Надзор и экспертиза в строительстве

1 стр. из 1

Правительство Санкт-Петербурга, Служба государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Ассоциация экономического взаимодействия «Северо-Запад» и Петербургский строительный центр провели 28 ноября форум «Государственный строительный надзор и экспертиза. Пути реализации принципа «единого окна» для застройщиков в субъектах Севера-Запада России».

СНиПы заменят сводами правил

Выступившая на форуме Л. С. Баринова, вице-президент Российского союза строителей, первый заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, отметила большое значение этого мероприятия с точки зрения взаимодействия профессиональных общественных объединений с органами экспертизы и надзора в области строительства.

— Любой надзор начинается с того, что нужна нормативная база, на подтверждение соответствия которой этот надзор осуществляется, — сказала Л. С. Баринова. — Долгие годы мы руководствовались системой нормативных документов в строительстве. В рамках этой системы была создана нормативная база, которая в 1994 г. актуализирована и отчасти гармонизирована с европейским нормативным законодательством в области строительства. Над ней продолжали работать научно-исследовательские и проектные институты, но с 1998 г. разработка нормативных документов перестала финансироваться из государственного бюджета. Многие нормативные документы отстали от уровня научно-технического прогресса. Госстандарт совместно с Госстроем начали и в течение нескольких лет вели разработку новых законов в области стандартизации. Но их немного опередили, и появился 184-й закон «О техническом регулировании», который должен был произвести революцию в области технического регулирования. Революция, к сожалению, не произошла, а вот значительные негативные последствия имели место. В течение 4-х лет этот закон не работал.  И все эти годы профессиональная общественность, прежде всего строительная, а вслед за ней и промышленная, вели борьбу за то, чтобы внести изменения и дополнения в действующий закон и сдвинуть дело с мертвой точки. 1 мая 2007 г. Президент В. В. Путин подписал Федеральный закон №65 о внесении изменений и дополнений в 184-й закон. Не все предложения строителей туда вошли. Но те, что вошли, должны сыграть, на наш взгляд, положительную роль.

Л. С. Баринова обратила внимание собравшихся на ряд главных моментов. Очень важная, на ее взгляд, поправка касается введения понятия «Свод правил» по аналогии с зарубежной практикой.

— За рубежом есть такое понятие — кодексы установившейся практики, — сказала она. — По сути СНиПы — это тоже кодексы установившейся практики. То есть практика рождает документ, который потом уже становится обязательным. Своды правил вводятся для того, чтобы сохранить преемственность в разработке нормативной документации. К тому же, чтобы СНиПы превратить в Своды правил потребуется меньше времени и денег.

Еще одна из поправок в 184-й закон разрешила органам исполнительной власти вносить необходимые изменения в действующие документы обязательного характера без изменения статуса их обязательности.

Подчеркнув, что Своды правил и национально технические стандарты — это документы добровольного применения, Л. С. Баринова пояснила:
— Это означает прежде всего добровольность выбора: в строительстве можно работать по национальным стандартам и Сводам правил или по еврокодам, или по американским стандартам. Но нужно доказать, что результаты будут не хуже, чем при работе по национальным стандартам. Но если уж что-то выбрано, то в обязательном порядке должно быть выполнено от первой до последней строчки. Добровольность выбора подразумевает обязательность выполнения всего, что выбрано.

Выступившая на форуме Е. В. Хазова, вице-президент, председатель исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад», заострила внимание на проблеме безопасности и качества строительной продукции.

— До сих пор нет технических регламентов, в которых были бы учтены необходимые требования безопасности зданий и сооружений, — сказала она. — Мы находимся буквально в шаге от вступления в ВТО.

А это значит, что при разборе конфликтов в области безопасности строительства большую роль будут играть страховые компании, прежде всего европейские. Фактически страховой бизнес еще не готов работать в реальном секторе экономики. Ему хочется понять, по  каким критериям мы считаем свою продукцию безопасной. Мы не испытываем строительную продукцию в лабораториях, отвечающих европейским требованиям. А также не проверяем ее на соответствие уровню безопасности, как принято в странах Евросоюза. А это приведет к тому, что многим российским компаниям будет закрыт доступ к поставкам продукции для зданий, которые будут страховаться по стандартам EC, — предупредила Е. В. Хазова.

Система «единого окна» себя оправдала

О работе в режиме «единого окна» говорил на форуме начальник Службы государственного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга А. И. Орт. Три года назад  такая служба была создана по решению правительства города. И это было впервые в России.

— Было очень много скептиков, недовольных и сомневающихся в жизнеспособности службы, — сказал А. И. Орт.— Но жизнь показала, что принятое решение было оправданным. Сегодня уже накоплен положительный опыт, и его предлагают изучать. Схема «единого окна» — рабочая и обеспечивает контроль за проектированием и за строительством.

Служба состоит из следующих структурных подразделений: Управления государственной вневедомственной экспертизы, Управления государственного строительного надзора и Финансово-экономического управления. Есть также отдел разрешений, который подчиняется начальнику Службы. Этот отдел выдает разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.

С появлением «единого окна» многие надеялись, что все станет гораздо проще. Некоторые инвесторы вообще предположили, что теперь нет экологической и пожарной экспертизы, отменены требования СЭС. Но это ошибочное мнение, потому что требований по экологической, пожарной и прочим видам безопасности в строительстве никто не отменял. При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте государственные пожарный, санитарно-эпидемиологический и экологический надзоры осуществляются Службой. В управление государственной экспертизы Службы приняты специалисты по всем этим видам надзора, создан целый отдел, который ведет именно это направление.

Для повышения эффективности экспертной деятельности Служба заключила соглашения о взаимодействии с Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Помимо основной деятельности работники Службы и ее руководство проводят большую организационную, методическую и информационную работу среди проектных организаций, заказчиков, инвесторов, а также по письмам депутатов, заявлениям граждан и др.

Служба подготовила для всех участников форума большой и подробный материал  о структуре и принципах работы «единого окна». А. И. Орт призвал подробно изучить предложенную схему, а также материалы на сайте Службы (www.expertiza.ru), чтобы в регионах использовать этот полезный опыт, накопленный в Санкт-Петербурге.

Нужны специалисты по технадзору

С докладами на форуме выступили также А. А. Далматов, первый заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга («Опыт Санкт-Петербурга в развитии территориального планирования»), и В. А. Зозуля, заместитель начальника филиал. Главгосэкспертизы России по СЗФО («Изменение в законодательстве в области экспертизы, взаимодействие Главгосэкспертизы с регионами РФ») и многие другие участники.

Не остался без внимания и один из самых злободневных в строительной отрасли вопросов — подготовка кадров. С докладом «Вопросы подготовки кадров в области проектирования и строительного надзора» выступил Ю. П. Панибратов, президент национальной федерации профессионального образования. Он подчеркнул, что сегодня в России не готовят специалистов по технадзору. Но они могут быть подготовлены на последнем семестре обучения в вузе, где студент по выбору может прослушать тот или иной курс. И эти курсы должны формироваться по заявке конкретного заказчика, который хочет получить нужных ему специалистов.

Ю. П. Панибратов привел в пример работу по подготовке кадров для  ГУП «Водоканал»:
— Компания отбирает абитуриентов, набирает на 1 курс одну группу, контролирует этих студентов до дипломного проектирования, доплачивает им стипендию, минимум два раза за время обучения организует и обеспечивает зарубежную практику и потом отбирает выпускников  для трудоустройства. И за последние 12 лет у «Водоканала» нет претензий: контролируется весь процесс подготовки кадров.

Он также предложил внести в меморандум форума отдельный пункт — рассмотреть и принять национальную программу «Подготовка кадров для строительства».

Итогом работы форума стал меморандум, в котором содержатся предложения и рекомендации органам законодательной и исполнительной власти РФ,  Ростехнадзору, субъектам Федерации Северо-Западного федерального округа. Что касается субъектов Федерации, то им рекомендовано изучить опыт создания «единого окна» в Санкт-Петербурге и применить его, принять меры к упрощению и ускорению получения технических условий для прохождения государственной экспертизы, в полной мере использовать в регионах возможности технического регулирования в области проектирования и строительства.

Дата: 10.12.2007
Татьяна Малахова
"Петербургский строительный рынок" 12 (106)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!