Институциональные преобразования в российской нефтяной промышленности

1 стр. из 1

Главным вектором рыночных преобразований в нефтегазовом комплексе России в 1991–2000 гг., несомненно, можно считать изменение отношений собственности и, соответственно, структуры комплекса по составу хозяйствующих субъектов. За сравнительно короткий срок прежде единый, управляемый из Центра НГК страны превратился в сложную систему, объединяющую разные по своему статусу, формам собственности, функциональному назначению экономические структуры, действующие уже не по единому плану, а на основе рыночных законов и системы нормативно-законодательных актов и правил, адекватных принципиально иной системе хозяйствования. И этот переход во многом определил перспективы дальнейшего развития НГК.

Для нефтяного сектора до 1991 г. было характерно наличие государственных сильно монополизированных предприятий, которым принадлежали все месторождения нефти и газа.

В состав этих объединений входили:
буровые организации;
производственные базы обслуживания;
ремонтные заводы;
ряд других предприятий, охватывающих инфраструктуру.

До 1991 г. государственным предприятиям также полностью принадлежала система внутри- и межпромысловых трубопроводов.

С 1991 г. в нефтяном секторе появляются независимые производители, связанные с государ­ством весьма сильными узами. К их числу относятся:
АНК (акционерные нефтяные компании), которые практически утверждались с помощью государства;
полностью государственные предприятия;
компании с частным капиталом, которые преимущественно заняты обслуживанием государственных нефтяных компаний;
совместные предприятия (СП).

Первый шаг в направлении интеграции был сделан в том же 1991 г., когда вся отрасль была подчинена одному новому министерству — Министерству топлива и энергетики (Минтопэнерго), в функции которого входила лишь разработка мер государственного регулирования развития топливно-энергетического комплекса и строительства. Стихийные попытки нефтедобытчиков, получивших свободу от министерского диктата, самостоятельно включиться в рынок лишь усугубили и без того тяжелое на тот момент состояние нефтяной промышленности. Окончательно же покончить с недостатками устаревшей советской системы был призван Указ Президента № 1403 от 17 ноября 1992 г. «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтеперерабатывающей промышленности, нефтепереработки и нефтепродуктового обеспечения». Данный документ положил начало интеграции всех частей отечественного нефтяного комплекса, что, в свою очередь, послужило отправной точкой образования россий­ских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), осуществляющих весь комплекс работ, связанных с:
подготовкой запасов;
добычей;
переработкой;
реализацией нефти и нефте­продуктов на внутреннем и внешнем рынках.

Переход к вертикально интегрированным компаниям учитывал целый ряд особенностей:
они сохраняли большую степень государственного управления (через акции);
на этих предприятиях наблюдалось сосредоточение значительной части нефтяных и газовых активов в руках государства;
направление средств, получаемых от продажи акций и дивидендов, сосредотачивалось и закреплялось на уровне федеральной власти и направлялось на реконструкцию и расширение производства;
при организации таких компаний предполагался дифференцированный подход к разгосударствлению.

Таким образом, при организации первых ВИНК в основу реорганизации управления был положен принцип сохранения единого производственного и технологического комплекса.

Основными побудительными мотивами для интегрированных процессов в нефтяном секторе явились:
успешное функционирование крупнейших транснациональных ВИНК (Exxon Mobil, Chevron Texaco, British Petroleum, Amoco и др.);
устойчивость ВИНК, характеризуемая малой амплитудой производства компаний;
новейшие возможности диверсификации производства и продукции;
привлекательность ВИНК для инвесторов, существенно превышающая инвестиционные возможности отдельных звеньев;
стабильность цен на конечную продукцию, возможности внутрикорпоративного ценового маневра;
большая способность к консолидации финансов для осуществления масштабных производственных программ и инвестиционных проектов;
относительная простота взаимоотношений с государством в сферах налогов, бюджетных платежей, заимствований;
расширение возможностей для реализации социальных программ в регионах базирования;
дополнительные перспективы более успешной конкуренции на внешних рынках в результате экспансии за пределами национальных границ.

В 1994 г. Минтопэнерго была принята концепция по структурной перестройке, базирующаяся на принципах вертикальной интеграции, предусматривающая следующие этапы:
1994–1995 гг. — завершающее преобразование предприятий нефтяного комплекса в акционерные общества. Формирование ВИНК преимущественно на базе нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих предприятий и организаций по сбыту нефтепродуктов.
1995–1996 гг. — включение в ВИНК геологоразведочных организаций, отдельных организаций научного и строительного профиля. Создание в рамках ВИНК финансовых институтов (инвестиционных, пенсионных фондов, банков и т. п.). Формирование холдинговых компаний нефтегазовой геофизики и нефтегазового машиностроения.
1996–1997 гг. — завершение структурных преобразований и приватизации в нефтяном секторе. Формирование государственной ВИНК, общеотраслевых финансовых институтов, научно-исследовательских центров и других элементов инфраструктуры. Диверсификация деятельности нефтяных предприятий в межотраслевых финансово-промышленных группах.

В общем и целом концепцию реорганизации отрасли на принципах вертикальной интеграции можно считать реализованной. В результате ее проведения в нефтяном секторе функционируют такие крупные ВИНК, как «Лукойл», ЮКОС, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Сибнефть» (сейчас — «Газ­пром Нефть»).

Однако их несопоставимость с западными конкурентами очевидна по ряду причин (в том числе на сегодняшний момент):
независимость от государства не столько по формальным признакам (доля госсобственности), сколько по фактическому положению дел;
финансовое положение компании и наличие собственных инвестиционных ресурсов (суммарный показатель рыночной капитализации 8 крупнейших нефтяных копаний России составляет менее четверти уровня Royal Dutch Shell);
уровень развития и эффективности систем корпоративного управления, маркетинга, инфраструктурных сетей.

Для российских ВИНК актуальными остаются следующие направления стратегического развития:
совершенствование организационной структуры управления, системы планирования и реализации управленческих решений;
развитие финансово-инвестиционной деятельности при улучшении системы финансового контроля;
усиление работы на фондовом рынке;
развитие программ реинжиниринга и использования новых информационных технологий;
подключение к крупным общенациональным программам;
глобализация бизнеса путем территориальной и отраслевой экспансии, укрепления позиций на внешних рынках и в мировом бизнесе.

За прошедшие10 лет с момента завершения структурных преобразований и приватизации россий­ские нефтяные ВИНК заметно укрепили свои позиции в мировых рейтингах и демонстрируют неплохие производственно-финансовые показатели. Таким образом, сложившаяся новая структура неф­тяного комплекса явилась основой дальнейшего и достаточно успешного функционирования российского НГК.

Перспектива дальнейшей реорганизации нефтяной промышленности России определяется в значительной мере общеэкономическим климатом как в стране, так и в мировом хозяйстве, поэтому все схемы такой реорганизации должны быть ориентированы на существующие реалии и прогнозы их изменений. В нынешних условиях реально зависящими от компаний являются факторы их внутренней самоорганизации, эффективный менеджмент, выработка действенных механизмов осуществления управленческих решений.

Основой эффективности функционирования нефтяной компании является ее конкурентоспособность, которая должна создаваться наличием у компании конкурентных преимуществ, позволяющих производить продукцию с издержками ниже издержек других производителей аналогичной продукции и поставлять ее на конкурентный рынок в объемах и сроках, диктуемых рыночной ситуацией. При этом формирование конкурентных преимуществ должно осуществляться за счет комплексного взаимодействия всех входящих в компанию производств.

Дата: 16.11.2007
Т.B. Поваренкина
"НефтьГазПромышленность" 7 (35)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!