Для подземного строительства нужна нормативная база

1 стр. из 1

В феврале 1990 г. на собрании представителей проектных, строительных и научных организаций была учреждена Всесоюзная ассоциация тоннельщиков, ставшая впоследствии Тоннельной ассоциацией России (ТАР).

Инициаторами создания такой общественной организации выступили: корпорация «Трансстрой», Мосметрострой, Мосинжстрой, Ленметрострой, Гидроспецстрой, Трансинжстрой, БАМтоннельстрой, Спецтоннельстрой (Ленинград), Тоннельстрой (Тула), а также ряд проектных институтов: Метрогипротранс, Ленметрогипротранс, Мосинжпроект, Ленинжпроект, Гидроспецпроект.

Основной целью созданной ТАР является содействие разными формами и методами ускорению научно-технического прогресса, повышению эффективности и качества строительства и эксплуатации подземных сооружений.

В настоящее время Тоннельная ассоциация объединяет более 80 организаций по проектированию, строительству и эксплуатации подземных сооружений из 38 городов России, а также Белоруссии, Украины, Грузии, Азербайджана, Казахстана, Франции, Германии и Канады. Свыше 400 специалистов являются членами Тоннельной ассоциации России. Это большой инженерно-технический потенциал, способный активно работать по ускорению научно-технического прогресса в строительстве тоннелей и подземных сооружений России. Тоннельная ассоциация имеет Сибирское, Тульское, Уральское, Дагестанское региональные отделения. А первое региональное отделение ТАР было образовано в Санкт-Петербурге в ноябре 1990 г. на базе таких крупных строительных и учебных организаций, как «Метрострой», «Ленметрогипротранс», «Ленгипроинжпроект», «Спецтоннельстрой», Метрополитен, Петербургский государственный университет путей сообщения, Петербургский государственный технический университет (Горный институт). С 2004 г. возглавляет Санкт-Петербургское отделение ТАР генеральный директор ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс», доктор технических наук, заслуженный строитель РФ, почетный транспортный строитель, почетный член ТАР Н. И. Кулагин. Сегодня он гость нашего журнала.

— Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, как работает Петербургское отделение ТАР?

— Санкт-Петербургское отделение российской тоннельной ассоциации активно участвует в работе, которая ведется правлением Тоннельной ассоциации России. В составе Петербургского отделения ТАР 18 организаций, а персональных членов ассоциации около 70-ти. Недавно на базе отделения был создан научно-технический совет по рассмотрению региональных проблем, связанных с подземным строительством. Сейчас подготовлено письмо на имя вице-губернатора Санкт-Петербурга А. И. Вахмистрова, в котором содержится состав совета и цели его создания как совета специалистов для экспертной оценки строительства подземных сооружений, оказания консультативной помощи. Создание такого совета — это веление времени, поскольку в последнее время стали появляться и развиваться такие направления строительства, как подземные многофункциональные комплексы, включающие в себя и торгово-развлекательные зоны, и подземные автостоянки. Даже в Генеральном плане города оговаривается устройство более десятка таких центров. Среди них можно назвать следующие адреса: площадь перед Финляндским вокзалом, подземная стоянка на 600 мест на Греческой пл., пл. Восстания (очень проблемный объект, находящийся в стадии обсуждения из-за сложной транспортной и геотехнической ситуации), пр. Чернышевского, Конюшенная пл. Все эти объекты находятся в проектной проработке. Сложность заключается еще и в том, что строительство должно проводиться в центральной части города, где существует масса проблем, связанных, с одной стороны, с тяжелой транспортной ситуацией, с другой — со сложной геологической средой, особенно в условиях существующей старой застройки. Строительство таких больших центров, а это совмещение в одном узле множества функций, чревато различными проблемами, связанными с объединением инвестиций, устройством систем противопожарной и антитеррористической безопасности, а главное — отсутствием нормативной базы для такого рода подземных объектов.

Поэтому, создав научно-технический экспертный совет, мы прежде всего получили на него «добро» от ТА России. В ближайшее время мы предполагаем рассмотреть на совете ряд вопросов, связанных со строительством метрополитена (в контексте использования новых технологий применительно к сложным геологическими условиям нашего города и способствующих повышению качества строительства, удешевлению и ускорению его темпов). Хотим также рекомендовать власти, в лице вице-губернатора, использовать наш потенциал на пользу города, а также для решения региональных проблем.

— Санкт-Петербургское отделение Тоннельной ассоциации России выступило одним из организаторов конференции «Освоение подземных пространств в городской застройке. Проектирование и строительство», которая пройдет 24–26 октября в ЛЕНИИПРОЕКТе.

— Действительно, исходя из вышеперечисленных обстоятельств, мы приняли предложение ЛЕННИИПРОЕКТа выступить организаторами этой конференции, а также участвовать в ней. Специалисты нашего отделения сделают несколько докладов, касающихся различных аспектов подземного строительства. Мы рассчитываем, что конференция будет полезна, особенно для нас, поскольку одна из обсуждаемых тем звучит так: «Технологии и конструкции строительства городских подземных комплексов и городских тоннелей». Ведь если посмотреть правде в глаза, то в нашем городе транспортные тоннели если и есть, то только очень короткие. В основном они находятся у подъездов к мостам. Кстати, наш институт проектировал в далекие 70-е годы тоннель на Канонерский остров (это, пожалуй, пока самый протяженный в городе тоннель). Он был построен по уникальной технологии (наплавными секциями под Морским каналом), к сожалению, такая технология у нас в России была использована только здесь и единожды, хотя в мировой практике достаточно распространена. Сейчас готовится инвестиционный тендер по Орловскому тоннелю, в стадии проработки находится проект тоннеля под ЗСД (в районе р. Смолнки). В принципе, тоннелей в городе должно быть несколько. Сегодня в Петербурге транспортная проблема накалена до предела, особенно много «пробок» возникает именно из-за разделенности города Невой. Транспорт забивает не только подъезды к мостам, но и всю ближайшую округу. Поэтому необходимо решать вопросы, связанные с дополнительными переходами через реку. Но пока все ограничивается дискуссиями — мосты или тоннели.

Еще на конференции мы хотим осветить вопросы безопасности подземных сооружений, мониторинга за их строительством и эксплуатацией. Мы считаем уместным обсудить вопросы о новых подходах к изучению геологической среды нашего города. Это будет способствовать более осознанным подходам к поземному строительству. Так, используя современную компьютерную базу и существующие в городе разведочные скважины, мы можем отслеживать не только текущее состояние геотехнической ситуации, но и делать прогноз, создавать программы по минимизации дополнительных изысканий. Это особенно важно, памятуя те печальные случаи, которые произошли не так давно именно из-за недостаточной изученности наших грунтов («Невский палас» — пострадал квартал, площадь у Московского вокзала — всем известная «яма», размыв у станции метро «Площадь мужества»).

— Даже если принять во внимание только строительство метрополитена, то в нашем городе накоплен огромнейший потенциал подземного строительства в сложных геологических условиях.

— В силу того положения, которое занимал наш институт в советский период, а мы были головной организацией в Министерстве транспортного строительства по строительству тоннелей на территории всей страны (автодорожных, железнодорожных, гидротехнических и пешеходных), мы накопили за 60 лет работы огромный опыт проектирования. Вообще наша специфика — это проектирование и метро, и тоннелей. По метро мы занимаемся с самого основания (с 1946 г.), по тоннелям, конечно, меньше. Сейчас, как я уже говорил выше, мы участвовали в проектировании Орловского тоннеля совместно с московскими проектировщиками, проектируем тоннель под ЗСД. Активно развивается метро, и существует долгосрочная программа его развития. Кроме этого, мы работаем над автодорожными и железнодорожными тоннелями на юге страны, над различными гидротехническими сооружениями. Несколько лет назад возникло еще одно интересное направление. Так, совместно с институтом по проектированию атомных электростанций и НИИ им. Крылова мы провели работу по проектированию подземных АЭС. Наши глины — прекрасная среда для строительства объектов атомной энергетики: можно строить безопасные подземные тепло- и электростанции на базе реакторов, которые используются в атомном подводном флоте.

— Николай Иванович, вы говорили о проблемах, связанных с отсутствием нормативной базы для строительства современных подземных объектов…

— Сегодня практически нет документов, которые бы достаточно внятно разъясняли проектировщикам и строителям, как организовать в таких больших многофункциональных подземных комплексах систему безопасности. Нет конкретных противопожарных требований и для транспортных тоннелей. Существующие сегодня нормативы разделяют тоннели на городские и внегородские.

В то время как в Европе градация всех тоннелей идет по их назначению и мерам безопасности, которые необходимо учитывать при проектировании, строительстве и эксплуатации. У нас этого нет.

В тоннельную ассоциацию мы обратились с предложением о необходимости создания новых нормативных документов. Тема сегодня более чем актуальная, ведь даже в принятии СНиПов нет единства. Поэтому в проектах «Ленметрогипротранса» мы указываем не только, как строить подземное сооружение, но и как его эксплуатировать.

И если метрополитен располагает огромнейшим опытом в решении этих вопросов, то для современных многофункциональных подземных сооружений вопросы безопасной эксплуатации остаются открытыми. Все эти проблемы должны быть решены в комплексе, на государственном уровне — Министерством транспорта, Росстроем и пожарными ведомствами.

Дата: 25.10.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (104)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!