Пора задуматься о нашей безопасности

1 стр. из 1

Автономная некоммерческая организация «Севзапстройтест» была создана в 1996 г. (с 2007 г. ООО «Севзапстройтест») для содействия эффективному использованию передового опыта и научно-технического потенциала в строительстве в области управления качеством, стандартизации, а также сертификации продукции в качестве регионального органа по сертификации. О том, какие изменения произошли за прошедший год в законодательстве, регулирующем отношения в области сертификации товаров и услуг, рассказывает директор ООО «Севзапстройтест» Петр Михайлович Кашкаров.

— Основным законом, который регулирует всю деятельность в области сертификации и защиты интересов строительной индустрии является федеральный закон «О техническом регулировании». Он был разработан и юридически введен в действие с 1 июля 2003 г.

Сейчас заканчивается 2007-й, а положения закона до сих пор оказались невыполнимыми, поскольку сам закон «грешил» очень многими неточностями. Именно поэтому были приняты значительные поправки и изменения в существующий закон, которые вступили в силу с мая 2007 г. И несмотря на то, что эти поправки существенно меняли суть отдельных законодательных положений, особого продвижения в выполнении этого закона всеми участниками не произошло.

Начнем с того, какие изменения были внесены в закон. В первоначальной версии под понятием «безопасность» понимались не только требования к безопасности конечного продукта и услуги, но и безопасность технологического процесса производства. Однако безопасность технологического процесса при производстве продукции регулируется совсем другими законами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности» и КЗОТ. В результате такого «смешивания» никто не мог понять, какие нормы безопасности и в каком случае требуется потдвержать. От этого страдали производители продукции, работ или услуг, но выигрывали чиновники, которые могли предъявлять в отдельных случаях совершенно невыполнимые требования. Поправки, введенные в мае к закону «О техническом регулировании», разделили требования к безопасности конкретной продукции, работе или услуге и требования ко всем видам безопасности на производстве, что сразу упростило подход.

Далее, закон с самого начала исключил очень много нормативных документов, на которых строились все отношения еще с советских времен. Такие нормативы, как СНиПы, строительные нормы и территориально-строительные нормы, устанавливающие определенные жесткие требования, вообще не попали в закон, попросту говоря, выпали из сферы обращения. Минюст же очень четко разъяснил: поскольку в законе данные документы не фигурируют, то никакой ответственности за их нарушения и никаких последствий люди, не соблюдающие эти требования, вообще не несут. И началось… Обрушилось что-то в одном регионе, в другом, третьем, а найти виновных не удается. Закон очень четко определил, что требования нормативных документов, таких, как национальный стандарт, добровольны (хочешь соблюдай, хочешь нет), но не было подзаконных актов, толковавших, что это означает. Все решили, что про эти документы можно забыть.

Во всем мире существуют очень жесткие и четкие правила, которые гласят, что соблюдение добровольных стандартов предполагает наиболее дешевый путь доказать, что продукция безопасна и соответствует определенным требованиям. Можно применить другие правила и методы, но все равно необходимо доказывать, что все, что ты делаешь, лучше, а не хуже, чем в стандарте. В этом и заключается смысл добровольности. Рынок регулирует такие отношения: хочешь продавать продукцию по минимальным требованиям, которые заложены в стандарте, соблюдай его, не хочешь — делай лучше и доказывай. Сегодня кроме предусмотренных в законе нормативных документов в виде национального стандарта и стандарта организации появился еще и свод правил стандартизации. Под ним подразумеваются как раз санитарно-эпидемиологические нормы, противопожарные нормы и СНиПы. То есть мы вернулись к тому, что было раньше, но оказались отброшенными на много лет назад.

Специалисты до сих пор не могут понять, зачем мы похоронили старую, действующую четкую систему стандартизации, предусматривающую категории нормативных документов, ГОСТы, ОСТы, региональные стандарты и стандарты организаций. И у чиновников не было никакой возможности воздействовать, потому что все было прописано, все прозрачно, всем все понятно. Существующий закон дает полное право любому чиновнику «творить» в зависимости от личной заинтересованности.

Сейчас идет еще одно новое веяние — попытка создать закон о саморегулируемых организациях в строительстве. Интересно, как они сами будут регулировать деятельность. Ведь для этого нужно, чтобы специалисты владели знаниями технических требований и нормативных документов, чтобы они видели ту эталонную базу, к которой нужно стремиться, а саморегулирование при отсутствии развитой инфраструктуры такой базы, которая существует, например, в Европе, — бессмысленна. Если этого сделать не сумело государство, то что могут отдельные организации? В итоге все это ведет к появлению новой волны коррупции.

И здесь одна надежда — на изменения на государственном уровне. Ведь если государство хочет навести порядок, то прежде всего нужно проводить единую государственную политику в области технического регулирования.

В заключение я хотел бы остановиться еще на одном щекотливом моменте. Так, с 1 июля этого года закон отменил лицензирование строительной деятельности. Однако если отменить лицензирование, то что же будет со строителями? Где гарантии (при отсутствии системы страхования, например, от ущерба)? В итоге, решили приостановить отмену лицензирования до середины 2008 г., полагая, что если примут закон о саморегулировании, то он будет тем фильтром, который защищает от недобросовестных строителей. Но я уже говорил о коррумпированности этой системы. Как убедиться: профессионал — строитель или нет? Росстрой разработал собственную систему сертификации работ, услуг, продукции и систем качества. Она заменяет систему лицензирования и работает на добровольной основе. Сейчас, испугавшись отмены лицензирования, притормозили и развитие системы сертификации. Что будет дальше, никто не знает.

Хочется надеяться, что со следующего года что-нибудь изменится в области научно-технической политики у нас в государстве, ведь это же безопасность страны!

ООО «Севзапстройтест»
Россия, Санкт-Петербург,
ул. 8-я Красноармейская, 22, оф. 308
Тел. (812) 251-1323, тел./факс (812) 441-3056
E-mail: nwcertification@nwcert.spb.ru

Дата: 10.12.2006
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (106)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!