Большим судам — большое плавание

1 стр. из 1

Испокон веков суда были одними из наиболее сложных творений не только рук человеческих, но и конструкторской мысли. Создание современного судна основывается на достижениях многих областей знаний и прежде всего на науках, изучающих мореходные характеристики судна, архитектуру и прочность его корпуса. Эти и многие другие направления были отражены на IX международной выставке по судостроению, судоходству, деятельности портов и освоению океана и шельфа «Нева — 2007», собравшей ведущих специалистов отрасли. С одним из них — генеральным директором Ростовского ЦПКБ «Стапель» Николаем Николаевичем ТЫРТЫШНЫМ побеседовал наш корреспондент.

–Сегодня мы работаем над целым рядом крупных разноплановых проектов. Это прежде всего работы по проектированию гидротехнических сооружений, проектированию флота, проектированию средств навигационного оборудования, а также разработка нормативных документов в рамках плана НИОКР Министерства транспорта России и работы по экологии водной среды.

Наиболее крупными объектами, по которым сегодня ведется работа, являются:
 - Проект акватории северной части порта «Усть-Луга».
 - Ряд проектов по реконструкции системы навигационного обеспечения в Архангельской области.
 - Дальневосточный бассейновый план ликвидации разливов нефти в море.
 - Проект плавучей насосной станции для республики Таджикистан.
 - Проект плавучей буровой установки для проведения разведочного бурения на углеводороды.
— Николай Николаевич, расскажите о наиболее интересных проектах, выполненных вашей организацией.
— К таковым относится серия спроектированных и построенных специализированных технических средств для работы на шельфе в условиях малых (от 10 до 50 м) и сверхмалых (от 2 до 10 м) глубин. Среди реализованных проектов есть как плавучие буровые установки для разведочного и добычного бурения в условиях сверхмалых глубин, так и многофункциональные строительные платформы (площадки).

Подробнее хочу остановиться на многофункциональных платформах. Как следует из названия, назначение этих судов может быть самым разнообразным: выполнение буровых работ, грузовых операций, дноуглубительных работ, размещение жилых модулей, прокладки дюкеров, протяжки и стыковки трубопроводов, забивки свай, спуск водолазов и т. д. — в зависимости от технологического оборудования, устанавливаемого на палубу.

Как правило, такие суда состоят из опорного блока, на котором устанавливается технологическое и судовое оборудование, и опорных колон, на которых платформа выходит из воды.

Хочу отметить, что ряд проектов выполнен сборно-разборными. Эти платформы сделаны таким образом, что позволяют осуществить их разборку до блоков размером 2,4х2,4х12 м, которые возможно транспортировать без получения специальной разрешительной документации водным, автомобильным и железнодорожным транспортом.

Сборка такой платформы осуществляется с помощью болтовых или специально спроектированных быстроразъемных соединений и может выполняться практически в любом месте при условии наличия крана грузоподъемностью 25 т. Опорные колоны также выполнены модульными.

Модульная конструкция позволяет перестраивать платформу под конкретные текущие нужды. Платформа может быть построена с различной полезной площадью палубы. Палуба может быть выполнена квадратной, прямоугольной, О-образной (с вырезом в центральной части палубы).

В зависимости от потребностей заказчика на платформу могут быть установлены винто-рулевые колонки, что позволит выполнять все рабочие перемещения без использования буксира. Позиционирование площадки осуществляется с помощью GPS.

— В каких условиях может эксплуатироваться подобная платформа?

— Все платформы спроектированы для работы в прибрежной морской 20-мильной зоне, оборудованы необходимыми спасательными средствами и радионавигационным оборудованием. Так как платформа выходит из воды, основную нагрузку на нее в рабочем положении дает ветровое воздействие и нагрузки от работы технологического оборудования. Как правило, нормальная работа большей части технологического оборудования обеспечивается при волнении моря не более 4 баллов (высота волны 3%-ной обеспеченности не более 2,0 м) и силе ветра не более
5 баллов (при скорости ветра не более 12 м/с).

— То есть при получении неблагоприятного прогноза погоды платформа должна уходить в убежище?

— Нет. Платформы проектируются и строятся с учетом того, что они должны выдержать максимальную волну, которая наблюдалась на месте выполнения работ за последние 50 лет. Но работать в таких условиях, конечно, невозможно. Поэтому неблагоприятные погодные условия пережидаются в режиме выживания, а при улучшении погоды платформа сразу готова к работе. Отсутствие необходимости уходить в порт-убежище при каждом ухудшении погодных условий является сегодня принципиально важным, особенно для северных регионов, где навигационный период очень непродолжительный, характерна частая резкая смена погоды и при этом даются жесткие контрактные сроки выполнения работ.

Более подробную информацию по многофункциональным строительным платформам (площадкам) можно увидеть на нашем сайте www.stаpel.ru в разделе «Готовые проекты судов».

Оценивая сегодняшнее состояние отечественного судостроения, нельзя не видеть положительных сдвигов по сравнению с кризисными 90-ми. В этом, безусловно, большая заслуга тех руководителей предприятий, которые сумели организовать работу в новых условиях, сохранить высококвалифицированный корпус конструкторов-проектантов судов. Важно отметить, мы вступили в рыночную экономику с мощным научно-техническим потенциалом, который реализуется сегодня, воплощаясь в конкретные и, в большинстве, удачные проекты.

Дата: 20.10.2007
Сергей ВАСИЛЬЕВ
"Федеральный строительный рынок" 7 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!