Российский нефтяной бизнес братьев Нобелей

1 стр. из 1

Трудно переоценить значение нефти в экономике современной России. В свою очередь, трудно переоценить роль в становлении этой отрасли в России семейства Нобелей, и Людвига Эммануиловича Нобеля (1831–1888) в особенности. Материалами об этих пионерах российской промышленной нефтедобычи и нефтепереработки мы открываем историческую рубрику «НГП».

Основатель петербургской династии Нобелей Эммануил Нобель (1801–1872), механик и частный предприниматель, потерпев крах на своей родине — в Швеции, приехал в1837 г. в Санкт-Петербург в поисках лучшей доли и привез с собою в Россию сотню морально устаревших своих и чужих изобретений: в чертежах и моделях, в том числе и образцы сухопутных и морских мин. Именно мины и заинтересовали представителей российского военного ведомства и лично Великого князя Михаила Павловича. На организацию минного производства Эммануил Нобелю было выделено 25000 руб. После успешного опытного взрыва на реке Охте в 1842-м российское правительство купило патент на мину. Это позволило Нобелю-старшему основать на Выборгской стороне «Механический колесный завод» с литейными мастерскими и перевезти из Стокгольма семью — жену Андриетту и троих сыновей: Роберта, Людвига и Альфреда (будущего изобретателя динамита и учредителя Нобелевской премии).

Благодаря военным заказам марка «Э. Нобель и сыновья» долгое время процветала и даже к 1865 г. вошла в десятку крупнейших российских производств. Людвиг Нобель, обладавший уникальными способностями в техническом деле, к 24 годам становится главным инженером в фирме отца, а в 29 лет — управляющим фирмой. Он расширяет производство: приобретает новые литейные цеха и ремонтные мастерские, переоборудовав их под производство снарядов, а в Выборге открывает производство сухопутных и морских пушек. Собственный завод у Сампсоньевского моста он назвал «Механический завод «Людвиг Нобель» (сейчас это завод «Русский дизель»).

Этот завод благодаря значительным прибылям позволил Людвигу Нобелю инвестировать средства в нефтяной бизнес.

Сверхприбыли американских нефтепромышленников не давали спать спокойно многим европейским и российским предпринимателям. Информация о них пробудила и у братьев Нобелей немалый интерес к этой перспективной, но находившейся в России того времени на зачаточной стадии развития отрасли. Для успешного развития этого нового дела у них было почти все необходимое: и деньги, и связи, и спрос, и самое главное — сырье, причем относительно доступное и в изобилии.

В 1873 г. на Кавказ приехал старший брат Роберт Эммануилович Нобель (1829–1896). Тогда как раз начался очередной кризис, и цена на пуд нефти упала с 45 до 2–3 коп. Роберт Нобель купил у Тифлисского общества маленький керосиновый заводик и несколько нефтеносных участков в Сабунчах общей площадью 8 десятин 614 кв. сажени. А в 1874-м в Баку приезжает Людвиг Нобель, который участвует в торгах по распределению малоразведанных нефтяных бакинских промыслов. Исход торгов решился в его пользу. Таким образом, было образовано «Товарищество братьев Нобелей», на посту президента которого Людвиг Нобель очень быстро стал первым российским мультимиллионером.

В апреле 1876 г. Робертом Нобелем были заложены первые две буровые скважины, работы на которых производились вручную, открытым буром и бурильным свободно падающим инструментом Фабиана с мантелем, с промывкою водой, на низкой бревенчатой вышке. При этом применялся ручной насос. Для обслуживания одной такой буровой установки требовалось 24 человека в смену: 16 — на инструменте и балансире и 8 — на насосе.

Людвиг Нобель прекрасный инженер, знаток организации промышленного производства энергично взялся за переустройство нефтяного дела. С июня 1877 г. бурение на нобелевских участках проводилось посредством паровых машин.

Нефть с промыслов до нефтеперерабатывающих заводов доставлялась на гужевых повозках — арбах в особых кожаных бурдюках. Одна арба за раз перевозила 25 пудов (чуть больше 400 кг) нефти. Десять тысяч аробщиков занимались этими перевозками. Доставка одного пуда нефти обходилась в 5 или даже 8 коп. В 1877 г. Людвиг Нобель предложил бакинским заводчикам сообща устроить нефтепровод от промыслов до заводов, но получил отказ. На следующий год «Товариществом братьев Нобелей» этот нефтепровод с паровым насосом был построен самостоятельно. Его длина была 9 км, диаметр труб — 3 дюйма, производительность 80 тыс. пудов (1300 т) в сутки.

С 1877 г. благодаря инициативе Нобелей перевозка по Волге осуществляется наливом. Но перевозить керосин в деревянных судах было опасно в пожарном отношении, кроме того, керосин легко просачивался через деревянный корпус судов, чем наносился урон водным угодьям. По проекту и чертежам Людвига Нобеля в 1877 г. в Швеции на судостроительном заводе Мотала был построен первый в мире паровой нефтеналивной танкер «Зороастр» емкостью 15 тыс. пудов керосина, длиною 184 фута, что соответствовало длине шлюзов Мариинской речной системы, шириною 27 футов, осадкой 9 футов. Машина отапливалась мазутом, т. е. фактически отходами керосинового производства. Ее мощность 290 л. с., ход 10 узлов. Керосин заливался в восемь цилиндрических емкостей. Позднее танкерную флотилию братьев Нобелей пополнили новые нефтевозы: «Будда», «Магомет», «Моисей», «Спиноза», «Дарвин», «Линней», «Норденшильд» и пр. Благодаря наливной перевозке пуд керосина для потребителей в Нижнем Новгороде сразу стал обходиться дешевле на 70–80 коп. Цена на керосин в течение пяти лет постепенно снизилась с 1 руб. 85 коп. за пуд (в 1877 г.) до 50 коп. за пуд (в 1882 г.).

Наливной способ перевозки позволил в короткое время обеспечить керосином и нефтью внутренние районы Российской Империи (всего перевозилось на 13 судах 10 млн пудов за навигацию).

Для хранения нефтепродуктов также потребовались нововведения. Хранилась прежде неф­тяная продукция в деревянных постоянно текущих бочках. Инженер Людвиг Нобель по собственному проекту создает специальные резервуары из клепаного железа. Утечка керосина из них была незначительной — менее 0,5%. С 1879 по 1882 гг. резервуарные парки были устроены во всех крупнейших городах России: Царицыне, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Харькове, Варшаве, Минске, Бердичеве и т. д.

Снабжение топливом необъятной России товариществом братьев Нобелей осуществлялось с большим размахом. Товариществу принадлежало 150 предприятий по сбыту продукции из нефти. Более того, Товарищество смогло убедить некоторые железные дороги (Курскую, Рязанскую, Вяземскую) постепенно переходить на нефть с угля.

В 1885 г. «Товарищество братьев Нобелей» произвело 15 млн пудов керосина, тогда как остальные российские нефтеперерабатывающие компании произвели лишь13 млн все вместе. В Баку, в районе Черный город, фирме Нобелей принадлежало 11 самостоятельных заводов: керосиновый, масляный, вискозиновый, бензиновый, парафиновый, два серно-кислотных, ангидридный, содовый, щелочной, механический. Помимо заводов в Баку фирма Нобелей имела заводы и нефтепромыслы в Грозненском районе, в Кубанской области, в Ферганской долине, Эмбенском районе, на острове Челекен.

В 1884 г. Людвиг Нобель предложил построить керосинопровод общего пользования от Баку до Батума, но проект не был одобрен административными сферами. Тем не менее Товарищество строит свой собственный 62-верстный керосинопровод через Сурамский перевал от Михайлова до Квирил. Успешный опыт перекачки керосина на большие расстояния все же дал толчок для строительства 800-верстного керосинопровода Баку — Батум. Таким образом, в конце XIX в. «Товарищество братьев Нобель» стало крупным европейским экспортером нефти и нефтепродуктов, потеснив с рынка даже «Стандарт-Ойл» Джона Рокфеллера.

Вклад Нобелей в развитие нефтяной промышленности в России был отмечен на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве, где «Товарищество братьев Нобель» получило высшую награду, а оригинальное устройство для сжигания нефтяного топлива конструкции Людвига Нобеля было удостоено бронзовой медали.

Еще в 1866 г. Людвиг Нобель стал учредителем Российского Технического общества. На протяжении многих лет он жертвовал тысячи рублей на научные исследования.

На Всероссийской выставке предметов освещения и отопления в 1888 г. в Санкт-Петербурге было выставлено 64 экспоната «Товарищества братьев Нобель»: от оригинальных буровых инструментов, высокопроизводительных насосов и сепараторов до чертежей танкера «Петролиа», который после смерти Людвига Нобеля 31 марта (12 апреля) 1888 г. в Ницце (как раз во время проведения этой выставки) был назван его именем.

В некрологах отмечалось, что хотя Нобель и числился шведским подданным, но всю жизнь провел в России и посвятил ей всю замечательную энергию и выдающиеся умственные способности». Похоронили Людвига Эммануиловича в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище.

30 июля 1888 г. на общем собрании пайщиков и акционеров «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» было принято решение в память о выдающемся предпринимателе и изобретателе учредить на средства Товарищества стипендий имени Людвига Нобеля в Горном и Технологическом институтах, в Ремесленном училище имени Цесаревича Николая, в Санкт-Петербургском Коммерческом и Первом реальном училище, в Бакинском реальном училище. Через год была утверждена медаль и премия за исследования в области науки и техники имени Людвига Нобиля. Ныне благодаря инициативе Академии культуры, меценатства и благотворительности премия Людвига Нобеля восстановлена.

Дата: 28.12.2007
Олег Дмитриев
"НефтьГазПромышленность" 8 (36)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!