|
|||||
1 стр. из 1 30 октября 1837 г. в 12 часов 30 минут по звонку колокола из Санкт-Петербурга отправился первый российский поезд, состоявший из восьми вагонов с паровозом. Скорость его движения достигала 50–55 км/час. Через 35 минут поезд прибыл на станцию Царское Село. Этот день считается началом регулярных железнодорожных В качестве машиниста поезда выступил сам автор и строитель Царскосельской железной дороги, выдающийся инженер, известный ученый, профессор Венского политехнического института Франц Антон Герстнер. По приглашению горного ведомства он приехал в Санкт-Петербург в августе 1834 г. и спустя месяц отправился в путешествие на Урал через Москву и Казань. Единожды проехав по российским просторам, он по возвращении подал императору Николаю I обстоятельную записку, в которой изложил свои соображения по поводу необходимости строительства железных дорог в России, так как «они дают возможность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения». Справедливости ради надо отметить, что в 1834 г. в России уже появилась первая железная дорога, которую построили на уральском Нижнетагильском металлургическом заводе крепостные умельцы — самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги. А еще раньше, 20 ноября 1809 г., вышел царский манифест, в котором говорилось: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». Это вызвало к жизни новые структуры, в числе которых были Корпус и Институт корпуса инженеров путей сообщения. Так что к моменту, когда царю была подана записка Ф. А. Герстнера, в России уже имелась и заводская железная дорога, и специалисты, которые наверняка могли бы облечь изобретение семьи Черепановых в технический проект. Но, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Так что специально созданная комиссия внимательно изучала предложение инженера Ф. А. Герстнера и пришла к выводу, что суровая русская зима не может служить препятствием для эксплуатации железных дорог с паровой тягой, а сравнительно ровная местность позволяет назначать допустимые предельные уклоны. И вот, 15 апреля 1836 г. был обнародован Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги от Петербурга до Павловска, а 1 мая строительство началось. По предложению Ф. А. Герстнера, ширина колеи равнялась 6 футам (1 829 мм), дабы увеличить вместимость вагонов и перевозить громоздкие грузы, в том числе кареты. В других странах, где железные дороги появились на несколько лет раньше, ширина колеи варьировалась: она была и шире, и уже — видимо, никто тогда не думал о трансграничных перевозках. Строительство в России железной дороги для общего пользования было огромным событием, в первую очередь для петербуржцев. В октябре 1836 г. из Англии прибыли паровые машины, и журналисты петербургской газеты «Северная пчела», дав им название «паровоз», фактически изобрели неологизм. До этого новая техника, приводимая в действие при помощи пара, называлась «пароходкой» и даже в отчетах о строительстве именовалась «пароходом», «грозным исполином», «диким зверем», «могучей машиной». Эти трогательные страницы истории нельзя было не вспомнить в ходе праздничных мероприятий, посвященных 170-летию со дня появления в России первой железной дороги. Памятник ее создателю — инженеру Францу Антону фон Герстнеру — был торжественно открыт 30 октября в Световом зале Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. — Железные дороги — это наше национальное достояние, — сказал на торжественном митинге президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. — Трудно сегодня переоценить значение стальных магистралей для экономики страны. Их протяженность составляет 85,5 тыс. км. В год мы перевозим пассажиров больше, чем все население объединенной Европы. 85% грузов российских предприятий перемещается по железной дороге. Но все это означает только одно: что мы являемся исполнителями той воли, которая была реализована 30 октября 1837 г. И сегодня мы открываем памятник удивительному человеку, который проектировал и с энтузиазмом строил первую в России железную дорогу, — господину Герстнеру, чеху по происхождению, гражданину Австро-Венгерской империи. До этого он уже имел опыт строительства Дунайской железной дороги в Европе. Владимир Якунин подчеркнул, что Президент России Владимир Путин и Государственная Дума РФ в лице ее председателя Бориса Грызлова и депутатов постоянно оказывают помощь развитию отрасли. Так было, когда принимался закон «О железнодорожном транспорте», так обстоят дела и сегодня, когда решаются новые задачи. — Мы пользуемся и поддержкой регионов, которые возглавляют главы субъектов Федерации, — сказал президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин. — Под руководством Министерства транспорта и при полной поддержке полномочных представителей Президента в регионах мы в течение всего двух недель смогли провести согласование Стратегической программы развития железнодорожного транспорта до 2030 г. — документа, который только у нашей компании и имеется. И сегодня, отмечая славную дату в истории железных дорог, мы знаем, что это праздник всех граждан Российской Федерации. На митинге выступил председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов, в частности он сказал: — С точки зрения принятия законов, уже практически все сделано для того, чтобы железные дороги и транспорт в целом могли успешно развиваться, — сказал заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков. — Сейчас мы начинаем реализовывать уникальную программу, связанную с концессиями и рассчитанную до 2030 г. Она предусматривает вовлечение в оборот многих триллионов рублей частных инвестиций. Это огромные деньги, которые будут направлены на развитие железных дорог, что должно повлечь за собой развитие и других отраслей промышленности: машиностроения, станкостроения, металлообработки и т. д. Деньги будут вкладываться в создание железнодорожной техники, вагонов, локомотивов. Если вспомнить историю, то первые железные дороги в России строились частными акционерными обществами с привлечением средств граждан, при этом механизм концессий использовался очень эффективно. — Сегодня российские железные дороги — это сложнейшая и важнейшая инфраструктура, которая создает единое экономическое пространство нашей страны, и трудно переоценить ее значение в экономическом и социальном развитии России, — отметила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. — Вдумайтесь только в цифры: в прошлом году было перевезено более миллиарда тонн грузов и более миллиарда пассажиров. За этим стоит огромный труд большой армии железнодорожников. Отрасль успешно реформируется, идет модернизация хозяйства. А значит завтра вагоны будут более комфортными, поезда — более быстрыми. Мы уверены в хорошем будущем «Российских железных дорог», которые сегодня входят в тройку крупнейших отраслевых компаний мира. Мне хотелось бы поблагодарить руководство ОАО «РЖД» и лично Владимира Ивановича Якунина за очень внимательное отношение к нуждам регионов, за понимание и сотрудничество. Мы сегодня совместно реализуем в Санкт-Петербурге целый ряд важных инфраструктурных проектов. Это реконструкция «американских» мостов, строительство путепровода в створе проспекта Александровская ферма, вывод станции «Московская-Товарная» из центра города, развитие территории возле Варшавского вокзала и т. д. Мы очень благодарны за то, что за последние четыре года заказы ОАО «РЖД» промышленным предприятиям Санкт-Петербурга выросли в 10 раз. Это значит, что производственные мощности города получили дополнительную загрузку, появились новые рабочие места, возросли налоговые поступления. Петербургские предприятия в состоянии выполнять любые заказы для железнодорожной отрасли. И для нас компания «Российские железные дороги» — это стратегический партнер; наше сотрудничество рассчитано на длительный период. Мы очень ждем открытия скоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом: тогда наши столицы будут еще ближе. Мы ждем также ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали Москва — Хельсинки, которая пройдет через Санкт-Петербург, и это будет самый близкий и самый короткий путь между Россией и Европейским союзом. Дата: 28.11.2007 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 11 (105)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||