|
|||||
1 стр. из 1 «Великое переселение: перенос промышленных предприятий города» — такой была тема конференции, проведенной газетой «Деловой Петербург» при содействии Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга. Она собрала многочисленную аудиторию руководителей предприятий и бизнес-структур, стоящих перед необходимостью сменить адрес. В соответствии с намеченными планами процесс выноса промышленных предприятий из центра города рассчитан на 15 лет. — Насильственного вывода предприятий быть не может, для этого надо создавать градостроительные и экономические условия, — с этих успокоительных слов начал свой доклад на конференции председатель Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга Александр Викторов. — В рамках Генплана нами намечено большое количество новых промышленных территорий и логистических зон для размещения как новых предприятий, так и тех, которые сейчас находятся в центре города. На Выборгской, Свердловской, Арсенальной, Малоохтинской и Синопской набережных расположены предприятия, построенные в конце XIX — начале XX вв. И бывшие в то время сильнейшими. Сейчас они оказались в самом центре города, на самых престижных и дорогих территориях, которые могут быть использованы под более выгодные, с точки зрения налогообложения, экономические функции. Да и для самих предприятий из-за их нахождения в центре возникает множество проблем, связанных как с обеспечением производства и доставкой сырья, так и вывозом готовой продукции. Технологический транспорт не должен наводнять центральные улицы. А ведь еще в 1987 г., до запрещения в городе лесопереработки, в Питер заезжали даже лесовозы. И сейчас в центре еще есть такие предприятия, которые никак не могут там оставаться. В городе можно развивать наукоемкие производства, создавать новые рабочие места. В течение этого года мы готовили поправки в Генеральный план. Они в значительной степени касались изменения функционального назначения территорий, ныне занимаемых промышленными предприятиями. Причем во многих случаях мы согласились с предложениями самих предприятий по изменению промышленных зон в основном на зоны деловые, где возможно и строительство жилья. На Невском проспекте у нас нет исключительно жилых и исключительно деловых зон, они все смешанные. Центральная часть города и прилегающие к ней районы, естественно, многофункциональны. Что касается площадей для девелопмента, то мы создали в Шушарах промышленно-логистический комплекс. Мы разместили новую промышленную зону на пересечении Кольцевой автодороги и Западного скоростного диаметра, и там уже строятся заводы. Сейчас разрабатывается планировка зоны Предпортовая, севернее аэропорта «Пулково». Идет работа по созданию Центра инновационных технологий в Невском районе. Есть и другие проекты, которые уже реализуются. Начинаем работу по подготовке территорий для нанотехнологий, которые не требуют больших площадей. Вывод предприятий из центра города освобождает огромные территориальные резервы. Возьмем для примера Обводный канал, который сегодня представляет собой грязную промышленную территорию. На самом деле, с географической точки зрения, это центр города. От Обводного канала пешком можно дойти до Адмиралтейства. Так что у нас есть огромный территориальный резерв для развития и жилых, и деловых зон, и бизнеса, и чистой промышленности. Для этого сейчас мы готовим обход для грузового транспорта параллельно Обводному каналу, вдоль железнодорожного хода. Цель — убрать с набережной Обводного канала весь грузовой транспорт, оставив там только легковой и общественный. Сейчас полным ходом идет реконструкция «американских» мостов, строятся практически новые мосты через Обводный канал. И территория начнет преображаться. Приятная «метаморфоза» уже произошла с территорией возле Митрофаньевского шоссе, которая активнейшим образом застраивается. А поскольку это шоссе снизит часть нагрузки с Московского проспекта, то и на этой магистрали появятся новые застройщики. Подводя итог своему выступлению, Александр Викторов подчеркнул, что основные резервы для нового развития территорий — это набережные Невы и зона Обводного канала. Докладчику были заданы вопросы из зала. — Если предприятие находилось в зоне общественной застройки, а после изменения генплана зона стала общественно-деловой, то предприятие обязано переехать? — Здесь ответ ясный и понятный, и мы не раз озвучивали его на заседаниях комиссий, куда открыт вход всем желающим. При изменении функционального назначения территории мы, естественно, прекращаем развитие предприятия в той функции, в которой оно существует. Мы не говорим, что предприятие должно немедленно выехать с занимаемой территории, но если руководство обратится в наш Комитет за разрешением на какое-то новое промышленное строительство на этом месте, то, естественно, оно его не получит. Но при этом предприятие как юридическое лицо вправе заниматься подготовкой территории под иную функцию. Многие предприятия, находящиеся в центральной части города, сами подали заявку на изменение функционального назначения территории. — Каковы самые ближайшие планы по развитию Синопской набережной? — Мы не рассматриваем только одну набережную, это целый квартал. В основном у этой территории будет общественно-деловая функция. Сейчас ряд предприятий находятся в процессе выкупа, и тогда инвесторы будут заниматься их перепрофилированием. Многие предприятия делают это самостоятельно. — Каковы перспективы развития юго-западной части города? — Часть предприятий там желают изменить функциональное назначение. В этой части города находятся основные наши судостроительные заводы: «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи» и Балтийский завод. Мы их рассматриваем только в комплексе. Судостроительная отрасль важна для города. В целом юго-западная часть Васильевского острова имеет тенденцию к изменению функции на девелопмент. — Когда речь идет о переселении промышленных предприятий, возникает вопрос: куда переселять? Те меры, которые принимаются городом, совершенно недостаточны. То есть речь просто идет о ликвидации промышленных предприятий. Может быть, есть предприятия, которые готовы переехать, но возникают вопросы с энергетическим обеспечением, с коммуникациями. Если этого нет, то уменьшение в 10 раз земельного налогообложения на периферии по сравнению с центром города совершенно неадекватно тем инвестициям, которые потребуется вложить в строительство нового предприятия. Соответственно, возникает вопрос: либо ты переселяешься, либо самоликвидируешься. — Готовится планировка территорий, в составе которой разработаны все вопросы энергообеспечения на основании технических условий предприятий, которые могут быть там размещены. После утверждения территориально-планировочной документации все территории предоставляются через торги. С докладом на конференции выступил также начальник управления промышленных инвестиций Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли правительства Санкт-Петербурга Алексей Сорокин: — Промышленность играет ведущую роль в экономике Санкт-Петербурга и дает более четверти валового регионального продукта и более трети налоговых поступлений в городской бюджет. В промышленности занята четвертая часть населения города. Поэтому очень важной задачей для правительства города является обеспечение промышленных предприятий территориальными и инженерными ресурсами, а также сохранение существующих предприятий как хозяйствующих субъектов, пусть даже с переносом их на окраины города. Именно поэтому Комитет экономического развития старается аккуратно подходить к тем предприятиям, территории которых стоят в плане на перепрофилирование с производственных зон на иные. Мы регулярно проводим встречи с руководством предприятий, интересуемся их планами и сроками, которые им необходимы чтобы перебазироваться, и в зависимости от этого строим совместно долгосрочные планы. Город должен обеспечить как выезжающие из центра города предприятия, так и вновь создаваемые, подготовленными в инженерном отношении территориями, по которым есть вся градостроительная документация. За последние три года подготовлено порядка 80 га. Это не только свободные территории, но и промышленные зоны, отчасти уже функционирующие. В этом году на инженерную подготовку территорий и на разработку градостроительной документации из городского бюджета потрачено 300 млн. руб., на следующий год запланировано 350–400 млн. руб. С каждым годом эти расходы, видимо, будут увеличиваться, потому что по мере готовности градостроительной документации мы будем наращивать объемы инженерной подготовки территорий. Надо сказать, что существуют хорошие примеры того, как выехавшие из центра города предприятия хозяйствуют на новой территории. Еще в 2005 г. с Петроградской набережной перебазировалась в нежилую зону Северо-западная Первая мебельная фабрика. Сейчас она расширяется, и будет строить там же вторую очередь. Есть планы у «Петмола», который с Московского проспекта переедет в нежилую зону «Парнас». Несколько десятков предприятий тоже вступают в процесс по перебазированию, но подходят к этому очень осторожно. Основной причиной, которая их сдерживает, является ожидание, когда имеющееся оборудование полностью отслужит свой срок. За несколько лет до того, как это произойдет, они намерены начинать новые инвестиционные проекты в производственных зонах. И не раньше. На это требуется время — кому год-два, а кому и десять лет. Еще раз повторю: мы заинтересованы в прекращении работы промышленных предприятий в центре города в случае максимально возможного переноса их производственной деятельности на периферию и готовим большие резервы территорий в промзонах. Их хватит на весь период, предусмотренный Генпланом. По всем вопросам, которые возникают у руководителей предприятий, они могут обращаться в наш комитет, который является ответственным органом исполнительной власти за промышленную политику и за перебазирование промышленных предприятий. Можно также обращаться в наше подведомственное государственное учреждение — Городское агентство по промышленным инвестициям, которое занимается подготовкой документации для предоставления территорий и сопровождением инвестиционных производственных проектов. Обеспечение промышленных зон необходимой инфраструктурой — это один из важнейших вопросов, который волновал участников конференции. С большим интересом они слушали выступление начальника отдела технической экспертизы и регистрации технических условий Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга Владимира Рогова: — Сейчас разрабатывается генеральная схема электро-, газо- и водоснабжения, утверждена в установленном порядке генеральная схема теплоснабжения, совместно с предприятиями города нами подготовлены адресные инвестиционные программы. Это прежде всего наши программы, реализуемые за счет городского бюджета. Откорректированы и программы предприятий на 2007–2008 гг. Подготовлен проект адресной инвестиционной программы на 2008–2010 гг. Цель разработки этих документов — определиться, что нужно делать в плане развития систем инженерного обеспечения, в какие сроки и кто будет за это платить. Развитие инженерных систем должно обеспечить растущие потребности Санкт-Петербурга, перспективу его развития и функционирование промышленных зон, в том числе и тех, в которые планируется вывод предприятий из центра города. Мы учитываем увеличение нагрузок, руководствуясь данными Генерального плана города, тесно взаимодействуем с Комитетом по строительству, Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, а также с Комитетом по стратегическим проектам правительства Санкт-Петербурга. Первоочередному развитию подлежат Шушары, Металлострой, Конная Лахта, Предпортовая. На севере города предусмотрено развитие Северной водопроводной станции, строительство соответствующей водопроводной и канализационной сетей, развитие теплоисточников, систем водоснабжения. Однако наиболее остро стоит проблема электроснабжения. В соответствии с Соглашением Санкт-Петербурга с РАО «ЕЭС России» и программой Комитета по энергетике на территории города за счет средств различного происхождения сейчас в стадии строительства находятся 12 подстанций. В юго-западной части города, в Петродворце и Шушарах, строятся за счет городского бюджета подстанции. В северо-западной части города в этом году будет введена в строй подстанция «Лахта». Реализация долгосрочных проектов с разными сроками ввода, вплоть до 2012 г., будет возможна после ввода в строй головных энергоисточников. Поэтому очень важным является сопряжение планов по развитию и перебазированию предприятий с нашими программами. Нам хотелось бы иметь предварительную информацию о темпах развития предприятий, чтобы планомерно вести работы и в срок обес- Дата: 28.11.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 11 (105)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||