают место соприкосновения его со штуцером (13) манжеты (6);
вплотную к торцу защитного кожуха (8) устанавливают фланец (14) таким образом, чтобы обеспечивался зазор 2-5 мм между наружной поверхностью кольца стеклопластикового (7) и внутренним диаметром фланца (14), который необходим для свободного перемещения рабочего трубопровода в переходе. Для обеспечения зазора применяют при необходимости прокладки (11) из нетканого иглопробивного синтетического материала;
по отверстиям D=9 мм, выполненным в торце защитного кожуха (8), размечают и сверлят отверстия D=9 мм в торце фланца (14);
аналогично выполняют операции на противоположном торце защитного футляра (1);
защитные кожуха (8) и кольца стеклопластиковые (7) снимают;
по отметке на внутренней поверхности кожуха сверлят отверстие D=20 мм для штуцера (13) манжеты (6);
тщательно перемешивают компоненты А и Б клеевой композиции (15), полученную массу переливают в кювету и валиком наносят слой клея на поверхность трубопровода (2) на ширину 300 мм от торца манжеты (6). Работу с клеем выполняют в перчатках х/б, поверх которых надевают перчатки резиновые;
на клеевую прослойку (15) наматывают кольцо стеклопластиковое (7) и закрепляют его хомутами (5), излишки клея (15) с поверхности в стыке кольца стеклопластикового (7) удаляют шпателем;
аналогично выполняют операцию на противоположном торце защитного футляра (1);
после установки колец стеклопластиковых (7) окончательно устанавливают защитный кожух (8), продев в него штуцер (14) манжеты (6) и фланец (14), затянув все крепежные детали (12), при этом контролируя наличие зазора между наружной поверхностью кольца стеклопластикового (7) и внутренним диаметром фланца (14) и расстояние 100 мм от торца кольца стеклопластикового (7) до торца защитного кожуха (8);
к штуцеру (13) подключают на 1 час компрессор (давление 0,5 атм.), падение давления при этом не допускается;
после выдержки компрессор отключают, на защитный кожух (8) устанавливают чехол (1), предварительно прорезав в нем отверстие D~20 мм для штуцера (13), закрепляют его край (продольный) лентами контактными и стягивают и закрепляют шнур синтетический чехла;
штуцер (13) манжеты (6) вынимают на наружную поверхность перехода и закрепляют;
засыпают торец перехода, повреждение шланга штуцера при этом не допускается;
к штуцеру (13) подключают на 1 час компрессор (давление 0,5 атм.), падение давления не допускается;
делают отметку в паспорте ГМП;
сбрасывают давление и зарывают шланг штуцера, предварительно замотав отверстие липкой изоляционной лентой, координаты места закопки отмечают в паспорте ГМП.
При проведении регламентных работ откапывают шланг штуцера, удаляют липкую изоляционную ленту, к штуцеру (13) подключают на 1 час компрессор (давление 0,5 атм.), падение давления не допускается.
При падении давления ГМП раскапывают, разбирают, определяют и устраняют места утечек и повторяют сборку. Вероятные причины негерметичности:
повреждение манжет во время эксплуатации;
ослабление затяжки хомутов на манжетах (4 и 6);
протечка из рабочего трубопровода, в результате которой манжеты стянуты с торца защитного футляра (1).

Дата: 18.10.2007
В. И. Колганов
"НефтьГазПромышленность" 6 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!