Промышленное, коммерческое и транспортное строительство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

1 стр. из 1

Конференция с такой повесткой дня состоялась в Санкт-Петербурге впервые. В начале ноября в Николаевском дворце собрались представители строительных фирм, стройиндустрии и правительства города и области.

Решение провести конференцию было принято на заседании Союза строительных компаний («Союзпетрострой») 11 октября 2007 г. Необходимость эта диктовалась следующими факторами.

Во-первых, это выделение региону значительных денежных ресурсов для подъема важнейших отраслей экономики: промышленности, торговли, транспорта и логистики. Их развитие, естественно, должно происходить интенсивно, при техническом перевооружении и с применением инновационных технологий.

Во-вторых, многие строительные компании, ранее ориентировавшиеся в основном на жилищную сферу, стали проявлять больше внимания к промышленному и коммерческому строительству. Однако этот потенциал не задействован в полной мере руководством города и области.

И, наконец, в-третьих, необходимо было открыто проанализировать причины слабого участия питерских и областных компаний в освоении значительных инвестиций, поступающих из-за рубежа.

Вице-президент «Союзпетростроя» Л. Каплан, говоря о возросшем участии бизнес-сообществ в области материального производства, отметил: «Роль эта, к сожалению, еще недостаточна. Сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, большинство строительных компаний — частные, а ресурсы, особенно земельные участки и естественные монополии, находятся в руках органов власти, которые еще не отрешились от привычки всем командовать и управлять. Это, — подчеркнул Л. Каплан, — является одной из причин того системного кризиса, который переживает инвестиционно-строительная сфера вообще, а материального производства — в особенности».

Собственно, этот вывод в очередной раз был подтвержден на конференции. Позиции сторон (с одной стороны — представители власти, а с другой — предприниматели, руководители частных фирм) были обозначены уже не первый раз (как сейчас любят говорить, в режиме one-line), когда пришлось вести прямой открытый диалог.

От правительства Санкт-Петербурга в конференции приняли участие: первый зам. председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли С. Фивейский, начальник управления инвестиционных проектов Комитета по инвестициям и стратегическим проектам СПб И. Титов, председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Н. Асаул, начальник отдела сопровождения инвестиционных проектов Комитета по транспортно-транзитной политике М. Громов, зам. председателя Комитета по благоустройству и дорожному строительству А. Левакин, зам. председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга В. Полищук; от правительства Ленобласти — первый зам. председателя Комитета экономического развития С. Куклин.

Первыми выступили М. Громов и И. Титов. Их выступления мало чем отличались друг от друга. Оба, перечислив стратегические проекты города, о которых все давным-давно всё знают, провели основную мысль: «Выполнение стратегических инвестиционных проектов является для Санкт-Петербурга важнейшим направлением экономического развития. На это нацелены основные финансовые потоки и усилия многих предприятий строительной отрасли». Ситуации в промышленном, коммерческом и транспортном строительстве в Санкт-Петербурге и области их выступления особо не прояснили, хотя из зала неоднократно давали понять, что подобного рода информация на сегодняшний день, к сожалению, практически отсутствует. Представители бизнеса подчеркивали, что они нуждаются в получении данных о том, что предполагается делать в регионе, с кем и как нужно работать отечественным фирмам.

Вторая половина конференция была отдана «круглым столам»: «Промышленное и коммерческое строительство» и «Транспортное строительство». Здесь был показан опыт и обозначены проблемы строительства промышленных и коммерческих объектов в СПб и Ленобласти, состоялась также презентация крупнейших инвестиционных проектов и были рассмотрены вопросы их реализации.

Особый интерес у руководителей питерских строительных фирм вызвали выступления представителей иностранных государств, инвестирующих в экономику Санкт-Петербург. Впервые публично высказались: глава японского представительства «Джетро» Тэцуя Умэцу, представитель американской Торговой палаты, заместитель генерального директора по эксплуатации зданий и сооружений компании «Фоксконн Рус» С. Самойлов и представитель немецкого дома экономики, генеральный директор ООО «КНАУФ ГИПС КОЛПИНО» Ю. Михайлов. Они рассказали о своих проектах, раскрыли причины, по которым на объекты с иностранными инвестициями в качестве генподрядчиков, проектировщиков, строителей и поставщиков привлекаются, как правило, иностранные компании. Основных причин было три.

Первая. Петербургские компании не известны на Западе (т. е. не имеют соответствующего бренда). Поэтому инвесторы больше полагаются в основном на турецкие, финские и другие фирмы, хотя все эти работы и услуги могли бы выполнить и петербургские компании.

Вторая. Иностранные строительные компании строго укладываются в смету и даже не поднимают вопроса о ее перерасчете. А российские компании, ссылаясь на рост цен, как правило не укладываются в смету и требуют дополнительных ассигнований. Это вызывает скепсис у иностранных инвесторов.

Третья. Российские компании слабо владеют искусством подготовки тендерной документации для участия в торгах на подряды и получения банковских гарантий. Поэтому они в лучшем случае получают какие-то отдельные работы и услуги у иностранных генподрядчиков.

Комментарий. После конференции, в кулуарах, можно было услышать разные мнения, среди которых, были примерно и такие: все это надуманные причины. Городская администрация почему-то стесняется ставить твердое условие перед иностранными инвесторами: генеральный подрядчик, которого выбирает инвестор, к работам привлекает в основном питерских строителей, которые в свою очередь обязаны укладываться в смету, иначе их можно и заменить. Если все эти вопросы честно и открыто изложить в подписываемых документах, иностранцы поймут и пойдут навстречу…

Никто не спорит, что иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга играют важную роль, но слабое участие петербургских специалистов приводит к курьезам. Самый яркий пример — вторая сцена Мариинского театра. Кроме того, некоторые петербургские компании вынуждены работать за пределами Петербурга и с завистью смотреть на заморских работников.

Все эти и другие проблемы требуют безотлагательного решения совместными усилиями органов власти и бизнес-сообществ на основе «Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г.», утвержденной правительством города 27.07.2007 г.

Участники конференции, назвав основные проблемы, тормозящие развитие промышленного, коммерческого и транспортного строительства, приняли меморандум.

Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга В. Полищук в своем выступлении, правда, заявил: «Сколько меморандумов не принимают петербургские строители, все они не выполняются…».

Однако, капля камень точит…

Дата: 28.11.2007
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 11 (105)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!