Александр Орт: «Я мечтал строить в Петербурге»

1 стр. из 1

В декабре исполнилось ровно три года, как в Санкт-Петербурге постановлением правительства города была организована Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Подобного прецедента в России еще не было. Сегодня успешный опыт работы Службы, в частности, организацию системы «единого окна» рекомендовано изучать и внедрять в других субъектах Федерации.

Руководит Службой с первого дня ее образования Александр Иванович ОРТ. Интервью с ним мы предлагаем вниманию наших читателей.

— Александр Иванович, как Вы восприняли предложение возглавить службу и с чего начали свою работу в этой должности?

— Я бы не так поставил вопрос: не как я пришел в службу, а как я участвовал в ее организации? Появлению службы предшествовала очень большая работа — организационная, политическая, техническая. Когда я в феврале 2002 г. возглавил Госстройнадзор, передо мной руководством города уже тогда была поставлена задача создать орган государственного строительного надзора как самостоятельное структурное подразделение. С этого и началась работа. Та ситуация, которая складывалась на то время в органах Госстройнадзора и в целом в строительном комплексе, заставила посмотреть на проблему шире. Закладывая будущую структуру, нужно было на несколько ходов вперед предусмотреть, что в перспективе будет полезно для строителей, для профессионального сообщества. Тем более, что в то время в Государственной Думе в первом и втором чтениях обсуждался Градостроительный кодекс. Мы активно принимали участие в обсуждениях и предложениях по градкодексу. Когда внимательно и серьезно познакомились с ним, то решили, что можем, не дожидаясь выхода законодательства (принимая во внимание, что оно наверняка должно пройти во втором и третьем чтении), уже закладывать некоторые идеи в создание своего нового исполнительного органа. Так что история службы началась гораздо раньше, чем три года назад. И в общем-то все довольны, и я в том числе, что на 90% предвосхитили те шаги, которые были намечены в части реформы строительного бизнеса.

— Какие кадры приняты в службу и кем она пополняется?

— На прошедшем форуме, посвященном надзору и экспертизе в области строительства, мы не зря включили в повестку дня обсуждение проблемы кадров. Президент Национальной федерации профессионального образования Ю. П. Панибратов говорил, что нужно начинать вести специалиста с первого-второго курса, привлекать к себе на практику, заинтересовывать повышенными стипендиями и таким образом оставлять на производстве. К сожалению, в службе такой схемы не может быть, потому что и экспертиза, и строительный надзор — это те органы, которые осуществляют контроль над высококвалифицированными работниками, занятыми на строительных площадках. Мы экспертируем работу руководства и главных инженеров проектов.

А это значит, что знания наших специалистов должны быть на порядок выше. Поэтому работника со школьной или студенческой скамьи мы сразу взять не можем. Ставка делается на профессионалов, которые имеют достаточный профессиональный опыт, соответствующее образование и постоянно повышают свою квалификацию. Служба юридически выделилась из Комитета по градостроительству и архитектуре. Специалисты, которые там работали в соответствующих подразделениях, написали заявления об уходе с прежнего места работы и о приеме в службу, не покидая своего рабочего места буквально ни на час. Это были те профессионалы, которые знали эту работу. Но жизнь идет, мы принимаем новых работников, помогаем им, учим. Но все равно это люди, которые имеют достаточный опыт, прошли некоторые стадии по служебной лестнице. Это европейская и мировая практика. Мы в последние годы очень внимательно изучали опыт Германии. Там есть специальные квалификационные требования: эксперт должен не менее 5 лет возглавлять проектную организацию, не менее 3 лет отработать руководителем какого-то уровня в строительной организации. Потому что при экспертизе возникает столько вопросов, что непрофессионал не только не сможет принять необходимое решение, но и просто растеряется в ситуации, и его смогут переубедить.

— Чувствуется, да и по всему видно, что Вы увлечены своей работой. Чем она Вам интересна?

— В Петербург, тогда Ленинград, я приехал учиться в Политехническом институте. А до этого 6 лет приезжал сюда в гости к сестре. На выпускном экзамене в школе я написал в сочинении о том, что я желаю приехать в Петербург и заняться строительством. И с того времени я шаг за шагом приближался к своей цели. В строительстве я прошел путь от мастера, начальника участка, главного инженера, начальника строительного управления и так далее.

— Насколько служба, работая в режиме «единого окна», облегчает положение строителей и проектировщиков?

— Если раньше надо было обойти 3–5 инстанций, то сейчас достаточно прийти только к нам в службу. При этом, как некоторым могло показаться, никто не отменял законодательных актов по пожарному, экологическому, санитарно-эпидемиологическому надзору. Мы заключили соглашения с теми органами, которые ранее выполняли эту работу. У нас появился благодаря губернатору новый отдел в надзоре (50 человек), куда приняты специалисты именно из этих органов. Если раньше все вопросы они решали в разрозненных подразделениях, то сейчас работают в службе, и заказчику никуда не надо больше идти. Весь 2007 г. ушел у нас на то, чтобы все привыкли приходить только сюда.

— Служба из года в год добивается существенной экономии бюджетных средств, выделяемых на строительство. С помощью каких «рычагов»?

—У меня есть четыре патента на изобретения именно в этом направлении. Еще когда я работал в строительстве, уже тогда у меня были предложения в части применения материалов и так далее. Уже тогда изобретения дали большой эффект по сбережению средств. А сегодня работа экспертизы на то и направлена. Мы проверяем использование бюджетных средств, заложенных в каждом проекте, который к нам приходит. За 11 месяцев этого года у нас порядка 8 млрд. руб. сэкономленных средств. Вот у меня на столе лежит целый пакет жалоб от одного директора НИИ, который в 4 раза завысил смету в своем проекте. Он написал во все инстанции, вплоть до губернатора, что считает неправильными и неправомочными действия экспертизы, которая не приняла его технические решения как проектировщика. Ему везде ответили, что служба приняла абсолютно правильное и корректное решение, и никому не дано права разбазаривать бюджетные средства.

— Чем Вы занимаетесь в свободное время, как отдыхаете?

— Предпочитаю рыбалку. А вообще люблю активный отдых. Я живу за городом, ежедневно утром встаю пораньше, особенно летом. Утром и вечером гуляю с собакой. Зимой, чтобы дойти до калитки, надо сначала разгрести снег, который навалил за ночь. Это хорошая зарядка. Люблю читать, но на чтение сейчас мало остается времени.

Я живу в поселке Ропша и очень интересуюсь его историей. У нас там есть красивый «царский уголок» — развалины царского дворца. Мы попытались найти какие-то письменные источники об этом уголке. Нашли издания о Ропше 1949 и 1956 годов. Результатом проведенных исследований стала книга «Ропша», которую я совсем недавно получил из типографии. Все это — в свободное время. А так у меня очень много научной работы. Мы регулярно издаем для строителей сборники по инвестиционно-строительным проблемам, проектно-строительной документации и другие — на это тоже нужно время.

Дата: 10.12.2007
Татьяна Хоршева
"Петербургский строительный рынок" 12 (106)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!