|
|||||
1 стр. из 1 Состояние вертикального транспорта России — одна из наболевших проблем отрасли ЖКХ. И это не случайно. По данным Гостехнадзора, каждый четвертый лифт настолько устарел, что представляет опасность для жизни горожан. Для справки, из 440 эксплуатирующихся в стране лифтов почти 1 кардинально изношены и требуют модернизации или полной замены. Наибольшую опасность представляют подъемники в домах постройки 1970–1980 гг. О положении дел в лифтовом хозяйстве и путях решения назревших проблем, а также о перспективах развития отрасли и пойдет речь ниже. Проблемы Рабочий ресурс лифтов в России составляет 25 лет, тогда как на западе — не более 15. Складывается весьма плачевная картина. Сейчас фактически 60% лифтового парка страны — старше 25 лет. И каждый год к этому числу прибавляется еще 40 лифтов. Чтобы заменить эти подъемники или хотя бы их модернизировать, необходимы огромные финансовые средства. Правительство РФ приняло Программу модернизации лифтового хозяйства страны, на реализацию которой выделило 96 млрд. 452 млн. руб. Однако в данном документе прописаны довольно жесткие условия, на которых регионы могут получить деньги. Для этого сначала нужно создать свою программу модернизации вертикального транспорта под гарантию первого лица, в частности губернатора, и часть денег выделить из казны региона. Федеральный бюджет должен покрыть 48% расходов на такую программу, 32% выделяется из регионального бюджета, а 20% — вклад внебюджетных фондов. К сожалению, с 2006 г., т. е. начала действия Программы, на нее не было потрачено ни рубля — у регионов нет необходимых денежных средств. Соответственно, если регионы деньги не вкладывают, то нет субсидий от федерального бюджета. В результате, выполнение Программы приостановилось на неопределенный срок. Экспансия на российский рынок иностранных производителей лифтового оборудования создала реальную угрозу для отечественных «лифтовиков». Зарубежные фирмы проводят серьезные исследования российского рынка лифтостроения с целью завоевания определенных позиций. Однако, по мнению специалистов, их предложения не отвечают нашим нуждам. Во-первых, нельзя доводить отечественное лифтостроение до уничтожения. Во-вторых, из-за рубежа нам зачастую предлагается продукция отнюдь не того качества, которое должно соответствовать известному бренду. В-третьих, Россию не устраивает ценовая политика иностранцев, особенно, когда речь идет о госзаказах. Вступление нашей страны в ВТО весьма помешает защититься от прихода зарубежных специалистов на наш рынок, и этот факт очень печалит отечественных специалистов. Еще один момент — все импортные лифты оснащены «черными ящиками», которые обеспечивают контролируемость и управляемость лифтовых систем, без которого запустить лифт в эксплуатацию невозможно без помощи производителя. Это требует солидных капиталовложений. И это настоящая ловушка для тех, кто приобретает импортные лифты. Пути решения и перспективы Во-первых, как говорится, «один за всех и все за одного». В 1991 г. была создана Акционерная компания «Лифт», которая стала центром, объединяющим всех представителей отрасли: производителей, монтажников, эксплуатационщиков, заказчиков. Сегодня эта организация называется Межотраслевым объединением работодателей «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры». Ее деятельность подразумевает работу со строительными комитетами и ассоциациями, представление законных интересов «лифтовиков» во взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, профессиональными союзами и их объединениями, взаимодействие с Конфедерацией труда России и другими объединениями работодателей. Также в рамках «Национальной лиги» формируются программы, действующие по требованию государства и отвечающие современным запросам. Например, с 2006 г. осуществляется программа «Достойный и комфортный лифт — достойному и комфортному жилью, гражданам России», где прописаны основные действия, которые необходимы для обес-печения серьезного увеличения масштабов строительства лифтов. И добиваться этого увеличения следует не модернизацией старых механизмов, а созданием именно такой модели, которая была бы удобна, комфортна, в меру механизирована и конкурентоспособна по отношению к импортным аналогам. В рамках программы существует технология «умный город» — это диспетчеризация лифтового и коммунального хозяйства города, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов лифтовой структуры. Здесь подразумевается дистанционное обучение (через спутниковую связь), создание нормативной базы лифтостроения и диферсификация производств, согласно которой необходимо в различных городах России создавать сборочные производства лифтов, которые обеспечивали бы регион вертикальным транспортом. Во-вторых, «Национальная лига предприятий лифтовой и коммунальной инфраструктуры» предпринимает сейчас усилия по разрешению проблемы получения регионами субсидий из Федерального бюджета. Объединение готово подключиться к реализации Программы, дать свои рекомендации федеральным и региональным властям, как-то сблизить позиции сторон. В настоящее время лига открывает свои представительства во всех регионах, чтобы, в том числе, организовать и контролировать выполнение Программы на местах. Ведь она буксует еще и потому, что пока нет механизма воздействия на региональные власти. В-третьих, принят Федеральный закон «О техническом регулировании». Споры вокруг закона еще не улеглись окончательно, и единой системы регламентов пока не установлено. Представители национальной лифтовой лиги давали свои поправки к закону и определяли практический перечень обязательных стандартов. Однако, как считает председатель лиги Ф. А. Лячин, такой закон вообще не надо было утверждать. Система национальной стандартизации, существовавшая ранее в СССР и в Российской Федерации, в целом была приемлемой и допускала производство качественной продукции. Ее нужно было бы просто обновить и гармонизировать в соответствии с современными требованиями и международной практикой. В-четвертых, в последнее время активно развиваются новые направления в лифтостроении. Одно из них, пока мало разработанное у нас в стране, — это подъемники для инвалидов, которыми должны быть оборудованы надземные переходы. По техническим параметрам к таким подъемникам предъявляются очень высокие требования, ведь они должны безотказно работать и в мороз, и в жару, а также быть защищены от вандалов. Важным является вопрос бесперебойного обеспечения работы аварийной службы на таких механизмах. Все эти проблемы практически решены, лифты для инвалидов разработаны, но для их производства и установки пока нет материальных возможностей. Иные требования к лифтам сегодня предъявляет высотное строительство — очень быстро набирающий обороты сектор рынка. В высотках должны быть кардинально другие лифты — с избирательной системой управления, которая показывает пассажиру, в какой лифт ему лучше садиться, если требуется подняться, скажем, на 67 этаж. Система укажет и тот лифт, который быстро, без остановки «проскочит» зону в 60 этажей и начнет останавливаться лишь с 61-го. Высотки — многофункциональные здания, в которых расположены торговые помещения, офисы, а над ними — жилое пространство. И для каждой зоны предполагается наличие определенных лифтов. Много вопросов по высотным подъемникам возникает и в связи с разреженностью воздушной среды при большой высоте шахт: там нужно создавать искусственный подпор воздуха, чтобы кабина находилась в одинаковых условиях на всех этажах — как на нижних, так и на самых верхних. В ряде случаев нужно устраивать пересадочные этажи. Все эти факторы предъявляют к высотным лифтам совершенно новые требования, которые сейчас разрабатываются и будут включены в технический регламент. Дата: 28.11.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 11 (105)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||