«Дусманн» нам уже не поможет

1 стр. из 1

Эксперимент с немецкой компанией «Питер Дусманн», которой два года назад город передал в управление несколько десятков жилых домов в Адмиралтейском районе Петербурга, похоже, закончился ничем. Хотя отрицательный результат — тоже результат.

Эксперимент с убытками

Компания объявила о своем намерении уйти с петербургского рынка жилищно-коммунального хозяйства, а также из Фрунзенского района, где у нее также были свои интересы. Речь пойдет о расторжении договоров с собственниками жилья и причинах возникшей ситуации.

Директор международных отношений компании «Питер Дусманн» Херберт Эггерт, поддержав намерение выработать согласованную программу вывода компании с петербургского рынка, подчеркнул, что все действия фирмы будут строиться по российскому законодательству. Стороны договорились о формировании комиссии по ликвидации компании. В нее войдут представители администраций районов, компании «Питер Дусманн» и жилищного комитета. Основная задача комиссии — составление детального плана по передаче жилищного фонда и проведение окончательной финансовой сверки.

Решено, что в январе 2008 г. для 138 жилых домов, которыми управляла компания «Питер Дусманн», выберут новую управляющую компанию. По словам главы Адмиралтейского района Константина Шмелева, в настоящее время паспорта всех этих домов готовы и приняты администрацией Санкт-Петербурга. Подписаны и договоры с генерирующими компаниями — ГУП «ТЭК», ОАО «ТГК-1» и другими.

А пока жилые здания находятся во временном управлении Жилкомсервиса №1. Возможно, по итогам конкурса Жилкомсервис №1 (акционерное общество со 100% акций государства) так и останется управляющей компанией.

Эксперимент закончился убытками для государства. ГУЖА Адмиралтейского района выдвинуло компании «Питер Дусманн» претензию в размере 31 млн. руб. и направило соответствующее исковое заявление в Арбитражный суд.

Урок для комитета, урок для администрации

Глава жилищного комитета Юнис Лукманов говорит, что чувствует ответственность за провал деятельности компании «Питер Дусманн» на рынке ЖКХ Петербурга. Однако, по его словам, такая же ответственность лежит и на нынешнем главе администрации Адмиралтейского района — К. Шмелеве. Глава жилищного ведомства говорит, что еще два года назад просил провести аудит компании и обратить внимание на деятельность ее руководства, не имеющего соответствующего опыта хозяйствования.

История с компанией «Питер Дусманн» стала, по словам Лукманова, уроком и для жилищного комитета, и для районной администрации. Компания потерпела неудачу не потому, что иностранная, а потому, что жилищная сфера, по словам Лукманова, очень непростая. Сказывается все-таки российская специфика. Лукманов упрекает компанию в неумении сотрудников компании работать с жителями своего квартала и даже коллегами по работе. Тем не менее, по словам главы жилищного ведомства, город не отказывается от сотрудничества с иностранными компании на рынке жилья. Напротив, их присутствие здесь приветствуется, так как работа иностранцев — это новый вектор в решении проблем жилищно-коммунального хозяйства города, который во всех сферах своей жизни стремится к европейским стандартам. С начала года в Петербурге уже работает литовская компания «Сити-сервис», которая сначала купила ОАО «Ремонтно-строительное предприятие» в Красногвардейском районе, а потом, после конкурсных процедур, начала обслуживать дома и в других районах города. Не хотелось бы, чтобы она повторила судьбу компании «Питер Дусманн».

15% оборота за клевету

Напомним, обслуживание части жилищного фонда Адмиралтейского района было передано ООО «Питер Дусманн» в 2004 г. на безконкурсной основе. Эксперимент по управлению жилищным фондом поддержало руководство. Адмиралтейским районом в то время руководил Юнис Лукманов, который затем пересел в кресло главы жилищного комитета. Поддержала эксперимент и губернатор города Валентина Матвиенко.

Кстати, в назначении Ю. Лукманова главой жилищного ведомства сыграл и его яркий образ в глазах руководства города как человека, положительно зарекомендовавшего себя в реформировании жилкомхоза. Валентина Матвиенко, представляя его членам городского правительства, сказала, что Ю. Лукманов «много сделал в районе в рамках жилищно-коммунальной реформы по привлечению инвесторов в ЖКХ, внедрению новаций. И он продолжит дело реформирования жилищной системы во всем городе». Это, конечно, с ее легкой руки и в обход всяких правил компании дали исключение и позволили сходу войти в управление жилищным фондом. Скорее всего, сыграло роль и преклонение перед заграницей: раз немецкое — значит отличное… в том числе и в организации дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Тем более, что своего опыта работы частника на коммунальном рынке не было. Голоса скептиков утонули в общем оптимистическом хоре: немцы нам помогут. Не помогли. Получилось прямо как в присказке: что русскому хорошо, то немцу — … Помочь себе, наверное, можем только мы сами. Правда, если очень захотим. А вот с этим у нас всегда главная загвоздка.

В начале эксперимента компания «Питер Дусманн» даже обиделась на журналистов за то, что, по ее мнению, средства массовой информации не слишком объективно освещают деятельность реформаторов по управлению домами в Адмиралтейском районе. Вместо того, чтобы описывать достижения компании на ниве улучшения жилищно-коммунального хозяйства города, они то и дело стараются «уколоть» пионеров-реформаторов.

В основном содержание «очернительных» газетных статей сводилось к тому, что ООО «Питер Дусманн» получило управление домами без конкурса, что инициативные группы жителей пытаются оспорить решение городской администрации путем обращений в прокуратуру и даже что ООО «Питер Дусманн» к немецкому холдингу на самом-то деле никакого отношения не имеет. Главе района, а затем председателю жилищного комитета Ю. Лукманову пришлось с документами в руках доказывать, что «Питер-Дусманн» — 100% «дочка» одноименного немецкого холдинга.

Глава управляющей компании Александр Володьков даже сделал для журналистов программное заявление. Он сообщил, что руководство немецкого холдинга всерьез озаботилось имиджем компании и вознамерилось ввести жесткие санкции в отношении СМИ, публикующих некорректные материалы. Группа юристов немецкого холдинга, сказал он, займется тем, чтобы заставить провинившиеся издания платить за «клевету». По словам Александра Володькова, компания через суд потребует с них компенсацию в размере 15% от годового оборота холдинга (он превышает 3 млрд. евро).

По мнению Александра Володькова, инициаторами развернувшейся «антирекламной» компании выступили не конкуренты, а арендаторы, которым невыгодно, чтобы «времена, когда их никто не контролирует, заканчивались». Именно они, по мнению главы ООО «Питер Дусманн», и подбивали на конфликт жителей, плохо осознающих, за что на самом деле они сражаются.

В этом, может быть, и есть доля истины. Дело в том, что фактически доходы, на которые рассчитывала компания, взваливая на себя огромный груз жилищно-коммунальных проблем в историческом центре города, включая, кстати, накапливающийся годами недоремонт жилого фонда, — это, конечно, не коммунальные платежи, а платежи за аренду нежилого фонда. Первые этажи, подвалы, мансарды можно было бы сделать полноценным источником получения прибыли и нормального ведения дел. Но компания, скорее всего, не договорилась с КУГИ (или с другими конкурентами, скажем так, легитимными и нелегитимными) и у нее на тот момент не оказалось сильных покровителей. Перекрестное финансирование, когда убытки ЖКХ покрывала аренда нежилых помещений, — известный в городе механизм еще с советских времен. Видимо, реанимировать его в новых экономических условиях не получилось, как бы кому-то этого ни хотелось.

Развод по-питерски

Дела у компании шли все хуже, и власти надо было думать, как выйти из этого неловкого положения. А тем временем отменять скандальное постановление №1788 «О проведении эксперимента по созданию условий для организации управления объектами жилищного и нежилого фонда в Адмиралтейском районе», в ходе которого ООО «Питер Дусманн» получило в управление 200 тыс. кв. м жилья в Коломне, похоже, Смольный не собирался — он намерен был оспорить предписание Федеральной антимонопольной службы о внеконкурсном предоставлении в управление объектов недвижимости и старался при этом сохранить «хорошую мину».

Напомним, согласно постановлению Смольного, фонд «Единство», представляющий интересы петербургской «дочки» немецкой компании «Питер Дусманн», был признан единственной уполномоченной организацией, имеющей право по выданной КУГИ доверенности инициировать создание товариществ собственников жилья. Поскольку в совокупности около 50% площадей в 104-х отданных под «эксперимент» домах находилось в городской собственности, город мог выступить инициатором собрания собственников. Это право город и передоверил «Единству». Фонду были делегированы полномочия на проведение общих собраний домовладельцев по выбору способа управления кондоминиумами, а также на право голосовать от лица основного собственника — то есть, от лица города. Естественно, управляющей компанией там избиралось ООО «Питер Дусманн». Поскольку и фонд «Единство», и управляющая компания выступали в единой связке, антимонопольщики решили, что, передавая преимущественные права фонду, городское правительство, в конечном счете, нарушило статью 7 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

Пока суд да дело, представители городского правительства вынуждены были выступить с критикой ими же продвинутой компании. Последняя крупная ссора между двумя союзниками по борьбе с «коммунальными пережитками» произошла из-за денег льготников (компенсации), за обслуживание которых Смольный должен был перечислять в ООО «Питер Дусманн», но не перечислял. Смольный посчитал, что отправлять городские деньги было попросту некуда. Вопреки правилам реформаторы вовремя не открыли отдельные счета для каждого ТСЖ, рассчитывая, что Смольный переведет необходимые суммы на общий счет ООО «Питер Дусманн». Впрочем, конфликт удалось погасить, и деньги были перечислены.

Были ли счастливы жильцы домов? Отнюдь. Жители многих домов, попавших в зону эксперимента в Коломне, совсем не склонны были радоваться тому, что их обслуживает немецкая компания. Как выяснилось, проблем с «коммуналкой» у них стало еще больше. Жильцы жаловались, что разрекламированные компанией хаус-мастера на деле оказались обычными гастарбайтерами с минимумом опыта. Среди них началась большая текучка. Из-за плохой организации работ летом на территории, за которую отвечает «Дусманн», петербуржцам пришлось жить без горячей воды не один месяц, как обычно случается, а два. И отопительный сезон для жителей Коломны начинался на месяц позже объявленного в городе срока. Руководство города не делает трагедии из случившегося на жилищно-коммунальном фронте: всякое бывает, особенно в России, особенно в ЖКХ. Обидно лишь, что идея коммерции в ЖКХ отчасти дискредитирована. Случайно или умышленно — это уже другой вопрос.

Дата: 28.11.2007
Юрий Артемьев
"Петербургский строительный рынок" 11 (105)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!