Подземный Петербург — это реальность

1 стр. из 1

Проблемы с гаражами, автостоянками, пробками на улицах города, а также прогрессирующее увеличение ставок арендной платы помещений, особенно в историческом центре города, все больше заставляют специалистов, да и просто обывателей говорить о необходимости Петербургу опускаться все ниже — на земляные этажи.

И городские власти уже всерьез рассматривают идею строительства подземных паркингов в центре города. Их хотят разместить прямо под проезжей частью.

Например, вице-губернатор Александр Вахмистров полагает, что такой шаг позволит радикально улучшить ситуацию с парковкой в центре. Он говорит, что подземные паркинги можно будет построить под дорогами со спокойным движением, которые идут параллельно загруженным магистралям. Подобный проект мог бы быть реализован на Советских и Красноармейских улицах, а также в исторической части Васильевского острова. Для строительства таких паркингов планируется закрывать дороги на 1–1,5 года, снимать асфальтовое покрытие и инженерные коммуникации, а движение автотранспорта организовать по параллельным улицам.

Но Петербург — не Париж и не Лондон. Наш город, как известно, стоит на болоте, а вернее, на дне древнего моря с толщей кембрийских глин. Как они себя порой коварно ведут, мы знаем по строительству петербургского метро, обрушению дома на улице Двинской, исчезающих особняках на Литейном пр. и др. Экологи справедливо предупреждают, что подземное строительство в центре города может ухудшить ситуацию с грунтовыми водами. Тем более, что в городском плане землепользования и застройки нет подземного регламента, поэтому неизвестно, как поведут себя грунты в тех или иных местах, что может привести к обрушению зданий.

Однако есть и другие точки зрения относительно строительства в Петербурге подземных паркингов, торговых центров, других «андеграундных» объектов и помещений. Специалисты считают, что закрывать целые улицы на время строительства подземных паркингов (3–5 лет), как это предлагает Александр Вахмистров, — это далеко не лучший вариант. Ведь каждая улица — это клубок инженерных сетей, и для того, чтобы сделать паркинг, необходимо получить много согласований и разрешений. Альтернативой подземным паркингам может стать реконструкция ветхих домов в центре города со строительством там паркингов. Таким образом, вариант с обустройством паркингов внутри уже существующих зданий в центре для многих инвесторов и застройщиков выглядит предпочтительнее строительства паркинга на перекрытой улице.

В любом случае есть повод для оптимизма. Правительство Петербурга предложило освободить инвесторов, строящих паркинги, от отчислений в городской бюджет на инфраструктуру. Как отмечает губернатор Валентина Матвиенко, это делается для того, чтобы «оптимизировать инвестиционный процесс» на территории города.
В дальнейшем будут конкретизированы случаи полного освобождения инвесторов от выплат. А сейчас не платить городу на инфраструктуру может тот, кто строит объект и осваивает территорию с гаражом или временной автостоянкой, но при условии, что соблюдаются все нормативные сроки строительства.
Кроме того, правительство на своем недавнем заседании решило за счет бюджета строить социальные паркинги для социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов.

На этом же заседании губернатор Валентина Ивановна Матвиенко вынуждена была поправить своего подчиненного, главу Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Максима Соколова, относительно того, что никакого подземного паркинга под Марсовым полем не будет.

Напомним, господин Соколов ранее предложил рассмотреть возможность строительства подземных паркингов в историческом центре Петербурга. И в частности, одна из таких стоянок могла бы, по его мнению, расположится под Марсовым полем. В. И. Матвиенко сделала чиновнику замечание и попросила его впредь не смущать общественность города такими высказываниями.

Еще в апреле этого года Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) правительства Петербурга направил в Комитет по транспорту предложения о создании платных подземных паркингов в центре города. Всего КИСП планирует построить около 10 паркингов, которые смогут вместить примерно 20 тыс. легковых автомобилей. Размещать подземные стоянки предполагается под городскими площадями: Манежной, Растрелли, Декаб-ристов, Островского, Биржевой, под площадями у Финляндского и Балтийского вокзалов, возле ДК им. Ленсовета, в районе гостиницы «Астория» и под Марсовым полем (этот адрес сразу, как видно, выпал). В любом случае, все эти адреса, пояснили нам в Комитете, пока на уровне идеи. Еще предстоит оценить, насколько эти площадки подходят под паркинги, стоимость и сроки строительства, определить тарифы на услуги стоянок.

Между тем самый первый в центре города подземный четырехъярусный паркинг планируется разместить под Конюшенной площадью. Там же появится первая подземная электроподстанция. Интерес к финансированию проекта проявило «Ленэнерго».

Кроме того, по нашим сведениям, три подземные парковки намерена построить в Сантк-Петербурге компания «Адитум». Разрешение на строительство компания планируется получить до конца 2007 г. Точные адреса новых паркингов пока не известны. Общий объем инвестиций составит 90–120 млн. долларов.

Согласно зарубежной статистике, вместимость паркингов должна составлять 5–8% от количества машин, зарегистрированных в городе. В Петербурге сейчас зарегистрировано более 1,5 млн. автомобилей. Соответственно, количество парковочных мест должно составлять около 100 тыс. машиномест, в то время как реальное число машиномест в городе сейчас вряд ли достигает 10 тысяч. Получается, что парковочных мест в Петербурге в 10 раз меньше, чем требуется.

И это для города, который претендует на европейскую цивилизованность, стремится к европейским стандартам! Поэтому можно сказать, что сейчас строительство паркингов — это скорее работа на будущее, чем эффективное вложение средств, способное обеспечить быструю прибыль. Это связано как с высокой себестоимостью строительства одного машиноместа, так и с низким уровенем платежеспособного спроса. В этот перечень можно добавить отсутствие типовых проектов, высокую зависимость срока окупаемости от места расположения объекта. 

Себестоимость многоярусного паркинга в центре города сопоставима со стоимостью квадратного метра жилья эконом-класса без отделки. Если же говорить о подземных автостоянках, то перед началом строительства обязательно нужно проводить земле-укрепительные работы, что приводит к еще большему удорожанию проекта.

Дата: 25.10.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (104)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!