Безопасность как необходимость

1 стр. из 1

Потребности общества быстро ставят перед строительным комплексом страны всё новые задачи по повышению качества возводимых объектов. Всё более очевидно, что одним из настоятельных требований становится их безопасность в самом широком смысле этого слова. Особое значение вопросы безопасности приобретают для гостиниц, театров, спортивных арен и т. д., поскольку к ответственности за жизнь людей добавляется аспект потенциальной привлекательности таких объектов для террористов.

Нормативную базу в этой области в последнее время в дополнение к известным всем отечественным ГОСТам, СНиПам, НПБ и т. д. все более настоятельно пополняют требования зарубежных норм, страховых компаний и разборчивых инвесторов.

В ближайшие годы существенно дополнить картину в области строительства и эксплуатации объектов должен закон «О техническом регулировании». Более того, отдельные проекты технических регламентов позволяют предположить, что нормативная база и вовсе может быть преобразована коренным образом, правда, пока нет уверенности, что в лучшую сторону. Существенные надежды на прогресс в обеспечении безопасности связаны с ожиданием большей активности страховых компаний.

Фундамент организационно-тех-нического комплекса системы безопасности, как и всех других инженерных систем всего здания, закладывается проектными решениями.

С учетом специфики объектов со стороны проектной организации заказчикам должна быть предложена цельная концепции построения или модернизации комплексной системы безопасности, лучше, если прошедшая экспертизу не только в официальных органах, но и у авторитетных специалистов. Авторы статьи с искренним уважением относятся к авторитету специалистов Государственной экспертизы. Но надо признать, что официальная задача экспертизы — проверить проектные решения на предмет соответствия действующим нормам. Инженеры понимают: даже сверхпунктуальное выполнение норм не гарантирует работоспособности систем, особенно в нештатных ситуациях, для которых собственно и создаются системы безопасности.

Более того, для крупных и сложных объектов, какие все чаще заказывают инвесторы, сегодня зачастую нет необходимого комплекта норм. Предусмотренный порядок разработки Технических условий без значительного опыта тоже нельзя признать совершенным, особенно в условиях массового прихода новых архитектурных решений и строительных технологий.

Многие заказчики в отношении систем безопасности стремятся потратиться на заказ только комплекта Рабочей документации, хотя прекрасно понимают, что экономическая составляющая концепции (на стадии «П») позволяет провести анализ эффективности различных вариантов оснащения объекта и осуществить обоснованное планирование расходов.

Среди всех аспектов обеспечения безопасности в широком толковании этого понятия главным следует признать задачу надежного обеспечения безопасности и сохранение жизни и здоровья людей.

Это может достигаться только при одновременном выполнении следующих условий:
 - разработка комплексной концепции безопасности объекта;
 - качественное комплексное проектирование инженерных систем безопасности в тесном сотрудничестве с архитекторами;
 - применение современного оборудования и интеграция всех инженерных систем объекта в единый взаимосвязанный комплекс;
 - подготовка специалистов и надлежащая эксплуатация систем безопасности.

О необходимости единой концепции уже сказано выше.

Для обеспечения комплексного проектирования весьма важен выбор проектной организации. Значительно осложняет ситуацию ложное стремление некоторых заказчиков в погоне за мнимой экономией раздать проектирование комплекса инженерных систем объекта в разные руки по принципу «кто дешевле». Более того, даже при разработке проекта в стенах одной организации приходится преодолевать ряд проблем.

Особенность современного состояния значительной части проектных организаций состоит в том, что во время их вынужденного относительного простоя за последние 12–15 лет в значительной степени утрачены наиболее квалифицированные кадры и школа подготовки специалистов с непрерывной сменой поколений. Вместе с тем за прошедшее время появились новые технологии, оборудование, нормативные требования и т. д. В прежние времена в отношении многих систем безопасности вовсе не стояли задачи сегодняшнего дня.

Большая часть новых технических решений ориентирована на комплексную автоматизацию управления всем комплексом инженерных систем, снижение численности обслуживающего персонала и затрат на эксплуатацию, диагностику неисправностей и ремонт оборудования. В соответствии с этим производители стремятся к разработке и поставке не отдельных узлов и агрегатов, а функционально законченных комплектов оборудования со встроенными функциями сквозной диагностики. Необходимо отметить сравнительно новую задачу — обеспечение автоматического цифрового обмена информацией и взаимодействия между установками противопожарной защиты и системами АСУТП.

Однако в некоторых проектных институтах сохраняется структурная раздробленность не только по системам и подсистемам, но и отдельным частным задачам. В таких условиях при проектировании пока не всегда удается обеспечить современный технический уровень строительства новых и реконструкции имеющихся объектов. Проект неоправданно мелко дробится между исполнителями, как это было в условиях недостатка серийно выпускаемого типового оборудования и ручного исполнения чертежей. Так, например, в отношении противопожарной защиты: специалисты одного подразделения по-прежнему проектируют только элементы обнаружения пожара — шлейфы с извещателями, другие подбирают для них приемно-контрольные приборы, третьи чаще всего на базе релейных ячеек прошлого века пытаются собрать шкафы управления исполнительными элементами (насосами, вентиляторами и задвижками), причем в качестве новых проектов зачастую выдаются схемы 20–30- летней давности.

Картину дополняет то, что многие из проектировщиков в силу ряда субъективных причин стараются применять наиболее «удобное» для них оборудование. В итоге работоспособность и надежность будущих установок гибнут еще на этапе многочисленных взаимных заданий и согласований между отделами, а возможность комплексного решения задачи путем применения комплектного оборудования не используется. Больше всего недостатков обнаруживается на стыках частей проектов, призванных обеспечить взаимодействие инженерных систем. Далеко не каждому проекту «везет с ГИПом», который оказывается в состоянии справиться с возникающими проблемами.

При сохранении прежних подходов к проектированию задача достижения современного уровня вряд ли имеет перспективы решения. Однако необходимо признать, что кроме проектных институтов пока мало кто в состоянии качественно выпустить общестроительную часть проектов.

Многие из указанных недостатков разработки проектов на любой стадии в значительной степени являются следствием низкого качества и формального отношения к составлению Технического задания — как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителей. В этих документах, как правило, очень слабо отражены вопросы взаимодействия систем безопасности между собой и с общеинженерным оборудованием.

Что можно предложить в качестве первоочередных шагов по исправлению сложившейся ситуации? Прежде всего более активно привлекать к разработке проектной документации всего инженерного оборудования, в том числе систем безопасности, специалистов организаций-производителей соответствующего оборудования. Именно они в условиях конкуренции сегодня обладают наиболее глубокими знаниями и передовыми технологиями.

Одновременно может быть решена и следующая немаловажная задача проектирования — выбор современного оборудования. По сути она будет сведена к выбору производителя, и это не самый худший подход. Ведь не удивляет же при выборе личного автомобиля ориентация на авторитетную марку.

Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев во внимание принимаются только два параметра: наличие сертификата и цена. Не секрет, что даже при обязательной сертификации, например, в области пожарной безопасности, сертификат выдается при условии соответствия требованиям НПБ 75-98. В п. 12.1.1. указано, что ППУ должны обеспечивать выполнение 16-ти конкретных функций, и тут же допускается отсутствие 11 из них. А сертификаты все получают равноправные.

Серьезные производители практически всегда предложат полный комплект оборудования для комплексного решения задач, а при вводе объекта в эксплуатацию более надежно обеспечат его заданное функционирование.

Такой подход уже явно заметен на строительном рынке, и в этих условиях возрастает роль профессионализма компаний, работающих в сфере технических систем безопасности.

Необходимо предупредить возможные упреки в существенном увеличении стоимости систем безопасности в случае реализации указанных предложений. Это не только не увеличит расходы инвестора, а, наоборот, позволит их существенно сократить. Первый аргумент: практически все серьезные компании идут на значительные уступки, получая возможность работы на комплексе систем, и серьезно снижают стоимость проектирования в условиях применения своего оборудования; реализация практически не потребует дополнительных затрат. Во-вторых, вместо многочисленных разрозненных комплектов оборудования предлагается решать все задачи комплексно в рамках приобретения одного комплекта приборов (максимум 2–3).

Как в любой сфере деятельности, в строительстве, в целом, и в создании систем безопасности, в частности, шагать в ногу со временем — задача не из легких. Она требует больших интеллектуальных ресурсов и финансовых вложений, но они обязательно окупаются.

Дата: 30.10.2007
С. А. Калашников
"СтройПРОФИль" 7 (61)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!