|
|||||
1 стр. из 1 С появлением в нашей стране национальной программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должны быть определены критерии степени комфортности. Для этого во всех странах СНГ был принят ГОСТ 30494-98 «Здания жилые и административные. Параметры микроклимата в помещениях». Если к микроклимату прибавить бесперебойное обеспечение водой, электроэнергией и газом, по определенным нормативам все это должно составить необходимый минимум жизнеобеспечения граждан. Термин «услуги» в этом случае как-то неуместен. Стоит согласиться с тем, что без гарантированного минимума жизнеобеспечения в жилом помещении не только о комфорте, но и о конституционном праве человека на жизнь, особенно в холодную и длительную зиму, говорить не приходится. Микроклимат и энергоэффективность Как обеспечить микроклимат при минимальных потерях тепловой энергии? Результаты обследований зданий различного времени застройки показали наличие двух различных причин появления дискомфорта в помещениях, связанного с дефектами теплоизоляции ограждающих конструкций (ОК) здания, т. е. его теплозащиты. Первая из них — это пониженное против нормы приведенное сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций здания. Такие здания наносят ущерб как отдельным гражданам, так и обществу в целом, так как теплопотери через ОК здания растут обратно пропорционально сопротивлению теплопередаче. Вторая — наличие скрытых дефектов теплоизоляции ОК, которые, возможно, не представляют существенной опасности в отношении теплосбережения, но владельцу помещения могут нанести существенный вред. Такие дефекты легко обнаружить тепловизионным методом и, если возможно, исправить до ввода дома в эксплуатацию. Нередко случается, что приобретенная за полноценную стоимость недвижимость оказывается непригодной для нормальной эксплуатации. ЧТО ТАКОЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ? Энергоэффективность определяется несколькими факторами, но прежде всего величиной сверхнормативных теплопотерь через ОК, т. е. зависит от качества теплозащиты здания. Эта важнейшая эксплуатационная характеристика может быть определена в соответствии со значениями основных теплотехнических и теплоэнергетических показателей. Эти показатели рассчитываются на этапе проектирования и должны быть занесены в теплоэнергетический паспорт. По окончании строительства должно быть проведено натурное обследование здания в соответствии с Комплексной методикой контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций здания с нормируемым микроклиматом в помещениях, утвержденной Госстроем и Главгосэнергонадзором РФ в 2002 г. Полученные на этом этапе фактические значения основных теплотехнических и теплоэнергетических показателей заносятся также в теплоэнергетический паспорт. Таким образом, покупатель строительной недвижимости и органы государственного контроля могут проверить соответствие фактической теплозащиты и энергоэффективности здания проектным и нормативным значениям. Как показывает практика, при возведении современных зданий, от многоэтажных «небоскребов» до коттеджей, застройщики, стремясь к росту прибыли, позволяют себе допускать снижение теплозащиты зданий и всячески лоббируют отмену документов, устанавливающих нормы по теплозащите и энергоэффективности. Тенденция строительства отапливаемых зданий с низкой теплозащитой появилась в нашей стране во времена массовых застроек. Но тогда это явление имело определенные оправдания. Дальнейшее следование по этому пути привело к негативным последствиям. В частности, в России на нужды отопления затрачивается в 3–4 раза больше невосполнимых теплоэнергетических ресурсов, чем в странах со схожим с нами климатом. При этом значительное количество тепловой энергии расходуется на отопление окружающей атмосферы из-за низкой энергоэффективности всей системы отопления. Проблема энергоэффективности в секторе ЖКХ и строительстве В начале 90-х гг. появилось понимание, что расточительство теплоэнергетических ресурсов нецелесообразно, так как запасы их ограничены, а стоимость неуклонно растет. Был принят Закон РФ «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 3.04.96. Изменены нормативные требования к теплотехническим показателям ограждающих конструкций здания. Институтом строительной физики РААСН в Москве были разработаны новые, научно обоснованные, нормы по теплозащите зданий и их энергоэффективности. Кроме того, тем же институтом была показана целесообразность введения Территориальных строительных норм (ТСН) с целью учета многообразия наших климатических условий. К 2002 г. в строительстве сложилась стройная система законов и нормативных документов, которая должна была обеспечить сбережение невосполнимых теплоэнергетических ресурсов страны при гарантированном теплообеспечении отапливаемых зданий. Микроклимат в помещениях должен был определяться в соответствии с ГОСТ 30494-98, тем самым исключая произвол теплоснабжающих организаций и служб ЖКХ. Закон РФ «Об энергосбережении» должен был эффективно влиять на сбережение ресурсов, тем временем закон РФ «О защите прав потребителей» с помощью ГОСТа 30494-98 гарантировал людям соблюдение комфортности пребывания в течение длительного времени в нормально отапливаемых помещениях. Запасы энергоресурсов Приступая к реализации замыслов «национальной программы», правительство страны и в частности Санкт-Петербурга определило огромные масштабы жилищного строительства. Возникает вопрос, достаточно ли внимательно и профессионально относятся руководители как федерального, так и местного уровня, планируя это строительство. Каковы потенциальные возможностям жизнеобеспечения граждан как в больших городах, так и в любых населенных пунктах? Следует учитывать и то обстоятельство, что теплоснабжение и другие виды жизнеобеспечения реализуются у нас в большинстве случаев централизованно. Обеспечены ли в полной мере и на длительный период как новая застройка, так и та, которая уже есть, всеми необходимыми природными и невосполнимыми теплоэнергетическими ресурсами, которые потребуются на длительную перспективу? Проще говоря, прежде чем строить «квадратные метры жилья», следует тщательно просчитать необходимое количество гигакалорий и мегаватт, требующихся для жизнеобеспечения людей на длительные сроки. Энерго- и ресурсосбережение — основные компоненты преодоления энергетических кризисов Приступая к анализу тепло- и энергообеспечения зданий, предназначенных для длительного пребывания людей, прежде всего следует обратить внимание на проблемы энергосбережения и энергоэффективности в строительстве и секторе ЖКХ. В настоящее время энерго- и ресурсосбережение выведены Законом РФ «О техническом регулировании» за рамки обязательных требований в нарушение статьи 4 Закона РФ «Об энергосбережении» Закон РФ «О техническом регулировании» не только нарушает действующий Закон РФ «Об энергосбережении», фактически отменяя контроль государства над разумным и экономным расходованием природных и невосполнимых теплоэнергетических ресурсов, но также нарушает действующий Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2-ФЗ от 09.01.96. Отмена обязательного выполнения основных СНиПов и ГОСТов выводит требования по теплозащите и энергоэффективности за рамки обязательных и отдает их на усмотрения застройщиков. Последние давно добиваются сокращения расходов, связанных с теплозащитой, с целью увеличения своих прибылей, что, в свою очередь, принесет огромный ущерб как будущим владельцам строительной недвижимости, так и всей стране. В зданиях с низкой теплозащитой придется расходовать больше тепловой энергии преимущественно за счет электрообогревателей. Владельцы строительной недвижимости будут оплачивать дополнительное тепло, необходимое для компенсации теплопотерь и поддержания нормального температурного режима в помещениях. Таким образом, увеличится общее потребление энергии, расходуемой на отопление, что приведет к увеличению расхода невосполнимых теплоэнергоресурсов, а в результате стране и гражданам будет нанесен ущерб как экономический, так и экологический, не говоря о реальной угрозе наступления энергетического кризиса в стране. Наращивание строительства: небоскребы вместо пятиэтажек Декларируя национальную программу «Доступное и комфортное жилье…», правительство страны определило огромные объемы строительства жилых зданий. Возникает сомнение: достаточно ли в каждом регионе и даже отдельном населенном пункте запасов природных и теплоэнергетических ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения людей, которые будут жить в этих миллионах квадратных метров. Везде ли квалифицированно просчитан и научно обоснован баланс между тем, что есть, и тем, сколько потребуется? Не должно случиться так, что пятиэтажки снесли, небоскребы построили, а тепла, воды и электричества не хватает. Модели такой ситуации «гуляют» по стране. В Санкт-Петербурге не малое количество вновь построенных зданий подключено на временное обслуживание. Не следует забывать, что кухни в таких зданиях оборудованы электроплитами. Энергодефицит уже налицо Сегодня ряд городов, в том числе Москва и Санкт-Петербург, являются энергодефицитными. В столице этой проблеме уделяется большое внимание. Москва поняла, что в первую очередь с энергодефицитом можно справиться путем внедрения «энергосберегающего мышления» на всех уровнях управления сектором ЖКХ, а также и потребителя. Необходима разработка соответствующего нормативного обеспечения и национальной программы, направленной на энергосбережение и энергетическую безопасность. С отменой нормирования энергозатрат в строительстве и секторе ЖКХ, а также передачей определения энергоэффективности отапливаемых зданий на усмотрение застройщика энергопотери в стране возрастут во много раз с повышением высотности зданий и небрежным отношением к теплозащите! Без вразумительной энергетической политики гигантомания в строительстве может привести страну на грань энергетической катастрофы. Локальные примеры таких энергетических кризисов с начала перестройки периодически случаются в отдельных регионах страны. Стоит вспомнить энергетический кризис на Камчатке и Дальнем Востоке, системную аварию летом 2005 г. в Москве и многое другое. При наступающем энергодефиците в стране, в частности в больших городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, энергоэффективность отапливаемых зданий и энергосбережение во всех отраслях народного хозяйства, связанных с потреблением энергии, должны быть поставлены под самый жесткий контроль государства. Для этого должны быть разработаны налоговые, тарифные и технические механизмы, которые сделали бы энергосбережение как в строительстве и ЖКХ, так и в других хозяйственных отраслях, привлекательными по всей цепи энергопотребления. А также привлекали внимание энергоснабжающих организаций к использованию восполнимых энергетических источников. Следует понять, что жизнеобеспечение граждан не менее важно, чем оборона страны. Поэтому проблемы энергосбережения и энергоэффективности в строительстве и секторе ЖКХ нельзя игнорировать, необходимо их решать как можно скорее, эффективнее и профессиональнее. Дата: 28.11.2007 Д. С. Петров, Э.C. Василевская "Петербургский строительный рынок" 11 (105)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||