Лизинговые схемы. Что нужно знать…

1 стр. из 1

Лизинг — один из наиболее эффективных инструментов обновления основных средств российских предприятий.

Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, государством предоставлены налоговые льготы при приобретении имущества в лизинг: при установлении амортизации на предметы лизинга используется коэффициент 3, позволяющий в три раза быстрее амортизировать основные средства, снижая затраты по налогу на имущество и налогу на прибыль. Во-вторых, лизинговые компании более гибко, чем банки, подходят к рассмотрению клиента и к самой сделке. Они зачастую закрывают глаза на не слишком хорошее финансовое состояние клиента, если он приобретает ликвидное оборудование, могут устанавливать сезонность.

Это связано с тем, что риски лизинговых компаний ниже, чем у других финансовых компаний, так как право собственности на объект лизинга принадлежит лизингодателю до окончания срока лизинга и уплаты всех лизинговых платежей. В-третьих, лизинговая компания может предоставить целый ряд дополнительных услуг, таких, как регистрация в ГАИ БДД или Гостехнадзоре на свое имя, страхование по довольно низким корпоративным тарифам, организация доставки и таможенного оформления оборудования и др.

Но сегодня мы хотим рассказать подробнее не о наиболее распространенной в РФ схеме финансового лизинга, а о схемах, широко распространенных в западных странах и, по нашему глубокому убеждению, уже начавших свое развитие в России.

В рамках группы компаний «Интерлизинг» разработаны и активно внедряются следующие инновационные программы и схемы лизинга: скоринговая система лизинга автотранспорта, оперативный лизинг, операционный лизинг, «связанное финансирование», лизинг недвижимости.

Скоринговая программа лизинга автотранспорта

Лизинг легкового автотранспорта, пожалуй, самая динамично развивающаяся отрасль: за пять лет удельный вес лизинга автотранспортных средств в общем объеме лизинга вырос, по данным экспертов, с 11 до 24%.

Такой рост привел к увеличению конкуренции между лизинговыми компаниями и, как следствие, к появлению специальных программ, все более выгодных для лизингодателей. На данный момент на рынке предлагаются следующие специальные программы: скоринговая программа (срок принятия решения составляет несколько часов), программа приобретения автотранспорта в лизинг без первоначального взноса или с 0-вым удорожанием. Появление скоринговой системы обусловлено новым подходом в оценке рисков компании. Дело в том, что автотранспорт является наиболее ликвидным видом предмета лизинга, что связано в первую очередь с хорошо развитым вторичным рынком. Таким образом, лизинговые компании начинают в меньшей степени смотреть на финансовое состояние клиента, так как понимают, что с учетом 20–30% аванса в случае неплатежей и изъятия они смогут оперативно и безубыточно для себя реализовать предмет лизинга на вторичном рынке.

Программы лизинга без первоначального взноса, на наш взгляд, могут быть рассмотрены, но они не всегда являются выгодными для лизингополучателя, т. к. с учетом повышения рисков соответственно возрастает и процентная ставка по кредиту. Лизинг с нулевым удорожанием — это не что иное, как маркетинговая уловка. Естественно, что с учетом объемов покупок лизинговой компанией автомобилей салоны предоставляют дополнительные скидки, при учете которых лизингополучатель платит столько же, сколько бы он заплатил, взяв автомобиль в кредит.

Операционный лизинг

В дополнение к скоринговой программе лизинга большое внимание со стороны лизингополучателей получил операционный лизинг автотранспорта. Его особенностью является то, что при заключении договора лизинга в состав лизинговых платежей могут быть включены не только затраты на страхование КАСКО и ОСАГО, плата за регистрацию автомобиля в ГАИ БДД и транспортный налог, но и затраты на плановое обслуживание автомобиля (сервисный осмотр, включая замену масла и фильтров, тормозных дисков и колодок, амортизаторов, развал-схождение и т. д.). Также в состав лизинговых платежей могут быть включены все непредвиденные затраты, связанные с эксплуатацией автомобиля, кроме гарантийных или страховых случаев. Такой продукт наиболее интересен для компаний, имеющих свои автопарки. Причем уже появляются тенденции к предоставлению лизинговыми компаниями полного спектра услуг: техническое обслуживание, мойка, вплоть до хранения сезонной резины и т. д.

Оперативный лизинг

Оперативный лизинг (лизинг без перехода права собственности к лизингополучателю по окончании договора лизинга) — совершенно новый для России вид лизинга. Еще пару лет назад лизинг можно было считать чисто финансовым инструментом, являющимся альтернативой кредиту и интересным для клиента в первую очередь налоговыми льготами, предоставленными государством, и возможностью получения некоторых дополнительных услуг. При этом лизинговые договоры в обязательном порядке предусматривали переход права собственности по окончании договора лизинга к лизингополучателю, так как лизинговые компании, являвшиеся финансовыми институтами, просто боялись получить назад предмет лизинга через какой-то срок по целому ряду причин. Во-первых, они не понимали специ-фики бизнеса в конкретных отраслях, не знали основных игроков, являющихся потенциальными покупателями вернувшейся из лизинга техники. Во-вторых, в штате лизинговых компаний не было специалистов, умеющих продавать б/у технику и разбирающихся в ней. В-третьих, лизинговые компании не имели возможности оценить стоимость приобретаемой техники через несколько лет, опять-таки по причине отсутствия соответствующих специалистов. И наконец, в-пятых, по ряду видов техники отсутствовало хорошее сервисное обслуживание и была низкая культура обращения с техникой у клиентов, из-за чего далеко не всегда можно было с высокой долей вероятности предположить, в каком состоянии окажется техника по окончании договора лизинга. Большинство из этих проблем удалось решить за счет наработанного лизинговыми компаниями за последние годы опыта, позволившего им глубоко вникнуть в специфику отдельных отраслей, оценить перспективы их развития и изучить крупнейших игроков в конкретных сегментах рынка, а также за счет плотного сотрудничества с поставщиками, которые постепенно начинают брать на себя риски снижения цен на предмет лизинга, подписывая договоры обратного выкупа техники, и контроль за состоянием техники в течение срока договора лизинга.

Кроме того, оперативный лизинг становится интересен рынку, так как для него характерны более низкие ежемесячные лизинговые платежи, позволяющие клиентам во многих случаях получать прибыль от приобретенного в лизинг основного средства с самого начала его эксплуатации, не дожидаясь окончания договора лизинга. Как правило, в таком договоре предусматривается возможность выкупа предмета лизинга лизингополучателем по окончании договора лизинга по заранее установленной цене. Это дает клиенту возможность опробовать технику и понять, подходит ли она ему, и если нет, то не искать пути избавления от нее, а просто вернуть лизинговой компании ненужное основное средство. Также для ряда отраслей (например, строительство) характерно четкое понимание загрузки своих мощностей лишь на определенное время. Такие компании понимают, что определенная техника им точно будет нужна в течение года или полутора лет, на которые у них есть заказы и заключены договоры, но не могут определенно утверждать, понадобится ли им техника по окончании этого срока, ведь многое зависит от конъюнктуры рынка и их собственного положения на нем. Таким компаниям оперативный лизинг интересен в силу специфики их деятельности.

К сожалению, пока оперативный лизинг большинство компаний предлагают лишь по наиболее ликвидному имуществу, такому, как легковой и грузовой автотранспорт, определенные виды строительной техники. Следует также учитывать, что по ряду видов оборудования подобная услуга не может быть предоставлена в принципе в силу его уникальности и невозможности реализовать на вторичном рынке (например, лифтовое оборудование или эскалаторы).

Одной из проблем, мешающих существованию оперативного лизинга, является отсутствие подобного понятия в законодательстве, что приводит к невозможности передачи одного и того же оборудования в лизинг несколько раз.

«Связанное финансирование»

Эту программу можно отнести к классическому финансовому лизингу. Она предполагает привлечение связанного финансирования под приобретение нового иностранного оборудования у производителя. Отличительными чертами данного лизингового продукта являются низкие ставки и длительные сроки по сравнению с российским финансированием. Правда, следует помнить, что в связи с существенно более сложной структурой сделки и большим количеством участников в ней, как правило, такие сделки требуют большего времени на принятие решения всеми сторонами о финансировании проекта и осуществлении самой сделки. Тем не менее в связи с ростом закупок импортной техники российскими компаниями и повышением инвестиционной привлекательности России данный инструмент является, по нашему мнению, очень перспективным способом финансирования приобретения основных средств.

Лизинг недвижимости

Это направление выделяется в отдельное, т. к. для него характерна сложная и длительная процедура сделки, а также особые свойства предмета лизинга, который не имеет тенденции к понижению стоимости (снижение функциональности и полезных свойств объекта недвижимости с избытком перекрывается повышением общего уровня цен на данном рынке). Это позволяет лизинговым компаниям при наличии в сделке аванса в 20–30% закрывать глаза на финансовое состояние лизингополучателя. Однако данный рынок в России на сегодня развит очень слабо. Существуют две основные причины, мешающие развитию данного сегмента. Во-первых, пробелы в законодательстве серьезно повышают риски по таким сделкам как лизингодателей, так и лизингополучателей. А во-вторых, для финансирования таких проектов нужны довольно «длинные» деньги (как минимум, 7-летние). К сожалению, такими ресурсами обладают лишь единицы лизинговых компаний в России. Тем не менее этот рынок очень перспективен, и можно с уверенностью предсказать его бурный рост в ближайшие годы.

Комментарии специалистов

Финансовый директор компании «Дорожник-92» Альберт Яковлев: «Мы рассматривали несколько вариантов финансирования для покупки бетонного завода. Была возможность взять деньги в Сбербанке РФ под достаточно хороший процент либо взять технику в лизинг. Мы воспользовались схемой «связанного финансирования» и получилось значительно дешевле. Большим плюсом для нас было также то, что мы начали платить, когда завод уже действительно начал работать, т. е. не замораживая средства. Мы просто считаем, и если есть вариант дешевле, почему бы им не воспользоваться?».

Начальник управления общественных связей ОАО «Международный банк Санкт-Петербург» Елена Мягкова: «Перспективы развития лизинга в России напрямую зависят не только от состояния промышленных предприятий, степени востребованности их продукции, но и от доверия населения к банковской системе, поскольку для финансирования лизинговых услуг банкам и лизинговым компаниям необходимы долгосрочные пассивы, основным источником которых являются накопления населения. Разрабатываемая в настоящее время система страхования депозитов физических лиц призвана обеспечить доверие населения к банкам. Поэтому в будущем рынок лизинговых услуг может получить серьезный толчок к развитию в первую очередь благодаря банкам, которые станут более активно финансировать такого рода операции».

Дата: 25.10.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (104)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!