Углеводородный потенциал морской периферии России

1 стр. из 1

Первоочередные направления освоения морского потенциала углеводородов (УВ) России определяются на основе его целевой оценки с выделением приоритетных составляющих по совокупности условий его концентрации и размещения.

По величине и фазовой структуре запасов приоритетными являются наиболее крупные месторождения УВ и месторождения, содержащие промышленные скопления жидких УВ. По условиям размещения приоритетными являются наиболее доступные месторождения УВ и пространственно сближенные совокупности месторождений, освоение которых возможно на единой инфраструктурной основе. С точки зрения обеспечения государственных интересов приоритетными являются приграничные акватории и обоснование внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Соответственно этим целевыми приоритетам первоочередными направлениями изучения и освоения являются: крупнейшие месторождения УВ; жидкие УВ; районы, наиболее доступные для освоения и обеспечения организации централизованной добычи и транспортировки УВС; приграничные и внешние акватории.

Крупнейшие месторождения

Сложности организации и технико-технологического обеспечения морской нефтегазодобычи предъявляют особо жесткие требования к величине запасов морских месторождений, способной обеспечить рентабельность их освоения. Разведанная часть морского потенциала УВС России демонстрирует наличие значительного количества не просто крупных, но гигантских и уникальных по запасам месторождений.
Разведанная часть ресурсов УВС акваторий России - это 45 месторождений, включая 7 подводных продолжений прибрежных месторождений, оцененные (С1) и предполагаемые (С2) извлекаемые запасы которых в совокупности превышают 11,5 млрд т н.э. Запасы нефти содержатся на 22 месторождениях, но их доля в суммарной структуре морских запасов составляет только 9,6%; около 2% составляет доля конденсата.
Подавляющая часть (98,1%) морских запасов России сосредоточена в 27 крупнейших месторождениях с извлекаемыми запасами свыше 60 млн т н. э.; запасы 21 из них превышают 100 млн т н. э. (94,8% всех морских запасов); запасы 6 уникальных месторождений превышают 500 млн т н. э. (63,5% всех морских запасов).

Реально выявленный характер концентрации запасов УВС на морях России соответствует двум общемировым закономерностям:
подавляющая часть запасов УВС концентрируется на самых крупных месторождениях;
самые крупные и уникальные месторождения, в т.ч. месторождения нефтяного ряда, приурочены к прибрежно-морским, т.е. расположенным по обе стороны береговой линии, нефтегазоносным бассейнам.
Россия обладает не только самым обширным континентальным шельфом, но и самой обширной в мире системой прибрежно-морских бассейнов. Запасы месторождений морских продолжений этих бассейнов составляют примерно десятую часть морского ресурсного потенциала России, что дает обоснованные основания ожидать открытия на ее акваториях еще десятков крупнейших месторождений, включая месторождения нефтяного ряда.

Жидкая составляющая УВ

Жидкие УВ, в первую очередь, нефть, являются наиболее ожидаемой и востребованной категорией ресурсов УВС.
В рамках последней (по состоянию на 01.01.2002 г.) количественной оценки, по сравнению с предыдущей (по состоянию на 01.01.1993 г.), произошло увеличение величины НСРизвл. на 7,3% и, что гораздо более существенно, - увеличение величины ресурсов жидких УВ на 20,0%, а их доля в структуре НСРизвл. оценена значением 17,5% по сравнению с 15,7% в рамках предыдущей оценки.
Гораздо более отчетливо эта слабо обозначившаяся тенденция проявилась в структуре перспективных ресурсов С3. В соответствии с оценкой на 01.01.2002 г. доля жидких УВ в структуре ресурсов С3 составила 6,5%; по оценке на 01.01.2005 г. она возросла до 13,5%, а по оценке на 01.01.2006 г. - уже до 18,7%.

Эта прогностическая тенденция как будто бы не слишком убедительно подтверждается реальными открытиями: доля жидких УВ в структуре запасов по состоянию на 01.01.2006 г. - 11,5% - увеличилась не так значительно по сравнению с состоянием на 01.01.2002 г. - 10,2%. Но зато в структуре запасов 12 месторождений, открытых на морях России за последние 10 лет усилиями недропользователей, доля жидких УВ возросла до 28,4%, что почти в четыре раза превышает аналогичный показатель для структуры запасов 33 месторождений, открытых до 1997 г., - 7,5 %. Это выразительный пример того, как целевым образом организованные работы приводят к закономерному успеху.

Прибрежно-мелководные акватории внутренней зоны

Проблема изучения и освоения ресурсов УВС транзитных зон России предметно обозначилась в конце прошлого столетия.
В качестве элемента зоны транзитного перехода "суша-море" изначально выделялось прибрежное мелководье с глубинами моря до 20 м, для изучения которого требуется использование специальных средств и технологий. В 1999 г. во ВНИГРИ впервые была выполнена целевая ресурсная оценка транзитной зоны, опоясывающей территорию России, суммарной площадью 830 тыс. км2, из которых 630 тыс. км2 - это нефтегазоперспективные акватории с совокупными геологическими ресурсами более 30 млрд т н.э. По существу, это богатейшая нефтегазоносная провинция, расположенная у берегов России, и наиболее доступная для освоения часть ее морской периферии. Необходимо иметь в виду, что зона транзитного перехода "суша-море", в ее ресурсном значении, является наиболее мелководным акваториальным элементом прибрежно-морских, т.е. расположенных по обе стороны береговой линии нефтегазоносных бассейнов. Россия обладает самой обширной системой прибрежно-морских бассейнов и, соответственно, самой протяженной и ресурсоемкой зоной транзитного перехода "суша-море". Подобной зоны, кстати сказать, Великобритания и Норвегия - лидеры морской нефтегазодобычи - в ресурсном смысле попросту лишены.

Прибрежно-морские центры нефтегазодобычи

Создание особых зон, в рамках которых федерация может наиболее рациональным образом организовывать и эффективно контролировать процесс морской нефтегазодобычи в разных регионах страны, соответствует государственной политике в других сферах предпринимательской деятельности - игорном бизнесе, туризме и пр., с той лишь разницей, что выбор данных зон определяется условиями размещения углеводородного сырья на акваториях и прибрежных территориях России.

Их создание позволит организовать наиболее ресурсоемкие и подготовленные к освоению районы акваторий и сопредельных прибрежных территорий в единое геологическое пространство с единой ресурсно-геологической и геолого-экономической оценкой, едиными условиями и правилами недропользования. В рамках этого пространства на единой инфраструктурной основе будут разрабатываться прибрежные, прибрежно-морские и морские месторождения.

Ресурсная база позволяет сегодня обеспечить организацию прибрежно-морских центров (ПМЦ) нефтегазодобычи в пяти приморских федеральных округах России: Северо-Западном (Баренцево и Печорское моря), Уральском (Карское море), Сибирском (море Лаптевых), Дальневосточном (Охотское море) и Южном (Каспийское море) с включением в их рамки прибрежных территорий 11 приморских субъектов РФ. В настоящее время достаточно определенно просматриваются контуры шести ПМЦ нефтегазодобычи: Штокмановско-Мурманского (Баренцево море); Печорского (Печорское море); Южно-Карского (Карское море - губы, заливы); Магаданско-Западно-Камчатского (Охотское море); Северо-Сахалинского (Охотское море); Каспийского (Каспийское море).

Составными элементами ПМЦ, помимо собственно морской части, являются прибрежные мелководные зоны транзитного перехода "суша-море" и приморские территории. Суммарные извлекаемые ресурсы шести ПМЦ составляют около 40 млрд т н. э., в т.ч. более 8 млрд т - жидкие УВ. В структуре этих суммарных ресурсов доля собственно морской части составляет 60%, мелководной транзитной зоны - 24%, прибрежной суши - 16%. При благоприятном сценарии развития процесса морской нефтегазодобычи в рамках шести ПМЦ к 2020 г. могут быть достигнуты уровни совокупной ежегодной добычи нефти до 80 млн т (в т.ч. 50 млн т - морская нефтедобыча), газа - более 200 млрд м2 (в т.ч. 150 млрд м2 - морская газодобыча).

В отличие от шкуры неубитого медведя неосвоенные пока ресурсы УВС морской периферии России следует максимально возможным образом тщательно разделить, что позволит определить наиболее рациональную последовательность их освоения и эффективно управлять организацией и развитием этого процесса. От успешности его реализации зависит: станет ли, наконец, морская периферия России центром мировой нефтегазодобычи и ее столбовой дорогой или так и останется ее потенциально богатейшей обочиной.

Дата: 18.10.2007
Ю. Н. Новиков, Л. В. Калист
"НефтьГазПромышленность" 6 (34)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!