Буровые установки для российского шельфа будут строиться в Выборге

1 стр. из 1

Выборгский судостроительный завод в августе 2007 г. выиграл тендер на строительство под ключ двух плавучих полупогружных буровых установок (ППБУ) для компании «Газпром». Предприятие получило подряд на 60 млрд руб. Срок сдачи первой установки — 2010 г., второй — 2011 г. Буровые предназначены для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море.

Победа в тендере, которую Выборгский судостроительный завод одержал в серьезной конкурентной борьбе, вполне закономерна: ведь предприятие имеет почти 30-летний опыт строительства различных буровых платформ для работы на мор­ском шельфе.

Производство плавучих буровых установок для разведки и добычи нефти и газа завод начал осваивать еще в 1978 г. На первом этапе были произведены полностью укомплектованные 900-тонные блок-модули и понтоны для шести ППБУ с их окончательной сборкой в Астрахани. Платформы предназначались для освоения месторождений Каспийского моря.

В 1981 г. завод стал специализированным предприятием по выпуску технических средств для освоения континентального шельфа: полупогружных, самоподъемных и стационарных буровых установок, судов снабжения и т. д. С 1985 по 1991 гг. были построены в полном объеме под ключ четыре ППБУ типа «Шельф» для работы в открытом море. В 1990–1993 гг. впервые в стране были сданы две самоподъемные плавучие буровые установки (СПБУ) типа «Мурманская».

Морские платформы выборгских судостроителей пользовались спросом и на мировом рынке. С 1982 по 1990 гг., например, были поставлены во Вьетнам семь комплектов верхних строений буровых платформ. В 1994–1997 гг. завод осуществил модернизацию двух ППБУ для работы в Атлантике на глубинах до 2000 м.

В «багаже» выборгских судостроителей и многоцелевая платформа со свободной палубой MOSS CS-50, представляющая собой пятое поколение глубоководных полупогружных платформ, спроектированных инжиниринговой компанией Moss Maritime. На свободной верхней палубе может быть размещено верхнее строение весом до 20 тыс. т. В зависимости от конечного назначения такая платформа может быть использована как разведывательная буровая, добывающая либо крановая. Функциональная гибкость проекта позволяет предусмотреть и иное назначение платформы. Построенная на заводе всего за 17 месяцев и сданная заказчику в мае 2002 г., многоцелевая платформа была дооборудована в США верхним строением с комплексом мощных радаров. Сейчас она является частью американской системы ПРО у берегов Аляски.

К успешным проектам, реали­зованным Выборгским судостроительным заводом совместно с норвежской верфью Kvaerner Rozen­berg, стоит отнести и переоборудование ППБУ «Одиссей» в стартовую платформу Sea Launch — своего рода плавучий космодром для запуска трехступенчатой ракеты-носителя Zenit — 3 SL. В 1999–2005 гг. с этой платформы было произведено более 20 успешных запусков ракеты с выведением спутников на орбиту.

Обладая столь огромным опытом и являясь ведущим предприятием России по строительству плавучих буровых установок, Выборгский завод, тем не менее, все последние годы реализовывал в основном другие проекты: строил танкеры, траулеры, насыщенные корпуса судов снабжения морских буровых платформ, осуществлял изготовление и поставку гранд-блоков для корпусов круизных лайнеров, верхних строений стационарных буровых платформ, выполнял другие заказы зарубежных компаний.

— Более 90% заказов выполнялось для Финляндии, Норвегии, Швеции, Казахстана и других стран, — говорит председатель совета директоров Выборгского судостроительного завода, глава МО «Выборгский район» Георгий Порядин. — Фактически для России мы за последние несколько лет построили только два буксира. Сегодня перед нами стоит задача переориентироваться на потребности отечественного рынка.

Вторая важнейшая задача — реконструкция имеющихся производственных мощностей. Сейчас завод может выпускать суда водоизмещением до 15 тыс. т, а рынок требует 70–100 тыс. т. Техническое перевооружение позволит нам выполнять заказы любой сложности, создаст условия для стабильной загрузки мощностей и получения прибыли.

Не последнюю роль в этом будет играть участие предприятия в проектах по освоению арктического шельфа. В мае прошлого года на заводе было завершено строительство вспомогательного модуля для верхнего строения стационарной морской ледостойкой платформы «Приразломная», предназначенной для круглогодичного бурения и добычи нефти в Печорском море. Достройка модуля и его подготовка к пусконаладочным работам осуществляется специалистами северодвинского ПО «Севмаш».

По итогам 2006 г., Выборгский судостроительный завод получил 142 млн руб. прибыли. Однако не секрет, что в течение последних лет предприятие испытывало значительные экономические трудности. Но уже в прошлом году, со сменой акционеров, на заводе стали происходить перемены к лучшему. На должность генерального директора предприятия был приглашен Валерий Левченко, проработавший до этого два года генеральным директором Балтийского судостроительного завода в Санкт-Петербурге и сумевший за столь короткий срок достроить и сдать в эксплуатацию атомный ледокол «50 лет Победы», простоявший у заводской стенки более десяти лет.

Вернувшись на родной завод в Выборг, Левченко вместе с советом директоров разработал стратегию развития предприятия и трехлетний план технического перево­оружения производства.

С получением крупного заказа «Газпрома» на строительство ППБУ для арктического шельфа руководство завода связывало большие надежды. Ведь это означает, что завод возвращается в свою «нишу» и будет целенаправленно заниматься реализацией оффшорных проектов для российского рынка. Заказ «Газпрома» фактически определяет стратегию дальнейшей деятельности предприятия, позволяет значительно увеличить объемы производства и создать новые рабочие места. Реализация долгосрочного проекта положительно скажется и на финансовом состоянии завода.

— Параллельно с изготовлением буровых установок будет осуществляться и модернизация производства, — говорит генеральный директор ОАО «Выборгский судостроительный завод» Валерий Левченко. — Предприятию в ноябре будущего года исполняется 60 лет, и в течение очень большого периода времени в него не вкладывалось никаких средств ни в советские времена, ни затем во время владения иностранными компаниями и последним бывшим собственником. Сегодня, чтобы реализовывать современные проекты, завод нужно переоснащать. Нами разработан трехлетний план технического перевооружения, реконструкции, модернизации завода, в частности, под строительство ППБУ для «Газпрома». Принципиально акционерами предприятия согласовано выделение финансовых средств на модернизацию и реконструкцию, в ближайшее время планируем обсудить подробную программу с конкретными позициями. Основные инвестиции будут осуществлены в 2008 г., чуть поменьше — в 2009 г., еще меньше — в 2010 г. Будем закупать новую линию первичной обработки металла, линию машинной резки, новые мощные краны. Будем строить окрасочную камеру для окраски секций блоков и менять все оборудование, которое морально устарело, в частности сварочное. Планируем модернизировать корпусное производство. Всего в плане значится 287 позиций. Инвестиционная программа, включающая первоочередные задачи, уже реализуется, мы приводим завод в порядок. Что касается перспектив, то нам хотелось бы реализовать свое намерение по строительству новой верфи в Приморске. Фактически это будет еще один завод. Нами подготовлен проект, который одобрил и подписал губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Проект защищен в Минпромэнерго, теперь ждем правительственного решения. Есть в наших планах и строительство нового спускного устройства, которое позволит заводу строить суда шириной до 40 м и значительно большим водоизмещением.

Обширная программа по реконструкции завода и строительству новых мощностей будет реализовываться без остановки производства. Портфель заказов Выборгского судостроительного завода полон, он обеспечивает рентабельное существование предприятия до 2010 г. Сегодня строится под ключ ППБУ со свободной палубой для европей­ской компании, срок сдачи — 20 января 2009 г.

Есть заказ на строительство жилого модуля для платформы «Приразломная», о чем в октябре с. г. подписан трехсторонний контракт между «Севмашем», «Севморнефтегазом» и Выборгским судостроительным заводом. Модуль должен быть сдан в эксплуатацию через 17 месяцев в Северодвинске, сейчас готовится проект. Заканчивается строительство блоков для суперлайнеров со сдачей их компании Aker в ноябре-декабре нынешнего года. В стадии завершения находится и заказ по строительству насыщенного корпуса судна снабжения платформ для компании Karmsund Maritime Services AS, срок его сдачи заказчику — 20 ноября с. г.

— Реализация всех проектов у нас осуществляется строго по плану и в те разумные сроки, которые должны отводиться на строительство, — говорит Валерий Левченко. — По десять лет строить один объект мы не умеем, это слишком долго и экономически невыгодно.

После подписания контракта с «Газфлотом» (дочерним предприятием «Газпрома») на строительство ППБУ для Штокмановского месторождения руководство Выборгского завода в течение двух месяцев будет выбирать субподрядчиков, которые примут участие в реализации заказа. Сейчас уже ведутся переговоры с различными компаниями — и российскими, и зарубежными.

Дата: 16.11.2007
Ольга Лоскутова
"НефтьГазПромышленность" 7 (35)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!