|
|||||
1 стр. из 1 23–24 октября в Москве состоялось совещание руководителей обособленных структурных подразделений Федерального лицензионного центра при Росстрое по итогам работы за 9 месяцев 2007 г. и задачам по совершенствованию лицензирования видов деятельности в строительной отрасли.
Эта ситуация оказалась в центре внимания практически всех выступавших. Центральный доклад сделал генеральный директор ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое» Александр Толкачев. Он обрисовал современное положение, а также озвучил итоги деятельности ФЛЦ по лицензированию в сфере строительства за В этот период выдано около 61 тыс. лицензий 52 тыс. соискателей, проведено 842 проверки соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий. По результатам проверок за этот период в судебном порядке аннулировано 260 лицензий. В соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было подготовлено и направлено в Арбитражный суд 121 исковое заявление о привлечении к административной ответственности. При осуществлении лицензирования большое значение придается постоянному взаимодействию с правоохранительными органами при расследовании экономических преступлений и причин различных аварий на строительных объектах, а также пресечении незаконного предпринимательства. За этот период в правоохранительные органы было направлено свыше 600 писем с разъяснениями законодательных и нормативных документов в сфере лицензирования, около 1,5 тыс. выписок из реестра лицензий Росстроя и 22 тыс. копий документов из лицензионных дел. Постоянно обновляемая база реестра лицензий Росстроя включает полную информацию о всех лицензированных участниках российского рынка проектно-изыскательских и строительных услуг, а также о принятых мерах воздействия за допущенные нарушения лицензионных требований. Электронная версия реестра лицензий публикуется в сети Интернет и является открытой для доступа физических и юридических лиц. Александр Толкачев призвал собравшихся, невзирая на неясные пока перспективы, неуклонно и планомерно продолжать работу по лицензированию в строительной сфере: во-первых, потому что эта деятельность сохраняет безусловную актуальность и необходима для развития отрасли, а во-вторых, потому что на сегодняшний момент никто не снимал с Федерального лицензионного центра соответствующих обязанностей, а значит, выполнены они должны быть безукоризненно. Исполнительный директор Союза строителей Кузбасса, директор Кемеровского филиала Федерального лицензионного центра Ирина Кузеванова в своем выступлении сообщила о том, как поставлена работа структур ФЛЦ в этом регионе. По ее словам, в прошлом году в центре внимания стояли задачи повышения квалификации работников филиала, и в этом направлении были достигнуты немалые успехи. Теперь цели несколько иные. Важнейшей из них является защита как участников рынка (инвесторов), так и конечных потребителей (покупателей квартир) от недобросовестных предпринимателей. В Кемеровской области в настоящее время в строительной сфере осуществляют деятельность 2151 организация, более 2000 из которых относится к малому бизнесу. То есть к действительно крупным компаниям относятся лишь около 100 фирм (с численностью трудового коллектива свыше 200 человек — 49 организаций; от 100 до 200 человек — 46 организаций). Таким образом, очевидно, что подавляющее большинство компаний вряд ли способны квалифицированно выполнять такие ответственные функции, как генеральный подрядчик, заказчик, застройщик. Тем не менее прецеденты выдачи соответствующих лицензий подобным организациям имели место. Филиалом ФЛЦ совместно с администрацией Кемеровской области, а также общественными объединениями предпринимателей, принято принципиальное решение не выдавать лицензии на право осуществления таких видов работ, как заказчик, застройщик и генподрядчик, тем фирмам, чей уставной капитал не превышает сумму 10 000 руб. И это принесло свои плоды. Организации, которые фактически способны квалифицированно осуществлять такие работы, увеличили свой уставной капитал. Мелкие фирмы просто отказались от декларации выполнения тех видов услуг, которые им не по силам. Уставной капитал по размерам составляет примерно 10% годового оборота предприятия. Ирина Кузеванова отметила, что подобный опыт целесообразно распространить и на другие регионы. С предложением дать такие рекомендации всем структурам Федерального лицензионного центра Кемеровский филиал обратился к Росстрою. И принципиальная поддержка такого подхода есть. Еще одной серьезнейшей проблемой, по мнению докладчика, являются вопросы нормирования строительной деятельности. В этой сфере Кемеровским филиалом ФЛЦ занята твердая позиция, заключающаяся в том, что до тех пор, пока технические регламенты на выполнение тех или иных работ не будут разработаны и введены в действие, полностью сохраняют силу и обязательность старые СНиПы, ГОСТы и Своды правил. И это прописывается в любом договоре подряда. Такой подход гарантирует добросовестное ведение работ исполнителями, создает объективную базу для контроля качества со стороны технического надзора и заказчика. В вопросе перехода контрольных функций от государственных органов (Федерального лицензионного центра) к общественным объединениям строителей (саморегулируемым организациям), по мнению Ирины Кузевановой, нет однозначности. Ни в одной стране мира, подчеркнула она, общественная структура не полномочна удалять с рынка действующие на нем субъекты. Это прерогатива государства. В условиях неустойчивого пока положения на рынке, появления фирм-однодневок, других проявлений недобросовестной бизнес-конкуренции отдавать решение всех вопросов качества общественным структурам нецелесообразно. Должен сохраняться мощный государственный рычаг влияния. Руководитель департамента строительства администрации Краснодарского края Виктор Абулгафаров в своем выступлении подчеркнул, что время авантюрного подхода к реформированию тех или иных государственных механизмов уже прошло. По его мнению, нельзя сначала ликвидировать имеющуюся систему лицензирования в строительной сфере, доказавшую на практике свою эффективность и работоспособность, и только потом начать думать, чем ее можно заменить. Такой подход, безусловно, приведет к сильным потрясениям в отрасли и резкому снижению качества выполняемых работ из-за фактической бесконтрольности производственных процессов в период между отменой одной системы и введением другой. Сначала необходимо полностью подготовить, наладить, законодательно и идеологически обеспечить работу саморегулируемых организаций в области контроля качества работы, и только затем передавать им подобные функции на практике. Исходя из этого, и администрация, и строительное бизнес-сообщество, и отраслевые общественные организации Краснодарского края безоговорочно поддерживают идею сохранения системы лицензирования на ближайшие годы. Президент Союза строителей (работодателей) Кубани Виктор Бардаков полностью поддержал выступление своего земляка и коллеги. Он также рассказал о приходе в регион огромного количества строительных структур со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья, что связано как с ростом инвестиционной привлекательности Краснодарского края в целом, так и с подготовкой к проведению в Сочи Зимних Олимпийских игр 2014 г. в частности. Это обязывает вести очень строгий надзор за качеством выполнения работ, что в современных условиях, по мнению докладчика, без сохранения системы лицензирования невозможно. Член совета Российского союза строителей, директор филиала Федерального лицензионного центра по Приволжскому федеральному округу Владимир Константинов подчеркнул, что период перехода функций контроля за качеством выполняемых строительных работ к саморегулируемым организациям, помимо проблем с нормативной базой в строительстве, порождает массу сложностей, связанных с совершением целого спектра правонарушений в отрасли. Примеры тому есть и в Приволжском регионе, и в других частях России. Анализ правоохранительных, контрольных и надзорных органов свидетельствует о неудовлетворительном состоянии соблюдения законности в строительной отрасли. В этой сфере только за 9 месяцев 2007 г. по Приволжскому федеральному округу выявлено 1523 преступления. Это и мошенничество, и присвоение и растрата средств, и коррупция, и так называемый самострой, и попытки присвоения чужого имущества, и мн. др. Преступления совершаются на всех этапах строительства — от проектирования до приема объекта в эксплуатацию. В связи с тем, что Положение о лицензионном контроле в области строительства Правительством России до сих пор не утверждено, количество мероприятий по лицензионному контролю резко сократилось, хотя, как показывает практика, нарушений в этой сфере меньше не стало. Это хорошо видно из цифр: за 9 месяцев 2007 г. по Приволжскому региону структурами ФЛЦ было проведено всего 52 проверки (для сравнения: за 2006 г. таких проверок было 989). Несложно понять, что ослабление надзора прямо ведет к росту правонарушений. Еще одной существенной проблемой является повышение квалификации инженерно-техническими работниками. Без этого современное строительство невозможно. Как известно, наличие у работника документов о повышении квалификации являлось одним из условий лицензирования. За последние несколько лет в округе выстроена система обучения, которая дает неплохие результаты. Фактически за 4 года почти все специалисты прошли курсы повышения квалификации. Важнейшим стимулом для этого было сохранение компаниями соответствующих лицензий на ведение различных видов деятельности. Качество работ от этого только выиграло. При ликвидации системы лицензирования эта работа будет фактически остановлена. Переподготовка кадров вестись не будет, что не лучшим образом скажется на качестве ведения строительных работ. На заседании коллегии по вопросам безопасности при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе, проходившем 4 октября 2007 г. в Нижнем Новгороде, высказана позиция, что на период подготовки Росстроем нормативных документов по осуществлению надзора и контроля за ходом строительства правоохранительным органам региона необходимо проводить проверочные мероприятия совместно с филиалом ФЛЦ. Фактически, сотрудники Федерального лицензионного центра выполняют свои функции по надзору, но не имея возможности самостоятельно принимать меры, результаты проверок передают другим контролирующим органам. Со своим взглядом на предполагаемую отмену лицензирования выступили представители еще многих регионов. Единодушное мнение собравшихся сводилось к тому, что до того момента, когда саморегулируемые организации не смогут в полной мере взять на себя контролирующие функции, отмена лицензирования не целесообразна, поскольку это самым пагубным образом отразится на качестве ведения строительной деятельности. Дата: 14.12.2007 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 8 (65)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||