Самара готовится стать транспортным центром Поволжья

1 стр. из 1

С 10 по 12 сентября в Самаре прошла международная логистическая конференция «Развитие транспортной инфраструктуры как фактор инвестиционной привлекательности Самарской области», организатором которой выступило региональное правительство при поддержке Министерства транспорта РФ. В рамках форума состоялась XII специализированная выставка «Транспорт. Логистика 2007».

В конференции приняли участие губернатор Самарской области Владимир Артяков, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Максим Быстров, министр транспорта Самарской области Борис Ардалин, председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов, председатель исполнительного комитета координационного транспортного совещания государств-участников СНГ Чингиз Измайлов и др. На мероприятии присутствовали делегации из Германии и Китая, представители власти регионов Приволжского федерального округа, ОАО «РЖД», банковских структур и промышленных групп. Всего в работе конференции приняли участие около 400 делегатов 10 зарубежных стран и 12 субъектов Российской Федерации.

Главная цель конференции — привлечение потенциальных инвесторов к участию в финансировании проектов, реализуемых в Самарской области в рамках транспортной стратегии России до 2020 г. На конференции состоялись презентации инвестиционных проектов в сфере развития транспорта и транспортной инфраструктуры, а также прошел ряд тематических круглых столов и заседаний:
 - «Реализация государственной политики в развитии транспортной инфраструктуры России»;
 - «Проблемы реформирования железнодорожного транспорта в странах СНГ»;
 - «Дорожное хозяйство. Цели, задачи, перспективы»;
 - «Привлечение частных инвестиций в аэропортовую инфраструктуру Приволжского федерального округа»;
 - заседание совета государственных администраций морского и речного транспорта в рамках координационного транспортного совещания стран-участников СНГ.

Открывая конференцию, Владимир Артяков отметил, что место для такого масштабного события выбрано не случайно — у области есть все основания стать крупнейшим транспортно-логистическим центром. Этому способствуют и выгодное географическое положение, и экономическое развитие, и поддержка со стороны властных структур.

Необходимо отметить также, что в настоящее время Самарская область является экономически стабильным и инвестиционно привлекательным регионом России. Для оптимизации транспортно-экспедиционного обслуживания и привлечения грузопотоков в регион и через регион в Самарской области активно ведутся работы по созданию единой региональной логистической системы, в частности планируется создание мультимодального контейнерного терминала. Этому также способствует уникальное географическое положение области, где присутствуют все виды транспорта: железнодорожный, водный, автомобильный и авиатранспорт.

В подтверждение слов губернатора Чингиз Измайлов, председатель исполкома координационного транспортного совета государств- участниц СНГ, отметил, что выбор обусловлен еще и тем, что через Самарскую область проходит два крупных транспортных коридора. Первый — это Север — Юг, который является грузовой базой для многих государств (Болгарии, Украины, Белоруссии, стран ЦАС и т. д.). Второй — это Восток — Запад, который является грузовой базой для стран Европы (Германии, Франции, Великобритании и Польши, а также Белоруссии и России). В перспективе развития транспортного узла в Самарской области — продление этого коридора через регион.

Кроме того, по словам экспертов очень важно, что регион имеет выход к морям — это также является плюсом в создании в губернии крупного транспортного центра. Из многих регионов именно Самарская области была выбрана в качестве маршрута, через который пройдет возрождающийся сегодня «Великий шелковый путь» из азиатских стран. Так, по словам и. о. министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Бориса Ардалина, на сегодняшний день грузооборот Китая через Казахстан и Самарскую область в Европу составляет 2 млн. т в год. При начале работы СТКЦ объем увеличится в разы — до 9–10 млн. т. Аналогичная перспектива возникает и у транспортного сообщения Самара — Украина.

Одним из системообразующих элементов транспортной инфраструктуры Самарского региона и крупнейшим перевозчиком грузов является Куйбышевская железная дорога — филиал ОАО «РЖД».

На заседании международной логистической конференции начальник Куйбышевской железной дороги Анатолий Левченко рассказал о значении и возможностях магистрали в качестве основы для создания транспортного консолидирующего центра. На дороге действуют информационные системы управления, которые позволяют осуществлять мониторинг состояния объектов управления, имитационное моделирование и статистическое прогнозирование развития ситуации, экономическое моделирование управленческих решений, последующую экономическую оптимизацию, управление во внештатных и кризисных ситуациях. Дорога является предприятием полного цикла, располагает современными грузовыми терминалами на станциях Безымянка и Самара на территории Самарской области.

Также руководители департаментов ОАО «РЖД» и Анатолий Левченко ознакомили присутствующих с долгосрочным проектом компании «Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.». Согласно стратегии, на территории Приволжского федерального округа планируется проведение масштабных инвестиционных проектов, на реализацию которых будет направлено более 500 млрд. руб. Реализация стратегии предполагает строительство новых путей, модернизацию железнодорожной инфраструктуры и развитие скоростного движения, что позволит расширить и повысить качество предоставляемых услуг. В частности, проводимые мероприятия сократят доставку груза более чем в два раза.

Участники форума также ознакомились с железнодорожной инфраструктурой, существующей на территории Самарской области. В частности, они посетили недавно возведенный железнодорожный вокзал станции Самара и обсудили условия строительства его второй очереди. Строительство нового здания железнодорожного вокзала станции Самара началось летом 1996 г., и тогда впервые была применена практика строительства железнодорожной инфраструктуры на паритетных условиях финансового участия дороги и субъекта РФ.

Кроме того, участники конференции осмотрели строительные площадки в районе станции Водинская, на которых планируется вести застройку объектов транспортного консолидирующего центра. Эта поездка вызвала огромный интерес. Осмотрев все объекты станции, делегаты форума пришли к выводу о целесообразности выбора данной территории для строительства грузовых терминалов транспортного консолидирующего центра Самарской области. Исполняющий обязанности министра транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Борис Ардалин отметил: «Самарская область приветствует сотрудничество с компанией «Российские железные дороги». Получить такого партнера, как ОАО «РЖД» и Куйбышевская железная дорога, большая честь для любого региона». В свою очередь, начальник КбшЖД Анатолий Левченко сказал, что при увеличении объемов грузопотоков через данный железнодорожный узел дорога готова к модернизации железнодорожной инфраструктуры станции Водинская.

Создание логистического центра позволит поднять уровень обслуживания международных и внутренних грузопотоков, привлечь дополнительные грузопотоки, прийти к более эффективной контейнеризации грузов, стимулировать развитие региональных речных портов, расположенных на Волге. Объект будет представлять собой распределенную сеть — 5 современных терминальных комплексов. Стоимость работ по проекту — до 10 млрд. руб, а в будущем сумма возрастет за счет привлеченных инвестиций.

Кроме этого, участникам конференции были представлены и другие наиболее перспективные инвестиционные проекты развития транспортной инфраструктуры Самарской области. Из них нужно выделить строительство магистралей в рамках создания автодорожного маршрута «Центр — Поволжье — Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через Волгу, который планируется построить к 2012 г. Этот проект был назван одним из ключевых для привлечения частных инвестиций в регион. Особенную важность он приобретает еще и потому, что Самарская область — единственный регион, не имеющий ни одного автомобильного моста через Волгу. Учитывая важное стратегическое значение проекта, он получил государственную поддержку.

Другой важнейший проект — «Строительство транспортного консолидирующего центра (СТКЦ) по обработке грузов и контейнеров на территории Самарской области» — включен в перечень инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки из средств инвестиционного фонда РФ.

В настоящее время достигнута договоренность с ОАО «РЖД» по объектам участия в проекте, также достигнуты предварительные договоренности с иностранными компаниями и банковскими структурами (Ascom AG, швейцарский банк UBS, ЕБРР, Райффайзенбанк) по возможному участию в данном проекте.

Специалисты утверждают, что прибыль от работы СТКЦ сопоставима с доходами от добычи и продажи углеводородного сырья. Строительство комплекса начнется в 2008 г., а завершится в 2012 г. Центр будет представлять собой систему специализированных объектов транспортной инфраструктуры, включающую транспортные терминалы (речные порты Тольятти и Сызрань), склады-терминалы в пригородной зоне Самары и информационно-аналитический центр. Используя современные логистические технологии, СТКЦ поднимет уровень обслуживания международных и внутрироссийских грузопотоков, привлечет дополнительные грузопотоки, проходящие через Самарскую область в направлениях существующих международных транспортных коридоров, повысит уровень контейнеризации грузов и стимулирует развитие речных портов.

Огромное значение для региона и страны в целом имеет модернизация и реконструкция международного аэропорта Самары «Курумоч». Сметная стоимость этого инвестиционного проекта была утверждена в 2006 г. Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. С докладом на тему «Проект реконструкции и модернизации международного аэропорта «Курумоч» — важнейшая составляющая развития транспортно-логистической инфраструктуры региона» на пленарном заседании выступил генеральный директор аэропорта Л. С. Шварц. Кроме того, в рамках конференции на выставочной площади аэропорт представил ряд реализуемых в настоящее время проектов, касающихся реконструкции и модернизации всего аэропортового комплекса, введения системы биометрического контроля, развития сети аэродромов, вертодромов и посадочных площадок на территории Самарской области, развития внутрирегиональных авиаперевозок, использования лазерной системы посадки «Глиссада-04». Наряду с этими проектами, аэропорт также представил систему непрерывного профильного образования по схеме «средняя школа — авиатранспортный колледж — вуз — авиапредприятие».
В рамках этой системы предусмотрено обучение студентов в недавно открывшейся в аэропорту летной школе по подготовке пилотов и инструкторов на суда малой авиации.

По итогам конференции было подписано шесть рамочных соглашений с потенциальными инвесторами. Среди них швейцарская компания ASCOM, Куйбышевская железная дорога, комитет координационного транспортного совета государств — участников СНГ, ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Тольяттинский речпорт» и ОАО «Сызранский речпорт». Компания ASCOM подписала два протокола о намерениях. Согласно первому, компания будет развивать системы управления непосредственно автобусами, по второму соглашению будут развиваться системы общественного транспорта.

Показательно, что губернатор Самарской области Владимир Артяков заявил, что эффективного развития транспортной инфраструктуры можно добиться только на основании государственно-частного партнерства, и во время конференции провел встречу с представителями российского и зарубежного бизнеса.

«Подписанные сегодня соглашения, участие в которых принимают и банковские структуры, говорят, что перспектива вложения средств в транспортный консолидирующий центр есть. То есть начало реализации проекта заложено.И уже сегодня грузы пошли с Украины, налаживаются связи и с другими партнерами. И когда заработает самарский центр в полную силу, он войдет во всемирную «паутину» контейнерных депо», — отметил Чингиз Измайлов, председатель исполкома координационного транспортного совета государств-участниц СНГ.

Также участники форума посетили специализированную выставку «Транспорт. Логистика 2007», на которой ряд участников конференции представил интересные экспозиции. Среди экспонентов были министерство транспорта Самарской области, аэропорт «Курумоч», АСКОМ, Куйбышевская железная дорога, РЛС, ОАО «Трансконтейнер», ООО «Тольяттинский судоремонтный завод», ОАО «ГСК «Югория», ООО «Модуль», ЗАО «Хемпель», ТПП Самарской области и др.

Дата: 20.10.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!