СПбГАСУ: 175 лет на благо страны и города

1 стр. из 1

Нынешний год отмечен знаменательным юбилеем: в 1832 г. было основано Училище гражданских инженеров.

Так начался отсчет истории старейшего в нашей стране  высшего учебного заведения архитектурно-строительного профиля — Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ).

Выпускники вуза внесли весомый вклад в архитектурный облик Санкт-Петербурга, а также в решение градостроительных задач России и многих зарубежных стран.

О сегодняшнем дне вуза рассказывает декан строительного факультета профессор Виктор Борисович Зверев.

— Виктор Борисович, в преддверии юбилея принято подводить итоги. Расскажите о сложившихся в вузе и на факультете научных школах, направлениях, связанных и со спецификой нашего города.

— В университете сложился ряд научных школ, охватывающих многие направления нашей отрасли. Собственно научные школы имеются практически на каждой выпускающей кафедре нашего факультета: по железобетону и металлическим конструкциям, технологиям строительного производства и  строительным материалам…

Что же касается петербургской специфики, то здесь необходимо сказать о такой специализации, как реконструкция и реставрация архитектурного наследия.

В соответствии с нынешним государственным образовательным стандартом в начале этого учебного года эта специализация была переведена на архитектурно-строительный факультет. До этого реконструкции и реставрации обучали на нашем факультете.

Специалисты в этом направлении широко востребованы именно в Санкт-Петербурге, поскольку старый фонд в нашем городе составляет порядка 40% всех зданий и сооружений (для сравнения, в Москве всего 5%).

К сожалению, сегодня  научные школы работают не так эффективно, как это было в советское время.  Фундаментальные исследования ведутся только на основе грантов, а научно-исследовательская или научно-практическая деятельность — по хоздоговорам.

— В 1993 г. вуз получил статус университета. Как это повлияло на организацию учебного процесса?

— Признание за нами статуса университета наложило определенные обязательства. В 1993 г. у нас велось обучение по 12-ти специальностям. Сегодня мы обучаем студентов уже по 24-м.

На нашем факультете было две специальности: «промышленное и гражданское строительство» и «технология изготовления строительных материалов, изделий и конструкций». К ним добавилось еще две: «технологии проектирования зданий и сооружений» и  «реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Последняя, как я уже говорил, недавно переведена на архитектурный факультет.

— Виктор Борисович, как Вы оцениваете т. н. Болонский процесс. Отвечает ли, на Ваш взгляд, система «бакалавр-магистр»  нашим реалиям? Участвует ли в этом процессе ваш факультет?

— Мое личное мнение таково. На специалистов, которых мы выпускаем вот уже 175 лет, не было ни одной рекламации. Поэтому изменение сложившейся в вузе целостной системы подготовки инженеров вряд ли целесообразно. Особо подчеркну, что к выпускникам с квалификацией «бакалавр» наши работодатели относятся, мягко говоря, не очень. По их мнению, бакалавр — это то ли техник, то ли «инженер-недоучка».  И если на выпускаемых нами инженеров спрос очень большой (в прошлом году мы выпустили порядка 150 человек, тогда как заявок было 382), то на бакалавров заявок не поступает, и я не представляю, где и как они будут искать работу,.

Тем не менее, будучи законопослушным учебным подразделением, в этом году мы приняли на наш факультет 20 человек с тем, чтобы выпустить их бакалаврами.

— Вы затронули тему трудоустройства дипломированных специалистов. Оказывает ли здесь ваш факультет содействие своим выпускникам?

— На сегодняшний день у нас отсутствует распределение, но существует система содействия в трудоустройстве.

На последних курсах несколько раз в семестр мы собираем руководителей фирм и выпускников на ярмарки вакансий по принципу «у нас товар — у вас купец».  Студенты стремятся «подать себя», а работодатели к ним присматриваются, оценивают.  Однако крупные строительные фирмы, например такие, как «ЛенСпецСМУ», генеральная подрядная компания «СТЭП» и др., ведут с нами несколько иной диалог. Они обращаются в деканат с просьбой отобрать и направить лучших студентов на преддипломную практику. Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, назначают стипендию, причем существенно выше государственной. Таким образом эти фирмы стремятся закрепить у себя перспективных выпускников, воспитать их и подготовить к работе. 

— А как обстоит дело с организацией производственной практики на протяжении всего обучения?

— После окончания каждого курса студенты направляются на практику: после 1-го курса они проходят ознакомительную практику, после 2-го — учебно-производственную, после 3-го — первую производственную, после  4-го — вторую производственную практику.

Практике мы уделяем самое серьезное внимание. Это очень важная составляющая учебного процесса. Практика, опять же, тесно связана с последующим трудоустройством. Фирмы, испытывающие потребность в выпускаемых нами специалистах, приглашают на практику наших студентов с тем, чтобы познакомиться с ними, обучить их, посмотреть, каковы они в работе. Зачастую из 5–7 практикантов 2–3 после окончания вуза идут работать туда, где они и проходили практику, причем работают весьма успешно.

Редакция журнала «Петербургский строительный рынок» поздравляет профессорско-преподавательский состав, всех сотрудников, а также студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета с юбилеем и желает дальнейших творческих успехов на благо нашей страны и города.

Дата: 25.10.2007
Сергей Васильев
"Петербургский строительный рынок" 10 (104)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!