Российские железные дороги: перспективы обозначены

1 стр. из 1

Министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН на заседании Правительства России 15 ноября сделал доклад о ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте и проектах инвестиционной программы ОАО «Российские железные дороги» на 2008 г. и на перспективу до 2010 г.

Подробно рассказав о структурных преобразованиях, которые осуществлялись в ОАО «РЖД» в 2007 г., Игорь Левитин остановился на дальнейших перспективах этой работы. Он подчеркнул, что следующий ее этап должен стать инвестиционной стадией развития отрасли, обеспечить повышение ее инвестиционной привлекательности.

Созданные и успешно работающие механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяют объединить усилия государства и бизнеса по реализации важнейших задач по развитию отрасли.

Только в 2007 г. в рамках ГЧП заключены 3 инвестиционных соглашения на общую сумму 512 млрд. руб. с государственной поддержкой за счет средств Инвестиционного фонда (19% — 99 млрд. руб.). Оставшаяся доля финансируется за счет частных инвестиций. На развитие железнодорожной сети будет направлено 57,5 млрд. руб., или 58% от инвестиций в транспортную инфраструктуру, предусматриваемую к строительству по данным проектам.

С точки зрения обеспечения притока инвестиций в развитие отрасли важнейшую роль будет играть подготовленная Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.

В ней выявлены проблемы, стоящие перед отраслью, определены пути их решения, закреплены принципы и механизмы развития.

Инвестиционная программа, как и финансовый план ОАО «РЖД», разработана в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации и, по сути, является ее составной частью. Объем инвестиционного бюджета ОАО «Российские железные дороги» на 2008–2010 гг. прогнозируется на уровне 1,3 трлн. руб., что почти вдвое превышает капиталовложения предыдущего трехлетнего периода. Порядка 60% роста инвестиционного бюджета будет обеспечено за счет привлечения заимствований.

Реализация инвестиционной программы позволит не только обеспечить потребности экономики страны и населения в перевозках, но и решить имеющиеся в отрасли на сегодняшний день проблемы, такие как: критический уровень заполнения пропускных способностей на ряде важнейших участков, физическое и моральное старение технических средств, поскольку в качестве приоритетных направлений инвестирования средств программа определяет объекты инфраструктуры, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях (69% средств), а также подвижной состав (29%).

Что касается инфраструктуры, в целях освоения перспективных объемов перевозок приоритеты отданы комплексным проектам по ее развитию и обновлению, позволяющим повысить пропускную и перерабатывающую способность железных дорог, имеющим приемлемые сроки окупаемости. Если говорить о конкретных задачах, которые позволит решить реализация включенных в инвестиционную программу проектов, следует выделить основные, такие как:
  развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры со строительством новых линий;
  организация скоростного и высокоскоростного движения;
  организация движения тяжеловесных и длинносоставных грузовых поездов;
  развитие подходов к портам и строительство предпортовых станций;
  развитие крупнейших транспортных узлов;
  развитие железнодорожных участков в направлении пограничных переходов и непосредственно пограничных станций.

В инвестиционной программе и инвестиционном бюджете на 2008–2010 гг.
предусматривается продолжение реализации проектов по организации к 2010 г. полигона скоростного пассажирского движения на участках Москва — Санкт-Петербург (650 км, скорость до 200 км/час, а на участке Бологое — Мстинский мост до 250 км/час), Москва — Нижний Новгород (442 км,
скорость до 160 км/час), Санкт-Петербург — Бусловская (158 км, скорость до 200 км/час), проведение проектно-изыскательских работ для высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

Модернизация железнодорожной магистрали Центр — Юг для скоростного пассажирского движения кардинально повысит транспортную доступность российских черноморских курортов, в том числе привлекательность Сочи как столицы Зимних Олимпийских игр 2014 г.

Учитывая большую капиталоемкость проекта Москва — Адлер и наличие нескольких вариантов его реализации, в инвестиционном бюджета ОАО «РЖД» на 2007 г. предусмотрены средства на проведение изыскательских работ и разработку обоснования инвестиций, по результатам которой будет определен оптимальный вариант реализации проекта и необходимые объемы инвестиций.

Для организации движения тяжеловесных длинносоставных поездов предусматривается, начиная с 2008 г., выполнение работ по подготовке инфраструктуры хозяйств: путевого, электроснабжения, СЦБ, связи и других для обеспечения беспрепятственного пропуска грузовых поездов с повышенными осевыми нагрузками на всем протяжении маршрута. Подготовку инфраструктуры для обращения поездов повышенного веса планируется осуществлять путем поэтапного усиления при выполнении работ по обновлению основных фондов, выработавших ресурс.

В инвестиционную программу включен проект «Реконструкция верхнего строения пути и комплексная реконструкция железнодорожного пути», направленный на полное обновление верхнего строения пути, усиление инженерных сооружений и создание условий для организации движения поездов повышенной массы и длины.

Кроме того, увеличены объемы финансирования на реализацию мероприятий по обновлению и развитию инфраструктуры хозяйств: электрификации и энергоснабжения, автоматики и телемеханики.

Инвестиционной программой предусматривается завершение в 2008 г. крупных инвестиционных проектов по развитию транспортных коридоров, целевой задачей которых является освоение прогнозируемых объемов перевозок на период до 2010 г:
  Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел;
  Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел;
  Кузбасс — Северо-Запад.

В рамках решения задачи по усилению пропускной способности железных дорог особо выделяются проекты, связанные с развитием подходов к морским портам.

Так, в целях увеличения провозной способности железнодорожных подходов к порту Балтийск инвестиционной программой предусматривается реконструкция станций Западный-Новый, Приморск-Новый и Лесное-Новое.

В целях усиления железнодорожной инфраструктуры порта Калининград предусматривается продолжение работ по техническому перевооружению маневрового района «Порт» станции Калининград-Сортировочный. Инвестиционной программой также предусматривается развитие подходов к портам и строительство предпортовых станций на Дальнем Востоке (Находкинский и Советско-Ванинский узел); в Мурманско-Беломорском регионе; на побережьях Каспийского, Азовского и Черного морей.

Одной из важнейших задач, решаемых инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2008–2010 гг., является комплексное развитие железнодорожных транспортных узлов. В их число вошли Санкт-Петербургский железнодорожный узел Октябрьской дороги, Череповецкий и Вологодский узлы Северной дороги, Саратовский узел Приволжской дороги, Свердловский, Пермский и Тюменский узлы Свердловской дороги, Читинский узел Забайкальской дороги.

С целью предотвращения негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калий-магниевых солей, требует дополнительной проработки вопрос формирования источников финансирования строительства железнодорожного обхода Яйва — Соликамск протяженностью 53 км. С целью своевременного выполнения государственной программы строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь Тихий океан» ОАО «РЖД» были разработаны мероприятия по обеспечению перевозок 15 млн. т сырой нефти от ст. Сковородино до бухты Козьмино.

Данные мероприятия включены в проект федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.» с бюджетным финансированием в объеме 4,5 млрд. руб. за пределами 2010 г.

Поскольку перевозки нефти ОАО «АК Транснефть» в объеме 15 млн. т в год со станции Сковородино Забайкальской ж. д до разъезда Хмыловский Дальневосточной ж. д. должны начаться с конца 2008 г., необходимо все инвестиции по проекту предусмотреть до этого срока, после подготовки проектно-сметной документации и ее утверждения в установленном порядке.

Финансовый план компании является базисом для формирования источников финансирования инвестиционной программы. В финансовом плане проведена прогнозная оценка доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности.
Чистая прибыль планируется с ростом от 16,4 млрд. руб. в 2008 г. до 26,6 млрд. руб. в 2010 г. Вместе с тем, рентабельность ОАО «РЖД» останется в прогнозном периоде на уровне не более 1–2%, и является проблемой с точки зрения возможности развития инвестиционного потенциала компании.

Финансовый план учитывает влияние на основные показатели деятельности общества результатов структурной реформы и ее продолжения в прогнозируемом периоде.

В целях формирования дополнительных инвестиционных ресурсов в финансовым плане предусмотрено существенно увеличить программу заимствований. К 2010 г. чистое приращение кредитного портфеля составит 280,3 млрд. руб. При этом компания сохранит оптимальный уровень задолженности, отвечающий производственным и инвестиционным потребностям ОАО «РЖД».

Реформирование ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с планом и в установленные сроки. В 2008 г. дальнейшие структурные преобразования будут осуществляться в соответствии с Программой структурной реформы и Планом мероприятий. При этом к числу первоочередных задач следует отнести:
  совершенствование нормативно-правовых основ функционирования железнодорожного транспорта, создание надлежащих правовых механизмов развития железнодорожного транспорта;
  совершенствование государственного тарифного регулирования, направленного на стимулирование развития рыночных механизмов в сфере железнодорожного транспорта, повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, повышения эффективности пассажирских перевозок;
  развитие конкуренции на рынке услуг железнодорожного транспорта;
  обновление и модернизацию основных фондов железнодорожного транспорта, в том числе посредством нормативного закрепления статуса объекта инфраструктуры и порядка инвестирования строительства объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. В настоящее время средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, и значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы. Необходимо проработать вопросы привлечения частных инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте, приобретения магистральных локомотивов, ремонта железнодорожного подвижного состава.

Комплексное выполнение всех мероприятий, запланированных в рамках финансового плана и инвестиционного бюджета на 2008–2010 гг., позволит полностью освоить перспективный объем железнодорожных перевозок.

Дата: 14.12.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (65)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!