|
|||||
1 стр. из 1 Вопросы: 1. Каковы прогнозы развития лизинга в нашем регионе? ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ» 1. Рынок лизинговых услуг находится в стадии активного роста, и эта тенденция, по нашим прогнозам, в ближайшие годы сохранится. Во многом рост обеспечивается расширением целевых клиентских сегментов лизинговых компаний и разработкой продуктовых предложений. Наибольшее отражение это находит в сегменте автотранспорта и техники, где готовые решения предлагаются клиентам уже более 3 лет. Успешный опыт компании в данном направлении позволил расширить линейку конвейерных продуктов и предлагать аналогичные решения также по оборудованию и недвижимости по трем направлениям, которые реализованы в продуктах «Экспресс-лизинг оборудования», «Экспресс-лизинг недвижимости» и «Автолизинг». 2. Кредитование и лизинг — совершенно разные финансовые методы, хотя и имеют одну природу, и выбор того или иного осуществляется в зависимости от текущих задач и возможностей предприятия. На первый взгляд может показаться, что кредитование более выгодно, поскольку в данном случае предприятие несет только процентные расходы по самому кредиту, а когда привлекается лизинговое финансирование, возникает комиссия лизинговой компании. Однако это не совсем так. Лизинг имеет ряд существенных преимуществ, предоставленных законодательством, среди которых возможность ускоренной до 3 раз амортизации предмета лизинга, что обеспечивает экономию по налогу на имущество, возможность непосредственного отнесения лизинговых платежей на себестоимость, что снижает налоговую базу по налогу на прибыль, с лизинговых платежей возмещается НДС и др. Выбор в любом случае остается за клиентом, главное, чтобы он осуществлялся на основании полной информации о финансовой составляющей сделки и понимания всех преимуществ кредитного и лизингового финансирования. 3. Рынок лизинговых услуг становится более конкурентным, что связано, с одной стороны, с усилением позиций крупных игроков, к которым относятся федеральные компании, входящие, как правило, в состав финансовых корпораций, а с другой стороны, — появлением и развитием средних и мелких лизинговых компаний, которые получили возможность развивать свой бизнес с отменой обязательного лицензирования лизинговой деятельности. В то же время основная конкурентная борьба разгорается среди крупных игроков, позиции которых на рынке существенно более стабильны и возможности по привлечению ресурсов гораздо шире. 4. По большому счету, факторов, существенно препятствующих развитию лизинга, нет. В то же время можно отметить, что колебания финансового рынка, безусловно, сказываются на лизинговых компаниях наравне с другими финансовыми институтами, активно работающими на рынке ссудных капиталов. Например, последний кризис на рынке привлечения, повлекший за собой повышение ставок по кредитам, оказал влияние на конъюнктуру лизингового рынка, хотя и не стал фактором, препятствующим развитию лизинга и дальнейшему росту лизинговых операций. 5. Помимо основного нормативного документа — ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», лизинговые операции регулируются также нормами гражданского, налогового права и др. К сожалению, к настоящему времени не все из них приведены в соответствие друг с другом, что порождает ряд разночтений, например, относительно возвратного лизинга. В целом же лизинговые компании, осуществляя деятельность в российском правовом поле, несут риски наравне с другими финансовыми институтами. 6. В первую очередь мы стремимся отталкиваться от реальных потребностей рынка, особенно тех сегментов, которые являются для компании целевыми. Так формируются основные направления: корпоративный лизинг, конвейерные продукты «Автолизинг», «Экспресс-лизинг оборудования». Одной из последних разработок «Лизинговой компании УРАЛСИБ» является продукт «Экспресс-лизинг недвижимости» — быстрое и удобное решение, направленное на удовлетворение потребностей клиентов малого и среднего бизнеса в приобретении основных видов коммерческой недвижимости. «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ» (Автомобильная корпорация «ГРУЗОМОБИЛЬ») 1. Ежегодно наблюдается прирост порядка 40–50% (минимум), что напрямую связано с увеличением объема строительства в СЗ регионе. Кроме того, продолжается активный рост рынка автотранспорта, и насыщение в ближайшие годы не наступит. Это связано с реализацией крупных проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (КАД, Северо-западный скоростной диаметр, автодорога Москва — Санкт-Петербург) и за счет постепенного роста данного сегмента в других регионах Северо-Запада. Из-за увеличения государственных и частных инвестиций в дорожное, промышленное, жилищное строительство наблюдается заметное увеличение лизинга грузового автотранспорта, особенно автосамосвального. В 2007 г. рост будет около 100% по сравнению с 2006 г. Стимулирует развитие лизинговых услуг в этом сегменте и высокая изношенность автопарка, который требует более быстрого обновления для качественного выполнения требуемого объема задач. Сегодня наблюдается даже дефицит такой техники. Во всех других сегментах автолизинга рост идет меньший, но все же заметный. 2. Благодаря лизингу за счет ускоренной амортизации есть возможность более быстро менять парк техники и поддерживать его на высоком качественном уровне. Ведь при сегодняшних темпах строительства техника используется, как правило, круглосуточно, и ее срок полезного использования не более 3 лет. Кроме того, клиентам легче договориться с лизинговыми компаниями об изменении графика платежей по договору лизинга, чем с банками об изменении графика погашении кредита, в случае возникновения объективных финансовых трудностей. И небольшая задержка лизинговых платежей не так сказывается на имидже компании, в отличие от ухудшения в аналогичной ситуации кредитной истории. 3. Последние 2–3 года рост конкуренции на рынке лизинга автотранспорта постоянно увеличивается несмотря на рост самого рынка грузовой и специальной техники. Об этом свидетельствует тот факт, что ставки по лизингу за последние 2 года снизились на 2–3%. Связано как с увеличением числа лизинговых компаний, так и с увеличением объемов сделок ведущих лизинговых компаний. Основных игроков на рынке Северо-Запада в сегменте автотранспорта не более 10–15. Серьезного уровня конкуренции стоит ожидать через 2–3 года. Рынок автотранспорта еще может расти, насыщение в ближайшие годы, я думаю, не наступит. Это возможно за счет увеличения дорожных, строительных работ, грузоперевозок, в связи с реализацией крупных проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (КАД, Северо-западный скоростной диаметр, автодорога Москва — Санкт-Петербург) и за счет постепенного роста данного сегмента в других регионах Северо-Запада. 4. «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ» не считает усиление конкуренции препятствующим развитию фактором, наоборот, это ведет к снижению всех параметров сделки — авансового платежа, ставок по лизингу. Многие компании снижают требования к финансовому состоянию лизингополучателя. Сокращается срок рассмотрения лизинговой заявки. Потребитель становится все более требовательным, а методы лизинговых компаний по привлечению новых клиентов изощреннее. Мы вообще считаем себя инициаторами данного процесса среди лизинговых компаний. Когда мы начали свою работу на рынке лизинговых услуг, 5 лет назад, рассматривать заявку на лизинг грузовой техники в течение 2–3 недель было нормальным сроком. Мы же поставили себе задачу — осуществлять рассмотрение в срок не более 3 дней, а сегодня довели его до одного. За нами стали подтягиваться остальные. В настоящий момент это уже стандарт при лизинге автотранспорта и является показателем уровня компетенции, надежности и профессионализма компании. На мой взгляд, для развития необходимо двигаться в направлении комплексного предоставления услуг — регистрации техники в органах ГИБДД и Гостехнадзора, ее технического обслуживания и т. д. Именно так работает «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ» последние 3 года. Лизинговые компании также двигаются в направлении оперативного лизинга, стараясь все заботы, связанные с эксплуатацией, взять на себя. 5. Есть еще пробелы в законодательстве, которые увеличивают риски лизинговых компаний при предоставлении услуг. Основная задача — более быстрое решение вопроса по возврату переданного в лизинг имущества в случае неоплаты лизингополучателем лизинговых платежей. Делать это через суд — очень долго, может затянуться на годы. А т. к. клиент продолжает пользоваться имуществом, то это влечет за собой снижение его рыночной стоимости и, как следствие, увеличение убытков при его реализации. Оптимальным выходом из ситуации может стать включение в Федеральный закон «О лизинге» права лизинговой компании изымать и реализовывать имущество или, по крайней мере, чтобы оно изымалось и хранилось у лизинговой компании до решения суда. В этом случае у лизингополучателей стимул к возврату долга лизинговой компании намного больше, и риски лизинговой компании снижаются. 6. «ГРУЗОМОБИЛЬ-ЛИЗИНГ» является специализированной компанией в составе АК «ГРУЗОМОБИЛЬ» и не занимается лизингом оборудования и недвижимости, что повышает уровень компетенции специалистов в области отечественного и зарубежного автопрома. Такой подход позволяет хорошо понимать задачи, потребности, узкие места в деятельности клиентов, использующих в работе коммерческий транспорт. При формировании портфеля лизинговых услуг мы прежде всего опираемся на принцип комплексного подхода, тем самым сокращая и оптимизируя временные и финансовые затраты клиентов. Именно поэтому у нас действует принцип «одного окна», когда специалисты «ГРУЗОМОБИЛя» сопровождают клиента с момента консультации при подборе оптимальной лизинговой программы и номенклатуры техники, обеспечивают ее последующее техническое сопровождение, замену и утилизацию. Все документы по лизинговой сделке и договоры оформляются в офисе «ГРУЗОМОБИЛя». И технику лизингополучатель берет уже полностью готовой к эксплуатации (предпродажная подготовка, регистрация в органах ГИБДД и Гостехнадзора и т. п.). Основной объем сделок в портфеле компании — по грузовой и специальной технике. Доля легкового автотранспорта невелика — всего около 4%. Специально на данный рынок наша компания не выходит и предоставляет в лизинг легковой транспорт только корпоративным клиентам, хотя эта доля в портфеле и возросла с 1% в 2004 г. Доля пассажирского автотранспорта в портфеле составляет около 11%, но на протяжении последних лет снижается. Это связано прежде всего с тем, что наша компания не стремится к оформлению крупных сделок в этом сегменте, так как эти сделки более рискованные из-за неопределенной ситуации на рынке пассажирских перевозок Санкт-Петербурга и менее рентабельны. ЗАО «Атлант-М — Лизинг» Насколько подкован в вопросе потребитель? Знает ли он о выгодах лизинга? К сожалению, нам приходится сталкиваться с тем, что клиент не имеет представления о схемах лизинга и о лизинге в частности. В таких случаях очень часто ставят лизинг в один ряд с кредитованием, не зная о налоговых преимуществах и порядке проведения лизинговой сделки как таковой, а именно: применении механизма ускоренной амортизации, отнесении лизинговых платежей на себестоимость продукции, снижении налога на имущество, а также гибком графике платежей. Мы в свою очередь стараемся довести до клиента эту информацию как можно в более доступной форме. Как показывает опыт, клиент, единожды заключивший договор лизинга, далее стремится воспользоваться именно этой формой финансирования. О перспективах развития рынка. Данный рынок развивается из года в год, и в ближайшее время стоит ожидать его наибольшего роста. В основном это связано со строительством Морского порта в Санкт-Петербурге, который откроет новые направления для деятельности перевозчиков, что и должно повлечь за собой повышение спроса именно на грузовую технику. Какими приятными новшествами в сфере лизинговых услуг для потребителя обернется 2007 год? С каждым годом мы стараемся улучшить условия для наших клиентов, и этот год не будет исключением: будет сокращен до минимума список запрашиваемых документов, снижен размер первоначального взноса и введены в действие новые программы финансирования, еще более удобные и доступные. ООО «Глобус-лизинг» 1. На Северо-Западе идет развитие экономики высокими темпами. Кроме того, стабильность в регионе благоприятствует инвестиционному процессу, увеличиваются сроки финансирования и, как следствие, удлиняется операционный цикл на рынке лизинга. Наблюдаемый в настоящее время рост объема новых сделок и профинансированных средств является предпосылкой интенсивного увеличения объема рынка в ближайшие несколько лет. 2. Конкуренция в Северо-Западном регионе в борьбе за клиентов постоянно растет как со стороны банков, так и со стороны лизинговых компаний. 3. Лизинговые компании защищены от рисков на законодательном уровне, однако не во всех ситуация эта защита срабатывает. В последнее время не было улучшений законодательства, регулирующего деятельность лизинговых компаний. Кроме того, вопрос возмещения НДС остается довольно острым, негативно действует и постоянно падающая учетная ставка ЦБ и др. 4. Делая выбор в пользу кредита или лизинга, не следует руководствоваться только сравнением чистого оттока денежных средств компании на обслуживание сделки. Ведь лизинг имеет ряд преимуществ перед кредитом. Я бы выделил две группы таких преимуществ. Первая — это налоговые преимущества, установленные законодательством и дающие лизингополучателю возможность сэкономить свои финансовые ресурсы. Законом «О финансовой аренде (лизинге)» разрешается относить лизинговые платежи к расходам, связанным с производством и реализацией, что дает экономию по налогу на прибыль. Кроме того, в отношении лизингового имущества разрешается применение ускоренной амортизации с коэффициентом 3. Например, за оборудование стоимостью 1 млн. руб. и сроком полезного использования 9 лет за весь период будет уплачено 90 тыс. руб. налога на имущество, а при применении ускоренной амортизации при лизинговой схеме — всего 19 тыс. руб. Другая группа — возможно, менее очевидная, — это преимущества от сотрудничества с самой лизинговой компанией. Если компания-лизингополучатель является покупателем основных средств лишь время от времени, то для лизинговой компании покупка оборудования и транспорта является одной из составляющих ее деятельности. Таким образом, сотрудничество с лизинговой компанией как с профессиональным покупателем позволяет лизингополучателю избежать массы проблем, связанных с приобретением, доставкой, таможенной «очисткой», монтажом, страхованием имущества. Лизинговая компания использует надежные финансовые схемы расчетов(аккредитивы, встречные гарантии), исключающие риски недобросовестности продавца и перевозчика. Кроме того, она является постоянным партнером производителей оборудования, перевозчиков, таможенных брокеров, страховых компаний, что дает ей ряд преференций. А самое главное — лизинговая компания является постоянным партнером банков, что позволяет ей взять на себя прохождение всех регламентированных банковских процедур, в то же время делает получение долгосрочного финансирования максимально комфортным для лизингополучателя. Так, программа «Малые проекты» ООО «Глобус-лизинг» позволяет компании приобрести в финансовую аренду оборудование стоимостью до 15 млн. руб. в максимально сжатые сроки и с минимальным пакетом документов. 5. Лизинговая отрасль находится в стадии динамичного развития и в прямой зависимости от развития всей экономики в целом. Поэтому с экономическим ростом будет происходить и развитие лизинга. 6. Компания «Глобус-Лизинг» — универсальная лизинговая компания, поэтому мы работаем с клиентами из самых разных отраслей: производство, строительство, ритейл. Лизинг доступен любой компании, имеющей учредительные документы, баланс и обороты по расчетному счету. ООО «Петербургская лизинговая компания» 1. В последнее время наблюдается некоторое замедление темпов роста рынка лизинга в Санкт-Петербурге. Позиции этого сектора становятся более устойчивыми, конкуренция- более жесткой, клиенты — более требовательными. Несмотря на это потенциал данного сегмента огромен и, по всей видимости, исчерпает себя еще очень не скоро. 2. Преимущества лизинга и кредита определяются для всех по- разному. Для предприятий с обычной формой налогообложения лизинг выгоднее, т. к. он позволяет более экономично подходить к налогу на имущество и уменьшает налогооблагаемую базу на прибыль (все лизинговые платежи отводятся на затраты). Для предприятий с упрощенной системой налогообложения лизинг дороже, чем кредит. Но для получения кредита нужно предоставить некий залог, тогда как а в лизинговой схеме предмет лизинга сам по себе уже является залогом. 3. Конкуренция на сегодняшний день уже сильная и с каждым годом растет. Лизинговых компаний на рынке очень много, но среди основных игроков — не более пяти организаций. 4. В принципе, особых препятствий к стимулированию рынка нет. Его прирост — примерно 80% в год. И есть тенденция к увеличению, но при условии разрешения проблемных вопросов с НДС. 5. Лизинговые сделки заключаются на довольно длительный срок: 3–5–7 лет, и за это время законодательство может претерпеть коррективы. В этом случае компании пытаются предупредить риски, включая в договор пункты, предусматривающие эти возможные изменения, и таким образом создать некую правовую защиту для своих организаций. Дата: 25.10.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 10 (104)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||