Сертификация — пропуск на рынок ЖКХ

1 стр. из 1

1 и 2 ноября в жилищном комитете правительства Санкт-Петербурга состоялось IV Всероссийское совещание органов по сертификации системы «Росжилкоммунсертификация».

Мероприятие было проведено исполнительным органом системы «Росжилкоммунсертификация» совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации и Объединением работодателей жилищно-коммунальных организаций Санкт-Петербурга при участии администрации города. Более 100 участников из 38 регионов России обсудили вопросы, связанные с функционированием системы «Росжилкоммунсертификация», проблемы модернизации ЖКХ, способы повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Специалисты оценили совещание как событие огромной важности для всей российской жилищно-коммунальной отрасли.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Пожалуй, ни одна из реформ последних лет не имеет такого социального значения, как реформа ЖКХ: она касается каждого жителя нашей огромной страны. Стабильное функционирование жилищно-коммунального комплекса возможно только при условии, что все процессы в этой области будут в руках и под контролем профессионалов. Сейчас, когда происходит переход от административных механизмов управления ЖКХ к рыночным, необходимы регламенты всех видов хозяйственной деятельности, в том числе в области управления объектами недвижимости и всей инфраструктурой. «Ключевое направление реформирования ЖКХ — осуществление сертификации всех видов услуг, — подчеркнул на совещании профессор Л. Н. Чернышов, заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ ТПП России. — Для нас иного инструмента защиты от некачественных услуг нет». Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий» С. Н. Агапитов сказал, что с приходом частного бизнеса на рынок ЖКХ этот рынок заинтересован в проведении сертификации. «Сертификация должна стать пропуском на этот рынок, — сказал он. — Система сертификации созрела социально и политически. Это актуально как для власти, так и для коммерческих структур».

Стандарты, регламентирующие качество жилищно-коммунальных услуг, должны быть понятны всем участникам рынка — собственникам, арендаторам, управляющим компаниям. Как сказал на совещании Ю. Х. Лукманов, председатель жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга, через несколько лет ни один участник рынка коммунальных услуг не захочет иметь дело с компанией, не имеющей необходимой сертификации. Он подчеркнул: « Сертификация — это обязательная процедура в процессе становления реформы ЖКХ. Ее должны иметь все организации, участвующие в обслуживании домов».

«РОСЖИЛКОММУН-СЕРТИФИКАЦИЯ»

Госстрой России инициировал создание самой крупной системы добровольной сертификации — «Росжилкоммунсертификация». Генеральный директор исполнительного органа системы А. Д. Кочегаров выступил на совещании с докладом «Итоги. Задачи. Перспективы развития системы».

Докладчик перечислил проблемы, препятствующие развитию отрасли: технические — износ основных фондов, энергоемкие технологии, низкий уровень автоматизации; финансово-экономические — неэффективная работа хозяйствующих субъектов, неадекватная тарифная политика, низкая инвестиционная привлекательность; институциональные — отсутствие настоящей конкуренции, стандартов, критериев и процедур отбора управляющих организаций; управленческие и кадровые — отсутствие четкого функционирования предприятий ЖКХ на основе описания бизнес-процессов, а также стандартов подготовки и систем оценки уровня квалификации персонала.

В связи с этим можно сформулировать и предназначение системы сертификации:
— развитие добросовестного предпринимательства и конкуренции, повышение качества и безопасности оказываемых ремонтно-строительных и жилищно-коммунальных работ и услуг, защита прав и интересов граждан в условиях действующего законодательства и возможностей системы;
— содействие реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» путем эффективного выполнения производственных и инвестиционных программ предприятий отрасли в соответствии с положениями ФЗ-185;
— содействие улучшению качества жизни (термин ЮНЕСКО) граждан России.

На достижение высокого качества жизни россиян существенно влияют услуги жилищно-коммунального хозяйства. Это может быть достигнуто эффективной эксплуатацией и устойчивым развитием ЖКХ, а также его экологической безопасности на основе внедрения стандартов ИСО.

А. Д. Кочегаров подчеркнул, что особая роль в системе отводится экспертам, работающим в составе органов сертификации. Они сертифицируют персонал и услуги в сфере ЖКХ, реализуют разработки научно-методического совета, способствуют внедрению стандартов системы во всех регионах России. В связи с этим, по словам докладчика, надо развивать партнерство на региональном уровне.

ПЕРВЫЙ ОБЪЕКТ СЕРТИФИКАЦИИ — ПЕРСОНАЛ

Один из стандартов системы «Росжилкоммунсертификация» — «Сертификация услуг по управлению многоквартирными домами». Многоквартирный дом (МКД) — сложное инженерное сооружение, и чтобы управлять им, необходимы специалисты с фундаментальными знаниями в сфере управления недвижимостью, а также обученный персонал. Подготовке кадров уделяется огромное значение. Обязательным условием сертификации услуг по управлению МКД является наличие у заявителя специалистов, работающих на постоянной основе (штатных сотрудников), имеющих удостоверение (свидетельство) государственного образца о краткосрочном повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке по программе «Управление многоквартирными домами» (либо по иной программе на эту тему) в объеме не менее 72 часов.

Чтобы не допускать в область ЖКХ непрофессионалов и недобросовестных предпринимателей, обезопасив т. о. население от всякого рода негативных последствий, выработаны определенные критерии.

В частности, заявитель должен иметь: опыт деятельности по предоставлению коммунальных услуг или по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; срок деятельности — не менее одного года, в том числе с момента реорганизации; годовые отчеты о результатах деятельности за прошедший год; план деятельности на текущий год по управлению МКД; положительную динамику снижения количества жалоб от собственников помещений и арендаторов (по сравнению с предыдущим годом).

А. Д. Василевский, председатель ЦК профсоюза жизнеобеспечения, в своем докладе «О социальных аспектах развития системы сертификации в сфере ЖКХ» заметил: «Наша отрасль социально значима, а в нее приходят непрофессионалы. Они умеют управлять финансовыми потоками, но этого мало. В Москве ежемесячно возбуждается от 10 до 12 уголовных дел против управляющих компаний в сфере ЖКХ. Переход от административного управления к рыночному надо проводить осторожно. Частник должен быть под жесточайшим контролем государства». Он также напомнил, какие трудности переживают зимой жители Камчатки, Сахалина, Дальнего Востока и других регионов России из-за отсутствия подготовленных кадров в ЖКХ и специалистов по управлению недвижимостью. По его мнению, реформы в ЖКХ должны базироваться на трех составляющих: экономически обоснованных тарифах, наведении порядка (необходима инвентаризация хозяйства), подготовке, обучении и переподготовке кадров.

САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЖКХ

14 ноября Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопрект о саморегулируемых организациях (СРО) в России. Документ регламентирует принципы создания и работы всех саморегулируемых организаций в стране, в том числе и в сфере управления МКД.

В материалах прошедшего IV Всероссийского совещания органов по сертификации сказано: «Основным принципиальным моментом перехода к саморегулированию в сфере управления многоквартирными домами представляется ориентация на последовательность становления указанного института саморегулирования в комплексе жилищно-коммунального хозяйства России. Это выражается в том, что из известных моделей саморегулирования за основу принята модель совместно государственного и общественно-профессионального сорегулирования. Сохранение за государством важнейших регулятивных и надзорных функций в сочетании с дополнительными механизмами саморегулирования (такими, как профессиональное и объективное регулирование допуска на рынок соответствующих услуг, принятие саморегулируемыми организациями на себя дополнительной ответственности перед потребителями услуг, создание системы государственных гарантий, механизмов внутренних нормативных и правовых средств урегулирования конфликтных ситуаций) гарантирует последовательность и контролируемость перехода комплекса ЖКХ к саморегулированию.

Для эффективного перехода к новой модели регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами необходимо создание соответствующих правовых оснований, прежде всего принятие поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации, которые определили бы правовые основы саморегулирования в данной сфере и создали возможности последующего распространения данной модели управления на комплекс ЖКХ в целом».

Дата: 28.11.2007
Татьяна Малахова
"Петербургский строительный рынок" 11 (105)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!