|
|||||
1 стр. из 1 Нынешний год отмечен знаменательным юбилеем: в 1832 г. было основано Училище гражданских инженеров. Так начался отсчет истории старейшего в нашей стране высшего учебного заведения архитектурно-строительного профиля — Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ). Выпускники вуза внесли весомый вклад в архитектурный облик Санкт-Петербурга, а также в решение градостроительных задач России и многих зарубежных стран. О сегодняшнем дне вуза рассказывает декан строительного факультета профессор Виктор Борисович Зверев. — Виктор Борисович, в преддверии юбилея принято подводить итоги. Расскажите о сложившихся в вузе и на факультете научных школах, направлениях, связанных и со спецификой нашего города. — В университете сложился ряд научных школ, охватывающих многие направления нашей отрасли. Собственно научные школы имеются практически на каждой выпускающей кафедре нашего факультета: по железобетону и металлическим конструкциям, технологиям строительного производства и строительным материалам… Что же касается петербургской специфики, то здесь необходимо сказать о такой специализации, как реконструкция и реставрация архитектурного наследия. В соответствии с нынешним государственным образовательным стандартом в начале этого учебного года эта специализация была переведена на архитектурно-строительный факультет. До этого реконструкции и реставрации обучали на нашем факультете. Специалисты в этом направлении широко востребованы именно в Санкт-Петербурге, поскольку старый фонд в нашем городе составляет порядка 40% всех зданий и сооружений (для сравнения, в Москве всего 5%). К сожалению, сегодня научные школы работают не так эффективно, как это было в советское время. Фундаментальные исследования ведутся только на основе грантов, а научно-исследовательская или научно-практическая деятельность — по хоздоговорам. — В 1993 г. вуз получил статус университета. Как это повлияло на организацию учебного процесса? — Признание за нами статуса университета наложило определенные обязательства. В 1993 г. у нас велось обучение по 12-ти специальностям. Сегодня мы обучаем студентов уже по 24-м. На нашем факультете было две специальности: «промышленное и гражданское строительство» и «технология изготовления строительных материалов, изделий и конструкций». К ним добавилось еще две: «технологии проектирования зданий и сооружений» и «реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Последняя, как я уже говорил, недавно переведена на архитектурный факультет. — Виктор Борисович, как Вы оцениваете т. н. Болонский процесс. Отвечает ли, на Ваш взгляд, система «бакалавр-магистр» нашим реалиям? Участвует ли в этом процессе ваш факультет? — Мое личное мнение таково. На специалистов, которых мы выпускаем вот уже 175 лет, не было ни одной рекламации. Поэтому изменение сложившейся в вузе целостной системы подготовки инженеров вряд ли целесообразно. Особо подчеркну, что к выпускникам с квалификацией «бакалавр» наши работодатели относятся, мягко говоря, не очень. По их мнению, бакалавр — это то ли техник, то ли «инженер-недоучка». И если на выпускаемых нами инженеров спрос очень большой (в прошлом году мы выпустили порядка 150 человек, тогда как заявок было 382), то на бакалавров заявок не поступает, и я не представляю, где и как они будут искать работу,. Тем не менее, будучи законопослушным учебным подразделением, в этом году мы приняли на наш факультет 20 человек с тем, чтобы выпустить их бакалаврами. — Вы затронули тему трудоустройства дипломированных специалистов. Оказывает ли здесь ваш факультет содействие своим выпускникам? — На сегодняшний день у нас отсутствует распределение, но существует система содействия в трудоустройстве. На последних курсах несколько раз в семестр мы собираем руководителей фирм и выпускников на ярмарки вакансий по принципу «у нас товар — у вас купец». Студенты стремятся «подать себя», а работодатели к ним присматриваются, оценивают. Однако крупные строительные фирмы, например такие, как «ЛенСпецСМУ», генеральная подрядная компания «СТЭП» и др., ведут с нами несколько иной диалог. Они обращаются в деканат с просьбой отобрать и направить лучших студентов на преддипломную практику. Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, назначают стипендию, причем существенно выше государственной. Таким образом эти фирмы стремятся закрепить у себя перспективных выпускников, воспитать их и подготовить к работе. — А как обстоит дело с организацией производственной практики на протяжении всего обучения? — После окончания каждого курса студенты направляются на практику: после 1-го курса они проходят ознакомительную практику, после 2-го — учебно-производственную, после 3-го — первую производственную, после 4-го — вторую производственную практику. Практике мы уделяем самое серьезное внимание. Это очень важная составляющая учебного процесса. Практика, опять же, тесно связана с последующим трудоустройством. Фирмы, испытывающие потребность в выпускаемых нами специалистах, приглашают на практику наших студентов с тем, чтобы познакомиться с ними, обучить их, посмотреть, каковы они в работе. Зачастую из 5–7 практикантов 2–3 после окончания вуза идут работать туда, где они и проходили практику, причем работают весьма успешно. Редакция журнала «Петербургский строительный рынок» поздравляет профессорско-преподавательский состав, всех сотрудников, а также студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета с юбилеем и желает дальнейших творческих успехов на благо нашей страны и города. Дата: 25.10.2007 Сергей Васильев "Петербургский строительный рынок" 10 (104)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||