Особенности систем кондиционирования воздуха в гостиничном

1 стр. из 1

Правительством РФ и субъектов РФ принято и реализуется множество программ по развитию и усовершенствованию зданий туристического комплекса в различных городах России. В связи с выполнением таких программ строительство гостиниц растет высокими темпами.

Потребность этого рынка велика как в гостиницах высокой так и средней категории. Каждая категория гостиниц имеет общие с остальными и индивидуальные технические требования к инженерным системам, в частности к системам вентиляции и кондиционирования. К единому перечню технических требований к климатическим системам относятся основные (обеспечение оптимальных параметров по поддержанию температуры, скорости движения воздуха, его чистоты) и индивидуальные (дополнительная очистка, поддержание влажности и т. д.). Помимо нормативных документов, регламентирующих расчет систем вентиляции и кондиционирования воздуха, заказчик в большинстве случаев составляет свое техническое задание, выдвигая дополнительные требования. Согласно нормативам, расчетная температура для стандартного кондиционируемого гостиничного номера составляет 20–22 0С, приток свежего воздуха — 60 куб. м/час. на человека, относительная влажность — 45–50%

В помещение подается, согласно санитарной норме, приток свежего воздуха, а удаление отработанного воздуха осуществляется через помещение санузла. Кондиционирование обеспечивается, как правило, с помощью канальных низконапорных блоков, которые были разработаны с учетом архитектурных особенностей гостиничных номеров. Зачастую их называют канальными блоками гостиничного типа.

Для обеспечения поддержания требуемых условий микроклимата применяют три основные принципиальные схемы кондиционирования воздуха. Схема с переменным расходом воздуха, при реализации которой в помещение подается воздух, обработанный в центральном кондиционере, в количестве, необходимом для поглощения теплоизбытков в помещении. К недостаткам такой схемы относятся: отсутствие возможности индивидуального регулирования температуры в каждом обслуживаемом помещении, большие расходы воздуха, большие диаметры воздуховодов и необходимость их дополнительной теплоизоляции, повышенное энергопотребление из-за сложности учета коэффициента загруженности номерного фонда. К достоинствам относятся: относительно низкие капитальные затраты, простота обслуживания и реализации проекта.

В силу приведенных выше недостатков использование такой схемы для гостиниц высокой категории практически не приемлемо, и вследствие этого наиболее распространенными в мировой практике являются схемы с раздельной обработкой свежего приточного воздуха и автономными температурными доводчиками, обеспечивающими поддержание комфортной температуры индивидуально в каждом помещении. Согласно такой схеме, свежий воздух проходит обработку в центральном кондиционере (очистку не ниже класса EU4, подогрев/охлаждение, увлажнение/осушение) и подается в обслуживаемые помещения. Поддержание комфортной температуры обес-печивается индивидуально в каждом номере за счет установленного температурного доводчика (фанкойла или внутреннего блока системы с непосредственным охлаждением). К таким схемам кондиционирования можно отнести центральные фреоновые системы с непосредственным охлаждением (VRV) или системы с использованием промежуточного контура — так называемые чиллер-фанкойлы.
 
Система VRV (мультизональная система кондиционирования) была разработана и впервые предложена в 1982 г. японским производителем — корпорацией Daikin.

К настоящему времени на рынке присутствует  уже седьмое поколение данной центральной системы кондиционирования. Она представляет собой центральную систему кондиционирования воздуха с непосредственным кипением, т. е. в охлаждающие приборы подается хладагент (хладон R410a) в жидкой фазе, где, отводя теплоту от воздуха, проходящего через теплообменник блоков, хладагент вскипает. В составе одной системы может работать до 64 внутренних блоков, обслуживающих потребителей холода. При этом обеспечивается высокая точность поддержания температуры воздуха внутри обслуживаемого помещения ± 0,5 0С, индивидуальное, гибкое регулирование благодаря легкой коммутации данной системы в общую систему управления зданием, высокие показатели экономии электроэнергии, низкий уровень шума как наружных, так и внутренних блоков, высвобождение полезной площади здания благодаря компактности системы. Эти преимущества перед другими системами центрального кондиционирования основаны на концепции системы, т. е. на отсутствии промежуточных контуров хладоносителя и, соответственно, теплообменников, в которых из-за разности температур всегда присутствуют необратимые потери на низкой инерционности системы, оптимизированных элементах холодильного контура и  высокоточном микропроцессорном управлении работой компрессора и всей системой в целом.

Другим примером центральной системы кондиционирования являются схемы, основанные на базе водоохлаждающей машины (чиллера).

В состав такой схемы входят: холодильная машина (чиллер), которая в зависимости от потребностей и специфики кондиционируемого объекта может быть различного исполнения (с воздушным охлаждением конденсатора, с выносным конденсатором, с водяным охлаждением конденсатора, с выносным испарителем), а также элементы обвязки с автоматическим регулированием, насосная группа и температурные доводчики в помещении (фанкойлы).

Сопоставление на основе технико-экономического анализа двух представленных выше ЦСКВ показало, что ЦСКВ на базе оборудования чиллер-фанкойл целесообразно применять для зданий с относительно большими тепловыми нагрузками (свыше 300–500 кВт) и постоянным коэффициентом загрузки. В настоящий момент на рынке климатической техники широкий модельный ряд чиллеров представляют такие производители, как Daikin, Carrier, McQuay, Trane. Они обеспечивают долговечность работы и имеют высокие энергетические показатели.

К достоинствам рассмотренной системы следует отнести относительно низкие капитальные затраты (порядка 10–20%) и практически неограниченные возможности при построении схем кондиционирования (ограничения по длинам трасс связаны лишь с мощностью насосов). Недостатками можно назвать высокую инерционность системы (что в условиях неравномерности потребления холода в гостиничных комплексах приводит к увеличению энергетических затрат всей системы в целом), сложность устройства системы центрального управления фанкойлами и необходимость дополнительного полезного пространства здания под установку вспомогательного оборудования (гидравлическая группа и т. п.).

Как правило здания, относящиеся к гостиничному комплексу, имеют насыщенную инфраструктуру и, соответственно, чем выше категория отеля, тем больше в нем присутствует встроенных помещений для удовлетворения нужд постояльцев (ресторан, тренажерный зал, бассейн и т. п.). Как показывают расчеты, с экономической точки зрения целесообразней в крупных гостиничных комплексах использовать оба типа рассмотренных ЦСКВ, объединенных в одну систему контроля и управления. Так, допустим, рестораны, холлы, бассейны и другие встроенные помещения, в которых необходимо отводить избыточную теплоту и колебания тепловых нагрузок, не сильно изменяются во времени, кондиционируются с помощью систем чиллер-фанкойл и автономными системами вентиляции, а номерной фонд, где тепловая нагрузка переменна во времени, кондиционируется с помощью системы VRV, а свежий воздух подается через центральный кондиционер. Работа этих систем объединена в одну систему управления, позволяющую обеспечить экономичную и безопасную эксплуатацию оборудования. Например, одна из центральных систем управления, предназначенная для использования на средних и крупных объектах (так называемая система I Manager), позволяет удаленно управлять и контролировать инженерные системы, установленные в обслуживаемом здании. Также к важным функциям подобной системы относится и ее возможность ограничивать энергопотребление блоков, что позволяет перераспределять электроэнергию при тупиковых нагрузках и получать отчеты от каждого установленного блока.

Таким образом, обоснованный выбор ЦСКВ и систем управления, подходящий уровню гостиницы или гостиничного комплекса, приводит к увеличению его привлекательности для туристов и, соответственно, увеличению инвестиционной и рыночной стоимости здания.

Дата: 30.10.2007
А. А. Пивинский
"СтройПРОФИль" 7 (61)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!