|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Наиболее ответственным и важным этапом на пути к освоению морских нефтегазовых месторождений является проведение поисково-разведочного бурения морских скважин. Только по его результатам можно оценить капитальные вложения, достигающие нескольких миллиардов долларов на одно месторождение, которые будут направлены на бурение эксплуатационных скважин, обустройство месторождения, а также транспортировку добытой углеводородной продукции на переработку и рынки сбыта. Для бурения скважин в морских условиях, в отличие от сухопутных, используется комплекс сложнейшей техники: Особенности бурения морских скважин Принципиально технология бурения морских скважин и состав бурового оборудования не отличаются от применяемых на суше. Однако имеются три основные особенности. Во-первых, необходимо учитывать наличие морской толщи, которая может достигать нескольких тысяч метров. Для создания замкнутой циркуляции бурового раствора в процессе бурения, безопасного проведения работ и охраны окружающей среды на ПБУ предусматривается спуск водоотделяющей колонны (райзера). Во-вторых, для некоторых типов ПБУ (полупогружных и буровых судов) ветер, течения и волны вызывают их перемещения, при этом наиболее критичными являются вертикальные перемещения ПБУ, которые вызывают ударные нагрузки на долото и могут привести к быстрому износу и аварийным ситуациям с породоразрушающим инструментом. Для уменьшения отрицательного влияния вертикальных перемещений на процесс бурения на таких ПБУ предусматривается установка компенсаторов бурильной колонны и обсадных труб. В-третьих, в зависимости от глубин моря в месте проведения работ и технических характеристик ПБУ предусматривается подводное формирование устья с использованием подводного противовыбросового оборудования с возможностью аварийного отсоединения от скважины. Современное состояние отечественных ПБУ и необходимость создания ПБУ нового поколения В настоящее время на заводе «Звездочка» (г. Северодвинск) ведется строительство СПБУ «Арктическая», предназначенной для эксплуатации на Баренцевом море при глубинах до 100 м с глубиной бурения скважин 6500 м. На производственных мощностях Тюменского судостроительного завода для эксплуатации в летний период в Обско-Тазовской губе (Карское море) в 2006 г. построен плавучий буровой комплекс «Обский-1», состоящий из двух объектов: плавучей погружной буровой установки и плавучей базы комплексного обеспечения бурения. При эксплуатации комплекса буровая установка удерживается на грунте морского дна свайным креплением, а плавучая база раскрепляется около установки на якорно-швартовных связях и с помощью коммуникационного моста подает на нее электроэнергию, технологические запасы и т. п. В Баренцевом море, одном из наиболее перспективных морских регионов России (значительные запасы углеводородного сырья, относительная близость к промышленным регионам — Мурманск, Архангельск), отсутствуют какие-либо типы ПБУ. Все ранее эксплуатирующиеся здесь ПБУ из-за проблем финансирования и высоких затрат на их содержание в межсезонный период проданы или отданы в долгосрочную аренду. Привлечение к буровым работам в Баренцевом море зарубежных ПБУ на условиях аренды проблематично, так как пригодных для эксплуатации в Баренцевом море установок относительно немного и, как правило, на них имеется устойчивый спрос. Поэтому арендные ставки на эти ПБУ всегда выше средних, которые в последнее время имеют ярко выраженную тенденцию роста (табл. 1). Табл. 1. Средняя стоимость аренды СПБУ, ППБУ, буровых судов
* 61% ПБУ/судов уже имеют контракты с указанной средней стоимостью аренды. С учетом изложенного и принимая во внимание намечаемый рост спроса российских и зарубежных операторов буровых работ на шельфе, строительство отечественных ПБУ нового поколения является насущной задачей. Для России наиболее перспективными типами ПБУ следует признать СПБУ и ППБУ, поскольку они перекрывают весь диапазон глубин моря, на которых имеется/предполагается залегание перспективных нефтегазоносных структур. С целью определения требований к основным характеристикам СПБУ и ППБУ был выполнен анализ их современного состояния и перспектив развития, результаты которого приводятся ниже. Современное состояние и основные тенденции развития ПБУ в мире Изменение распределения ПБУ по типам за 30 лет приведено в табл. 2. Табл. 2
Из нее видно, что наиболее распространенным типом всегда были СПБУ. К настоящему времени численность ПБУ сократилась на 15%, в первую очередь, за счет сокращения строительства СПБУ (13%), практического исчезновения класса погружных ПБУ и уменьшения (в 1,5 раза) количества буровых судов и барж. Основным районом эксплуатации СПБУ, как и на протяжении всей истории их создания, продолжает оставаться Мексиканский залив, где работает около 40% СПБУ. Этот регион явился своеобразным полигоном, на котором отрабатывались новые решения для установок практически всех типов, прежде чем они были распространены по всему миру. ППБУ, за исключением Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, эксплуатируются в других регионах в примерно одинаковом количестве. Глубины моря и бурение скважин Глубина моря является наиболее важной характеристикой для СПБУ, поскольку оказывает существенное влияние на размеры корпуса, длину опорных колонн и их спуско-подъемных механизмов, а, следовательно, и стоимость постройки. Наметившаяся тенденция к увеличению средней глубины моря для СПБУ сохраняется. Так, например, если в середине 80-х гг. она составляла около 75 м, то СПБУ постройки 2000 г. и позже предназначены для эксплуатации при глубине моря около 120 м. Основное количество ППБУ предназначено для эксплуатации при глубинах моря, не превышающих 915 м. Средняя глубина моря в месте эксплуатации ППБУ также постоянно возрастает — с 510 м в середине 80-х гг. до свыше 2300 м для ППБУ постройки 2000 г. и позднее. Проектная глубина бурения скважин (возможности установленного бурового оборудования) также имеет тенденцию к увеличению. Наибольшие проектные глубины бурения скважин на СПБУ достигают 10 670 м, на ППБУ — 11 430 м (табл. 3). Табл. 3
Стоимость постройки Стоимость постройки ПБУ постоянно растет. Это обстоятельство объясняется, помимо инфляции, увеличением глубин моря и глубин бурения скважин и, соответственно, усложнением установок и ужесточением требований классификационных и надзорных органов к надежности и безопасности ПБУ (табл. 4). Табл. 4
*Под средней стоимостью понимается стоимость установки независимо от глубины моря, глубины бурения скважин и других технических параметров, т. е. стоимость всех установок, поделенная на их число. Как видно из приведенных цифр, стоимость постройки СПБУ в сопоставимых ценах увеличилась в 1,5 раза, а ППБУ — более чем в 2 раза (в основном за счет использования дорогих систем динамического позиционирования). Требования к основным характеристикам отечественных СПБУ и ППБУ нового поколения для эксплуатации на шельфе России Самоподъемные ПБУ. С учетом анализа, с одной стороны, геологических условий в местах залегания структур на шельфе России, а с другой — тенденций развития этого типа ПБУ можно считать, что для России целесообразно создание СПБУ для глубин моря до 100 м (большие глубины могут быть перекрыты ППБУ), с глубиной бурения поисково-разведочных скважин до 6500 м. С учетом того, что в сезон штормов и в ледовый период СПБУ будут простаивать, целесообразно на это время предусмотреть их сдачу в аренду за рубеж в районы с более благоприятными погодными условиями, например на шельфы Африки или Австралии. С тем чтобы отечественные СПБУ были конкурентоспособными, целесообразно глубину бурения скважин увеличить до 9 000–11 000 м. Такая глубина позволит бурить не столько поисково-разведочные, сколько горизонтальные эксплуатационные скважины, что существенно расширяет возможности этих установок. Архитектурно-конструктивный тип СПБУ целесообразно принять аналогично признанному рациональным за рубежом — с корпусом, в плане близким к треугольному, тремя ферменными опорами и электромеханическим спуско-подъемным устройством непрерывного действия, с консолью, имеющей возможность выдвигаться за пределы корпуса и на которую выезжает буровая вышка для осуществления бурения эксплуатационных скважин с использованием блок-кондуктора, как это изображено на рис. 3, или устройства подводного заканчивания скважин. Полупогружные ПБУ. Для России ППБУ целесообразно создавать для глубин моря до 1500 м с комбинированной системой позиционирования и глубиной бурения скважин, аналогичной СПБУ. Для достижения конкурентоспособности глубину моря ППБУ целесообразно увеличить до 2000–3000 м. Система позиционирования должна быть комбинированной, якорно-динамической. Такое решение позволит существенно сократить эксплуатационные расходы при бурении на относительно малых глубинах (до 400–600 м) с использованием только якорной системы позиционирования, вследствие значительной экономии топлива за счет отказа от работы подруливающих устройств и движителей, входящих в систему динамического позиционирования и имеющих значительную мощность — до 30–40 тыс. кВт и более. Для возможности продления навигации в период раннего ледообразования при эксплуатации в северных морях России, например Баренцевом море, ППБУ целесообразно строить катамаранного типа с двумя корпусами с ледовыми подкреплениями, допускающими движение в мелко-битом льду. В них предусматривается минимальное количество стабилизирующих колонн (четыре единицы) с конструкциями, связывающими эти колонны (для придания установкам большей жесткости) и не пересекающими ватерлинию (вместо раскосов предусматриваются горизонтальные связи, лежащие существенно ниже ватерлинии ППБУ в рабочем состоянии). Во избежание ледовых повреждений райзер должен быть защищен от ледовых воздействий, например путем бурения через специальную ледостойкую колонну. Отмеченные особенности обусловлены стремлением уменьшить ледовые нагрузки на корпус и систему позиционирования ППБУ при ее попадании в относительно легкие ледовые условия. Кроме того, должны быть предусмотрены устройства для экстренного отсоединения ППБУ от скважины в случае ухудшения ледовых условий. С целью обеспечения безопасности установки при эксплуатации в ледовых условиях необходимо также располагать дежурным судном с соответствующим ледовым классом. С целью расширения эксплуатационных возможностей ППБУ целесообразно предусмотреть бурение с ее помощью не только поисково-разведочных, но и эксплуатационных скважин через устройство подводного заканчивания скважин, устанавливаемого на дне моря. Отмеченное обстоятельство представляется весьма важным, поскольку, например, только на Штокмановском газоконденсатном месторождении, залегающем в Баренцевом море при глубине около 350 м, требуется пробурить 140–150 эксплуатационных скважин. Разработки перспективных типов ПБУ для эксплуатации на шельфе России В результате их разработки будут определены: Предполагается провести обширные модельные испытания с целью отработки таких архитектурно-конструктивных типов, при которых достигается уменьшение волновых и ледовых нагрузок, что приводит к уменьшению металлоемкости и, следовательно, стоимости строительства, расширяет их эксплуатационные возможности, что, в конечном итоге, повышает эффективность использования и конкурентоспособность отечественных ПБУ. Среди новых разработок можно отметить платформу типа «Октабуй», совместную разработку компании «Мосс Маритайм» и ФГУП «ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова». Форма корпуса отрабатывалась на моделях в мореходном гидродинамическом опытном бассейне ФГУП «ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова» и обеспечивает высокую степень стабилизации платформы на волнении, включая встречающееся в открытом океане. Кроме того, для освоения месторождений в морях с крайне тяжелыми ледовыми условиями (Восточно-Сибирском, Лаптевом и Чукотском) и коротким навигационным периодом, за который невозможно пробурить скважину с помощью обычных ПБУ, ведутся исследования, направленные на создание ледостойких надводных и подводных буровых установок. Выводы ПБУ являются сложными и ответственными инженерными сооружениями, без использования которых немыслимо освоение морских нефтегазовых месторождений. Строительство ПБУ нового поколенияс использованием всех прогрессивных решений, достигнутых к настоящему времени за рубежом, является насущной задачей для России, поскольку позволит существенно прирастить запасы углеводородного сырья на отечественном шельфе. Для этого имеются все возможности — научно-проектная база ФГУП «ЦНИИ им. ак. А. Н. Крылова» и производственные мощности нескольких судостроительных заводов России. По материалам доклада на VIII Международной конференции по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ (RAO/CIS Offshore 2007). 11–13 сентября 2007 г., С.-Петербург Дата: 16.11.2007 А. М. Григорьев, Г. К. Крупнов, В. В. Минин, В. Н. Шорин "НефтьГазПромышленность" 7 (35)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||