Новая экономическая модель реформирования ЖКХ

1 стр. из 1

Двухдневное рабочее совещание по вопросам реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» было организовано по инициативе полномочных представителей Президента России в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах Виктора Черкесова и Сергея Кириенко. Также в работе совещания приняли участие министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров, руководители федеральных органов власти, руководители законодательных структур и мэры столичных городов субъектов РФ. Открыл пленарное заседание полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Виктор Черкесов. Приветствовав всех участников совещания, Виктор Черкесов отметил особую значимость реформирования жилищно-коммунального комплекса для всех отраслей экономики России. Он напомнил, что Президент России Владимир Путин обязал представителей всех уровней власти принять участие в работе по выработке решения по созданию конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе. Несмотря на определенное изменение ситуации к лучшему, реформы ЖКХ идут медленнее, чем хотелось бы. Показатели обязательных государственных стандартов, при которых 80% себестоимости жилищно-коммунальных услуг должно оплачивать население, не достигнуты пока ни в одном из регионов, и, в результате, финансовая нагрузка ложится на бюджеты всех уровней. Наряду с этим рост тарифов на услуги ЖКХ далеко не всегда сопровождается улучшением качества услуг, оказываемых предприятиями отрасли. Подобная ситуация может перечеркнуть социальный смысл реформирования жилищно-коммунального комплекса. – Реформа ЖКХ – больше чем реформа, – подчеркнул Виктор Черкесов. – Это проверка способности российской власти в целом успешно решить одну из самых важных на сегодня социальных и экономических проблем. Мы должны делать все, чтобы результаты реформирования привели к улучшению положения в жилищно-коммунальном комплексе, а значит – и к улучшению жизни людей. Вслед за ним выступил полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Реформирование жилищно-коммунального комплекса – это вопрос национальной безопасности страны, поскольку от нормальной работы ЖКХ напрямую зависит безопасность жизнеобеспечения граждан. По словам Сергея Кириенко, положение в данной отрасли «является интегральным показателем, который позволяет в комплексе оценить состояние российской экономики». Важную роль при проведении реформ играют действия не только федеральных и региональных, но и муниципальных властей. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф ознакомил участников совещания с докладом: «Государственная политика в жилищной и коммунальной сферах. Новая экономическая модель реформирования ЖКХ: основные принципы, направления и задачи ее реализации». Подводя краткие итоги, Герман Греф сообщил, что по данным за 2001 г. суммарная стоимость предоставленных населению России жилищно-коммунальных услуг составила 360 млрд. руб. Из них платежами населения было покрыто 170 млрд. руб. и средствами консолидированного бюджета – 129 млрд. руб. За счет перекрестного субсидирования были оплачены услуги, предоставленные населению, в размере 28 млрд. руб. Дефицит оплаты услуг ЖКХ составил порядка 60 млрд. руб. В целом уровень оплаты населением услуг ЖКХ составил 71% от их полной стоимости (при федеральном стандарте 80%), а реальный уровень, с учетом предоставленных льгот и субсидий, составил порядка 48% и повысился, по сравнению с 2000 г., на 9%. Благодаря тому что на местах, при поддержке федерального центра, был реализован комплекс мероприятий по своевременной подготовке ЖКХ к работе в осенне-зимний период, количество аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения снизилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого отопительного сезона. Вместе с тем продолжает нарастать комплекс нерешенных проблем, в том числе высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций и значительный объем недофинансирования отрасли. Износ основных фондов предприятий ЖКХ составляет около 60%. Примерно одна четвертая часть всего оборудования полностью отслужила свой срок. За предыдущие годы многократно увеличилось количество аварий в сетях тепло- и водоснабжения. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений может привести к масштабным авариям, ущерб от которых значительно превысит затраты на их предотвращение. Возрастают непроизводительные потери энергоресурсов. Так, в теплосетях энергопотери превышают 30%. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Минфином России и Госстроем России разработана экономическая модель функционирования жилищно-коммунального комплекса РФ. Модель была рассмотрена и одобрена на заседании Правительства РФ 5 июля прошлого года, а затем вошла в состав подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг., утвержденной постановлением российского правительства от 17 ноября 2001 г. Модель предполагает последовательный и поэтапный переход к новой системе экономических взаимоотношений в отрасли. Главным направлением реформы жилищно-коммунальной отрасли в 2002 г. должно стать внедрение конкурентной среды. При этом норматив по оплате услуг ЖКХ повышаться не будет. Герман Греф подчеркнул ошибочность тезиса о переходе на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг населением без помощи из бюджетов. Были выявлены объективные причины, не позволяющие реализовать эту идею. С одной стороны, этот показатель недостижим при сегодняшнем уровне доходов населения. С другой – «тормозом» развития жилищно-коммунальной отрасли является монополизм. Основой экономических отношений до сих пор является система бюджетного дотирования. Существующий процесс образования тарифов на услуги предприятий отрасли фактически сводится к повышению себестоимости услуг при низкой рентабельности. Ключевая проблема – искусственный монополизм, сложившийся в этой отрасли, и другие существенные недостатки системы. По словам министра, предприятия отрасли не заинтересованы показывать реальную стоимость своих услуг, поскольку это дает им возможность получать дополнительные средства из бюджетов всех уровней. Дотационность сектора и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество следует считать основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства. Существующие бюджетные ограничения обуславливают отсутствие в достаточных объемах средств для финансирования модернизации и развития ЖКХ. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что ведет к удорожанию себестоимости их продукции и снижает ее конкурентоспособность. Финансовая и ценовая политика также неэффективна. Потребители вынуждены оплачивать неполученные литры воды, гигакалории тепла, кубометры газа. Попыткам перехода на приборный учет материальных носителей услуг препятствует незаинтересованность коммунальных предприятий-монополистов. Также затруднено развитие конкурентной среды и создание управляющих компаний как в обслуживании жилья, так и в коммунальном хозяйстве. Монополизм большинства коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Монополистические тенденции еще более усиливаются в результате финансовой неустойчивости предприятий сектора, его непривлекательности для инвестиций и, как следствие, отсутствия интереса к деятельности в секторе у потенциальных альтернативных участников. Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков. Основной идеей экономической модели реформы ЖКХ является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, которые выделяются в настоящее время на дотирование сектора, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам – субъектам, которые в наибольшей степени заинтересованы в эффективном расходовании этих средств. Системы дотирования предприятий, предоставления льгот социальным категориям граждан, выплаты адресных субсидий малообеспеченным семьям будут объединены в рамках единой жилищно-коммунальной субсидии (ЕЖКС), унифицирующей все виды финансовой помощи государства в оплате жилищно-коммунальных услуг и перечисляемой на персонифицированные социальные счета граждан. В результате конечные получатели услуг обретут возможность самостоятельно определять направления расходования совокупных средств (собственных и бюджетных), предназначенных для оплаты услуг ЖКХ. Повыситься «прозрачность» и адресная направленность использования средств. Единая жилищно-коммунальная субсидия будет: • адресной; • иметь строго целевое назначение (ее нельзя будет использовать на иные цели, кроме оплаты жилья и коммунальных услуг); • носить срочный характер, то есть субсидия на социальном счету будет находиться определенное время и, кроме того, начисляться на счета граждан только после очередного платежа, что станет стимулом своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг; • обеспечивать «прозрачность» направления и расходования используемых средств. Система социальных счетов наряду с упрощением процедуры создания товариществ собственников жилья и другими мерами будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере. Возрастет контроль за качеством коммунальных услуг. Будет ликвидирована система их перекрестного субсидирования за счет промышленных предприятий. Изменится и сама система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального комплекса. Инвестиционное финансирование ЖКХ будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных ресурсов (в первую очередь – средств частных инвесторов). Важным элементом участия государства в финансировании модернизации отрасли станет поддержание в течение ряда лет стабильного уровня выплат в рамках ЕЖКС при фиксированном уровне стоимости услуг. Это обеспечит сектору гарантированное финансирование, а инвесторам – гарантированный возврат капитала, вложенного в реконструкцию, развитие и техническое переоснащение объектов ЖКХ. У предприятий появится мощный стимул внедрять и использовать современные технологии сбережения энергоресурсов, используя сэкономленные средства на развитие своей инфраструктуры и оборудования. Далее, в результате развития конкурентных отношений в жилищном хозяйстве возрастет эффективность его работы, что обеспечит снижение эксплуатационных затрат на его содержание. Таким образом, реализация экономической модели подразумевает перевод на договорную основу отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг, отделение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципа регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальной отрасли. Итак, формирование конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ позволит достичь заинтересованности предприятий в повышении качества и надежности своей работы, создаст условия для привлечения инвестиций. Можно рассчитывать, что новая система экономических отношений будет популярна, поскольку изменит бесправное положение населения и даст людям возможность выбора. Председатель Госстроя России Анвар Шамузафаров в своем выступлении затронул вопросы предоставления льгот населению и адресного субсидирования. В частности, он сообщил, что к празднованию 300-летия Санкт-Петербургу выделен кредит Мирового банка в размере $150 млн. на реформирование экономики города. Российское правительство считает необходимым проследить, как идет реформа и как расходуются финансовые средства. Несмотря на негативный опыт в реализации реформы, именно Петербург стал местом проведения данного форума, поскольку обладает серьезной научной базой и перспективными наработками в плане технической подготовки новой модели ЖКХ. О положении дел в региональных жилищно-коммунальных комплексах, о позитивном опыте и проблемах, связанных с ходом проведения реформ в отрасли, участникам рабочего совещания рассказали первый заместитель мэра Москвы Петр Аксенов, губернатор Вологодской области Вячеслав Мосгалев, президент Республики Чувашия Николай Федоров, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Смирнов, председатель Комитета по ЖКХ Мурманской области Юрий Дунин и губернатор Самарской области Юрий Труднев. Вслед за тем с докладами выступили руководители министерств. Так, первый заместитель министра финансов РФ Алексей Улюкаев озвучил доклад на тему «О совершенствовании межбюджетных отношений в вопросах финансирования жилищно-коммунального сектора». Заместитель министра по налогам и сборам РФ Виктор Мишин в своем докладе подчеркнул, что решение проблемы инвентаризации кредиторской задолженности предприятий ЖКХ входит в число первоочередных мер по реализации программы реформирования и модернизации ЖКХ на первом ее этапе в 2002—2003 гг. Вопросам создания новой системы предоставления льгот и социальной защиты граждан при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг было посвящено выступление министра труда и социального развития РФ Александра Починка. Он отметил несправедливость действующей системы льгот, которая относит человека к той или иной категории граждан, но не учитывает реальную необходимость в социальной защите. Реформа ЖКХ является в данном аспекте важнейшей в реформе всех видов льгот. Необходимо компенсировать затраты тех, кто в этом реально нуждается, и концентрировать финансовые ресурсы на их поддержке. В рамках совещания был проведен цикл «круглых столов». Основными темами стали: «Стабилизация финансового положения предприятий ЖКХ. Вопросы бюджетного финансирования и налогообложения», «Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальной сфере: проблемы, практика, перспективы», «Социальная защита населения: состояние, проблемы, направления совершенствования».

Дата: 12.11.2002
Д. ХОЛОСТОВ
"СтройПРОФИль" №2
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!