Наружное освещение России — в развитии: безопасность, энергоэффективность и эстетика

1 стр. из 1

Некоммерческое партнерство «Росгорсвет» — единственное в России объединение предприятий наружного городского освещения. В объединении 33 предприятия из различных регионов, представлены все семь федеральных округов России. Члены партнерства обслуживают в совокупности более 1 млн. светоточек. НП «Росгорсвет» является членом Торгово-промышленной палаты РФ.

С просьбой рассказать об основных целях и, соответственно, задачах в сфере развития наружного освещения в России, о присутствующих сложностях и решении существующих проблем наш корреспондент обратилась к исполнительному директору НП «Росгорсвет» Г. И. Моро.

— Герман Игоревич, расскажите, пожалуйста, о современном состоянии наружного городского освещения в России. Какие исследования проводились в данном направлении и кем они предпринимались?

— Выход российской экономики из кризиса 90-х гг. и начало ее устойчивого роста сопровождались возрождением такого важного сегмента российской энергетики и ЖКХ, как городское наружное освещение.

Однако приходится констатировать, что действительное состояние системы наружного у нас до последнего времени оставалось практически неизвестным. Вместе с тем для подготовки к серьезной работе по модернизации правовой базы крайне актуально общее понимание ситуации в сфере наружного освещения. Для этого нами было проведено масштабное всероссийское экспертное исследование по России, которое выявило состояние, проблемы и перспективы развития наружного освещения в нашей стране.

Следует подчеркнуть, что на момент проведения исследования даже не существовало сводной, полноценной базы данных о предприятиях городского освещения России. Отсутствовало понимание специфики развития и функционирования наружного освещения в регионах. В особенности это касалось средних и мелких предприятий российской глубинки. Проведение всероссийского экспертного исследования позволило получить комплексную информацию о предприятиях наружного освещения, составить «портрет» современного горсвета как одного из важнейших элементов энергетики и Жилищно-коммунального хозяйства страны.

— Пожалуйста, поясните подробнее, какие именно проводились исследования по выявлению состояния городского наружного освещения? Кто участвовал в качестве респондентов?

— В ходе исследования было опрошено более 200 руководителей отечественных предприятий наружного освещения. В число респондентов вошли представители руководящего состава предприятий (директорский корпус и главные инженеры) либо же ответственные сотрудники, которые приняли участие в исследовании по прямому указанию руководства.

Исследованием было охвачено 69 субъектов Российской Федерации, основной акцент делался на экономически развитые регионы (Московская и Ленинградская области, нефте- и газодобывающие регионы Поволжья и Урала), а также на регионы, имеющие выраженную территориальную или национальную специфику (приграничные регионы Сибири, Краснодарский и Ставропольский края, республики Северного Кавказа).
— Как реформы в сфере всей экономики страны, в т.ч. в энергетике и ЖКХ, сказались на развитии вашей отрасли?

— Процессы реформирования, идущие в экономике и жилищно-коммунальном хозяйстве, в полной мере затронули и предприятия сферы наружного городского освещения. Однако по многим показателям, таким, как организационное обособление наружного освещения, внедрение частных форм хозяйствования, установление «прозрачных» договорных отношений с заказчиками, система наружного освещения России прошла в своем развитии лишь небольшой путь. Отдельные аспекты реформы охватили все наружное освещение — от мегаполисов до малых городов и населенных пунктов. Другие аспекты характерны лишь для крупных городов и городов-миллионников. В первую очередь реформа касается вопросов организационно-правового характера.

— По каким признакам классифицируются предприятия наружного освещения?

— В зависимости от отрасли основной сферы деятельности все предприятия, охваченные исследованием, были разбиты на три группы: собственно предприятия наружного освещения, предприятия энергетики и электрических сетей, предприятия системы ЖКХ в целом, которые занимаются в комплексе наружным освещением, обслуживанием электрических, тепловых, газовых сетей и пр.

Полученные данные показывают, что в среднем по России выделение наружного городского освещения в отдельную сферу деятельности произошло лишь в незначительном меньшинстве населенных пунктов (не более 3–5% от общего числа). Для подавляющего числа предприятий, которые работают в сфере освещения, эта деятельность остается побочной и второстепенной.

Очевидно, что обособление наружного освещения в самостоятельную сферу деятельности произошло почти исключительно в крупных городах и мегаполисах, тогда как в малых населенных пунктах, малых и средних городах наружное освещение остается подчиненным видом деятельности в рамках обслуживания электрических сетей или сферы ЖКХ. Об этом свидетельствуют различия между данными по опрошенной выборке и данными, экстраполированными на генеральную совокупность: в сфере собственно наружного освещения 21% охваченных исследованием предприятий (против 3% по России в целом); комплексной деятельностью в сфере ЖКХ занимаются 13% предприятий (31% предприятий по России).

— Существует ли сейчас четкая структуризация отрасли в плане организационно-правовой основы и формы собственности?

— Предприятия наружного освещения, которые были охвачены исследованием, различались по организационно-правовой форме и форме собственности. Основная часть предприятий (63%) находится в муниципальной и реже в государственной (региональной) собственности. Отдельные предприятия (25%) были приватизированы и существуют в форме акционерных обществ с той или иной долей участия властей или муниципальных администраций. Наконец, значительная доля предприятий наружного освещения (12%) представляет собой дочерние предприятия, филиалы или выделенные службы крупных, как правило, энергетических компаний.

Показательно, что приватизация предприятий наружного освещения и смежных сфер деятельности в равной степени произошла как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах, в отличие от профилирования и отраслевой специализации предприятий. Так, данные по организационно-правовой форме предприятий наружного освещения, полученные для выборки, практически не отличаются от данных, экстраполированных на всю Россию: МУПы и ГУПы (63,3% и 63,2%), ОАО, ЗАО, ООО (24,6% и 26,6%), филиалы, службы (12,1% и 10,2%).

— Можно привести данные по общему количеству наружного светотехнического оборудования в России? Есть ли информация о масштабе существующих организаций и тенденциях в этом направлении?

— Одной из задач исследования был сбор информации об общем количестве светоточек городского наружного освещения, которые находятся в обслуживании каждого предприятия. На основе полученной информации предприятия, охваченные исследованием, были разбиты на несколько категорий. Треть опрошенных (33%) составили представители средних по масштабу инфраструктуры предприятий (от 4 до 20 тыс. светоточек), 28% респондентов представляют мелкие предприятия (от 1 до 4 тыс. светоточек), 29,5% — очень мелкие предприятия малых городов и населенных пунктов (число светоточек — 1 тыс. и меньше). В общей сложности лишь 10% респондентов возглавляют крупные и очень крупные предприятия с развитой инфраструктурой.

Характерно, что для России в целом преобладание мелких и очень мелких предприятий в сфере наружного освещения еще более выражено. Ориентировочно более 70% предприятий обслуживают 1 тыс. и менее светоточек, порядка 20% располагают инфраструктурой в 1–4 тыс. светоточек. И лишь около 10% наружного освещения можно отнести к средним и крупным. Это означает, что в малых и средних городах, населенных пунктах обособление и рентабельность наружного освещения по причине его незначительных масштабов вызывает серьезные сомнения. Здесь наружное освещение может выжить и развиваться либо при условии отдельного бюджетного финансирования, либо за счет перекрестного субсидирования от других смежных видов деятельности.

Полученные данные позволяют ориентировочно оценить общее число светоточек наружного (городского, уличного) освещения, которые эксплуатируются на территории России. За основу было принято среднее количество светоточек на тысячу жителей, которое приходится на мелкие, средние и крупные города, охваченные исследованием. Из расчетов были исключены мелкие населенные пункты, где наружное освещение находится подчас в глубоком кризисе, а также города-миллионники, для которых характерна развитая инфраструктура и одновременно чрезвычайно высокая плотность населения. В среднем на 1 тыс. жителей в регионах России приходится 32–38 светоточки. Таким образом, на территории России эксплуатируется ориентировочно 5–6 млн. светоточек наружного (городского, уличного) освещения. Из данного числа исключено промышленное освещение, освещение федеральных автомобильных трасс, а также светоточки, которые эксплуатируются в сельском хозяйстве.

— Пожалуйста, отметьте основные проблемы, а также перспективы развития предприятий наружного освещения.

— Для обобщения проблем, стоящих перед предприятиями наружного освещения России, респондентам было предложено ответить на вопрос, какие основные проблемы в сфере наружного освещения стоят перед их предприятием. От большинства респондентов были получены развернутые ответы, которые позволяют отметить основные проблемы  наружного освещения, продемонстрировать вес и значение отдельных проблемных пунктов.

Результаты анализа ответов представлены в диаграмме 5. Респонденты могли обозначить несколько проблемных пунктов, поэтому были подсчитаны доли от общего числа упоминаний, а сумма ответов превышает 100%.

Специальный блок вопросов исследования был посвящен изучению перспектив наружного освещения, примеров успешного решения проблем в сфере освещения.

В этом отношении наибольших результатов добились именно активные, амбициозные руководители, которые плотно взаимодействуют со всеми группами интересов: властью, бизнесом, общественностью и жителями населенных пунктов.

примерами успешного сотрудничества с властями стали различные комплексные программы развития наружного освещения новых микрорайонов. Многие подобные проекты были запущены при активном участии общественности по инициативе депутатов местных представительных органов.

Вызывают интерес схемы привлечения коммерческого финансирования к реализации общественно значимых и перспективных программ в сфере наружного освещения: это и финансирование установки новых светильников, и обработка новых технологий, и совместное использование существующей инфраструктуры в интересах местного бизнеса.

— Какие тенденции существуют в применении новых технологий в сфере наружного освещения?

— Респонденты, которые приняли участие в исследовании, продемонстрировали высокий уровень интереса к опыту внедрения новых, прогрессивных технологий в сфере наружного освещения. Востребована информация о новом, в особенности энергосберегающем оборудовании, способах и возможностях внедрения автоматизированных систем управления, контроля уровня освещенности, учета потребляемой электроэнергии. Так, интересует информация об автоматическом снятии показаний учета, возможности консультации по внедрению нового оборудования, технологий. Специалистам важны вопросы самоконтроля включения наружного освещения путем автоматического сигнала, эфирное включение и многое другое.

Отдельный интерес представляют технологии разрешения некоторых специфических проблем предприятий наружного освещения, в частности вопросы разрушительного влияния нестабильных климатических условий на инфраструктуру освещения, а также возможности полномасштабной реконструкции и замены инфраструктуры.

— Сейчас, как известно, повсеместно говорится об энергосбережении. Какова цена вопроса в вашей отрасли?

— Энергосбережение — одна из актуальных задач современного государства. Количество электроэнергии, идущей в России на цели освещения (по нашим подсчетам, это более 6 млн. городских светоточек), составляет около 14% от всего вырабатываемого объема. Такие цифры говорят о необходимости снижения энергозатрат.

Энергосбережение в городском освещении — это не только эффективное оборудование и новые технологии, но и пересмотр правовых норм, которые должны обязывать компании использовать энергосберегающую технику, это и введение экономических мер по стимуляции предприятий, и проведение комплексной разъяснительной работы.

Работа по энергосбережению не сводится лишь к применению эффективного оборудования и технологий, но требует пересмотра норм, которые должны обязывать использовать энергосберегающую технику: это и введение мер по стимуляции предприятий, это и разъяснительная работа. Опыт целого ряда стран свидетельствует о целесообразности разработки и реализации в рассматриваемом направлении государственных комплексных программ с широкой поддержкой общественных организаций.

Что же предпринимается светотехническим сообществом России для привлечения внимания государства к наружному освещению? На состоявшейся в 2006 г. VI Международной светотехнической конференции наша организация приняла открытое обращение к Правительству РФ «О необходимости принятия Федеральной программы развития наружного освещения». В средствах массовой информации мы настаиваем также и на учете Россией стандартов качества, рекомендаций по внедрению энергосберегающих программ такой авторитетной организации, как Международная комиссия по освещению (МКО).

Существенным вкладом в энергосбережение в наружном освещении станет принятие на правительственном уровне Правил по эксплуатации установок наружного освещения, которые разрабатывают эксперты нашего партнерства. Этого документа ждут очень многие городские осветители.

— Каковы пути дальнейшего развития наружного освещения в России?

— Для дальнейшего развития в России светотехники важной задачей является обеспечение контроля за выполнением существующих норм, поскольку от этого, в конечном счете, зависит успешное решение задачи по минимизации энергозатрат.

Основные тенденции развития городского освещения в России в направлении снижения затрат на обслуживание сетей наружного освещения и обеспечения более существенных результатов в энергосбережении таковы:
1. Комплексный подход к освещению. В настоящее время во многих городах российские компании все больше внедряют программы единого и уникального светового облика для каждого российского города. Такой подход дает ощутимые экономические выгоды, так как комплексные решения позволяют более рационально распределять средства;
2. Все более укрепляющееся взаимодействие светотехнических организаций с городскими администрациями. В городах, где понимают важность принятия комплексных программ развития наружного освещения, отмечают значительное снижение энергозатрат и существенную экономию городского бюджета;
3. Повышение требований на российском рынке к внешнему виду световых приборов. Эксперты уверены: хороший дизайн положительно влияет на все параметры приборов, в том числе на качество света и энергоэффективность;
4. Внедрение современных источников света, электронных пускорегулирующих устройств, эффективных оптических систем и конструкций световых приборов, принципиально новых материалов;
5. Расширение практики использования миниатюрных осветительных средств.
На VII Международной светотехнической конференции российские светотехники сформулировали общие принципы формирования гармоничной световой среды российского города. Они изложены ниже.

Во-первых, это видимость на дорогах, т. е. обеспечение нормальных зрительных условий для водителей и пешеходов, а также оптимальных количественных и качественных параметров освещения, которые регламентируются действующими нормами.

Во-вторых, безопасность — основополагающий из всех критериев. Количество ДТП и противоправных действий значительно снижается при хорошем освещении города. Причем затраты несопоставимо малы по сравнению с экономической выгодой.

В-третьих, эстетика. Общество ждет от освещения не только выполнения функциональных задач, но и удовлетворения потребности в прекрасном. К световой эстетике наше отношение опирается на два постулата: экономичность и целесообразность.

В-четвертых, обеспечение полноценной социальной жизни. Понятие гармоничной световой среды предполагает выполнение реальных общественных функций. Освещение положительно влияет на развитие торговли, туризма, занятие спортом, создает благоприятный психологический климат, является предпосылкой оживления городской жизни в вечернее и ночное время.

Дата: 30.11.2007
по материалам редакции
"СтройПРОФИль" 8 (62)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!