Планы развития Московского метро – грандиозные

1 стр. из 1

Московский метрополитен — старейший и крупнейший в России. Ежедневно его услугами пользуется примерно 9 млн. пассажиров. Общая протяженность линий приближается к 300 км, число станций достигло 173. Тем не менее быстро растущей Москве этого явно не хватает. О перспективах дальнейшего развития столичного метро рассказали нашему журналу в Московском метрополитене.

–Несмотря на то, что московское метро является крупнейшим в России, его мощностей не хватает, чтобы удовлетворить потребности столицы. Что делается для решения этой проблемы?

— Действительно, интенсивность эксплуатации метро в Москве — самая высокая в мире при том, что плотность сети подземных железных дорог гораздо ниже, чем в большинстве европейских, американских и азиатских мегаполисов. Многие станции, такие как «Выхино», «Юго-Западная», «Новогиреево», «ВДНХ», «Кузьминки», «Речной вокзал», «Тушинская», «Щелковская» и др., крайне перегружены. Ряд районов на окраинах Москвы вообще очень слабо охвачен подземным транспортом. Отсюда проблемы. Вывод также напрашивается сам по себе: для того чтобы обеспечить комфорт пассажиров и удобство проезда в разные части города, необходимо продолжать активно строить новые линии, новые станции, новые пересадочные узлы.

И эта работа постоянно идет. Она не прекращалась даже в тяжелые для российской экономики 90-е гг. Еще более активно строится метро и в настоящее время. Важно отметить, что для нормальной работы метрополитена и безопасного выполнения им главной своей функции — перевозки пассажиров — необходимо также выполнение планового ремонта и реконструкции действующих сооружений.

— Что было сделано в 2007 г.?

— В самом конце 2006 г. — 20 декабря — состоялось открытие вестибюля станции «Таганская» Кольцевой линии, который был закрыт на реконструкцию с ноября 2005 г. За это время был выполнен большой объем ремонтных и строительных работ. Полностью реконструированы два последовательных эскалаторных хода, ведущих на станцию.

15 мая 2007 г. после реконструкции вновь открылся южный вестибюль станции «Маяковская» на Триумфальной площади.

Продолжаются работы в рамках программы по замене эскалаторов-ветеранов в Московском метрополитене. 3 сентября 2007 г. вновь открыл для пассажиров свои двери западный вестибюль станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. В настоящее время проводится реконструкция эскалаторных наклонов на станциях «Добрынинская» Кольцевой линии, «Электрозаводская». Вслед за «Добрынинской» эстафету по замене эскалаторов примет станция «Курская» Кольцевой линии — здесь будет закрыт для пассажиров вход и выход через наземный вестибюль и подземная галерея в сторону Курского вокзала.

Но главным событием 2007 г. можно считать завершающееся строительство I очереди центрального участка Люблинско-Дмитровской линии. 30 августа 2007 г. введена в эксплуатацию 173-я станция московского метрополитена — «Трубная». Как известно, проектирование Люблинской линии началось еще в начале 80-х гг. Она должна была протянуться через весь город из Дегунина через Марьину Рощу и центр Москвы в районы Люблино и Зябликово. Строительство линии планировалось завершить к 2000 г., однако из-за экономического кризиса 90-х после открытия участка от станции «Чкаловская» до «Марьино» в 1996 г. строительство было временно приостановлено. Работы возобновились только в 2005 г. С открытием «Трубной» был запущен участок метрополитена длиной 3,2 км. Сама станция сооружена под Трубной площадью. Она соединена пересадкой с «Цветным бульваром» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Сегодня завершаются работы еще на трех станциях, которые планируется ввести в декабре 2007 г. Это «Сретенский бульвар» на Люблинско-Дмитровской линии, а также «Строгино» и «Кунцевская-2» на Арбатско-Покровской линии. Их ввод в эксплуатацию станет своего рода мощным завершающим аккордом работы московских метростроителей в 2007 г.

— Расскажите, пожалуйста, об этих станциях поподробнее.

— Станция «Сретенский бульвар» также входит в состав I очереди строительства центрального участка Люблинско-Дмитровской линии. Конструкция станции — пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения. Конструкции центрального зала опираются на монолитную железобетонную плиту.

Путевые стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором. Напольное покрытие платформы выполнено из гранита светло-серого и черного цветов. Между боковыми и средним залами станции предусмотрены проходы шириной 3,4 м.

В центральном зале в полукруглых нишах установлены 24 композиции художника Ивана Лубенникова, представляющие из себя плоские аппликации, прикрепленные поверх мраморных плит отделки пилонов. Это будут стальные силуэтные элементы с травлеными изображениями горожан, деревьев, видов Бульварного кольца, а также его атрибутов: вазонов, памятников поэтам и т. д.

Из западного торца центрального зала станции будет осуществляться переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. В перспективе отсюда можно будет по эскалаторам подняться в подземный вестибюль, расположенный под Тургеневской площадью в самом начале пр. Академика Сахарова. Из восточного торца станции будет сооружен переход на станцию «Чистые пруды» Сокольнической линии.

Станция «Кунцевская-2» входит в состав строительства Строгинского участка Арбатско-Покровской линии. Существующая станция «Кунцевская» Филевской линии, представляющая собой открытую платформу островного типа, будет полностью реконструирована и включена в состав нового участка Арбатско-Покровской линии. Это позволит обеспечить пассажирам серьезное — более чем в полтора раза — сокращение времени поездки в центр города из Строгино, Крылатского и Кунцево.

Для этого на существующей станции предусмотрено создание современного пересадочного узла. В ходе реконструкции все существующие сооружения, устаревшие физически, технически и морально, разбираются, на их месте поэтапно, без остановки движения, возводятся новые. Наземный станционный комплекс обеспечит как пересадку пассажиров с Арбатско-Покровской линии на Филевскую, так и технологические потребности линий.

Сейчас завершается сооружение второй платформы станции «Кунцевская». Вестибюль новой станции — двухуровневый. Верхний кассовый зал размещен на уровне тротуара Рублевского шоссе и связан с каждой платформой трехмаршевой лестницей, более низкий уровень — пересадочный, соединен с каждой платформой двухмаршевой лестницей. Между собой уровни вестибюля связаны двумя одномаршевыми лестницами.

Колонны и перекрытия всех зданий комплекса выполнены в монолитном железобетоне, стены из пенобетонных блоков облицованы панелями из композитных материалов, фасадным алюминиевым профилем и натуральным камнем. Полы платформ настилаются плитами огнеобработанного и полированного гранита.

Станция «Строгино» входит в состав строительства Строгинского участка Арбатско-Покровской линии. Конструкция — односводчатая, мелкого заложения. Станция построена в самом центре одноименного района — в зоне массовой жилищной застройки. Сооружено два вестибюля, выходы из которых будут расположены по обе стороны Строгинского бульвара.

Платформа шире типовой на 2 м. Снежно-белый свод с углублениями-кессонами и вымощенные светло-серым гранитом полы еще больше визуально увеличивают объем станции. Светильники расположатся внутри кессонов, выполненных в виде гигантских капель.

В перспективе на станции появится кросс-платформенная пересадка на Калининскую линию — под Строгинским бульваром запроектированы две параллельно расположенные станции, с возможностью строительства в два этапа. На первом этапе будет построена станция Арбатско-Покровской линии, строительство второй отложено на перспективу.

— Какие планы выстроены на 2008 г. и ближайшую перспективу?

— 30 октября 2007 г. столичное правительство приняло принципиально важное постановление № 961-ПП «О плане метростроения в Москве на 2008–2010 гг.».

Документ декларирует планы столичных властей в отношении развития Московского метрополитена и предусматривает выделение необходимых для этого средств. Планы эти, надо сказать, весьма масштабны.

Продолжатся активные работы на Строгинско-Митинском участке Арбатско-Покровской линии. Промежуточная станция «Славянский бульвар» в районе развилки Кутузовского пр. и Старорублевского шоссе будет открыта на действующем участке в первом полугодии 2008 г. В 2009 г. Арбатско-Покровская линия продолжится в район Митино. После станции «Строгино» метро выйдет за пределы МКАД, и на территории Московской области будет сооружена станция «Мякининская» в Мякининской пойме Москвы-реки, рядом с новым административно-общественным центром Московской области и торговым комплексом «Крокус-Сити». В самом Митино будут построены три станции — «Волоколамская» (ввод в эксплуатацию — 2009 г.), «Митино» (2011 г.) и «Рождествено» (названия станций до их официального открытия — условные).

Не менее активно продолжится строительство и на II очереди центрального участка Люблинско-Дмитровской линии. На 2009 г. запланирован ввод в эксплуатацию станций «Достоевская» и «Марьина роща». Далее эта линия пойдет в северные районы города, к 2013 г. на Люблинско-Дмитровской линии должны быть построены еще 4 станции: «Шереметьевская», «Бутырский хутор», «Петровско-Разумовская-2» и «Лихоборы». В целом протяженность этого участка от «Марьиной рощи» до станции «Лихоборы» превысит 8 км, и в его составе планируется построить электродепо. «Петровско-Разумовская-2» станет пересадочной с одноименной станцией Серпуховско-Тимирязевской линии.

А на южном участке Люблинско-Дмитровской линии уже в 2010 г. намечено открытие сразу трех станций: «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово» (с пересадкой на Замоскворецкую линию).

Будут идти работы и на других линиях. В 2009 г. в составе Замоскворецкой линии будет открыта станция «Технопарк» (на действующем перегоне «Автозаводская» — «Коломенская»). На Калининской линии в 2010 г. планируется ввести в эксплуатацию станцию «Новокосино» — первую в этом районе Москвы. Это позволит существенно разгрузить соседнюю станцию «Новогиреево».

2011 г. ознаменуется вводом еще одной станции на Замоскворецкой линии — «Братеево».

Затем активизируется работа еще по двух важным направлениям. Таганско-Краснопресненская линия будет продолжена от станции «Выхино» в район Жулебино (2011 г.). Кроме того, на Солнцевской линии откроется участок от станции «Парк Победы» до «Олимпийской деревни». Тем самым, метро придет в районы Солнцево и Новопеределкино (2014 г.). В более отдаленной перспективе планируется реализовать проект по строительству второй кольцевой линии Московского метрополитена, а также продлить Калининскую линию от «Третьяковской» до «Москва-Сити». На этом участке будут построены станции «Кадашевская», «Остоженка» и «Смоленская». А на Кольцевой линии между станциями «Проспект Мира» и «Новослободская» появится новая станция — «Суворовская».

Помимо новых станций «План метростроения в Москве на 2008–2010 гг.» предусматривает развитие инфраструктуры столичного метрополитена, включая строительство электродепо и других необходимых сооружений, а также обеспечение энергоресурсами. В утвержденном плане обозначено также проектирование строительства дополнительных выходов со станций «Партизанская», «Парк Победы», «Бауманская» и «Комсомольская-кольцевая».

Еще одной немаловажной составляющей этого документа является выражение принципиальной позиции городских властей о необходимости финансирования строительства московского метро (учитывая его социальную значимость) в пропорции 50 на 50% из столичного и федерального бюджетов. Если это предложение будет принято на общегосударственном уровне, развитие столичного метрополитена получит мощнейший толчок.

Дата: 14.12.2007
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8 (65)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!