Проблема подготовки строительных кадров: вопросы есть, ответов нет

1 стр. из 1

«Кадры решают все». Этот японский постулат сегодня актуален как никогда. Проблема нехватки квалифицированных рабочих специалистов, техников, инженеров затронула многие отрасли современного хозяйства. Не исключение и строительство.

А ведь от квалификации и грамотной работы строительных рабочих зависит и наша с вами безопасность. Именно подготовка кадров в современных условиях стала темой беседы с председателем Северо-Западного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), членом-корреспондентом РААСН, доктором экономических наук, профессором, лауреатом Государственной премии РФ Юрием Павловичем Панибратовым.

— Юрий Павлович, прежде чем коснуться острых проблем, расскажите о деятельности регионального отделения РААСН.

— Северо-Западное региональное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук — это 10 действительных членов-академиков, 24 члена-корреспондента и 36 советников. В рамках отделения работа идет по трем направлениям: архитектура, градостроительство и строительные науки. Все члены, входящие в состав академии в различных статусах, являются профессиональными работниками в организациях, компаниях, мастерских и т. д., каждый трудится на своем месте. Роль Северо-Западного отделения, как и академии в целом, — определение стратегических задач деятельности академии, выполнение научных исследований, решение научных вопросов по одному из направлений и кадровая политика. Ведь многие из членов академии — преподаватели высших учебных заведений, которые помимо обучения студентов готовят кандидатов и докторов наук.

Наше отделение проводит научные исследования по ряду направлений, среди которых строительство мобильных зданий и сооружений в экстремальных условиях, планирование развития городов, разработка технико-экономических показателей, а также повышение экономической эффективности решения строительных, архитектурных и градостроительных вопросов и проблем.

Общее собрание отделения проходит один раз в квартал. в частности, ближайшее заседание посвящено обмену мнениями по стратегическим объектам, построенным у нас в Санкт-Петербурге в прошедшем году, и по тем объектам, которые планируется построить в ближайшем будущем. Также мы подведем итоги предварительной работы.

Отдельно стоит остановиться на вопросе подготовки кадров.

Как я уже говорил, многие из нас занимаются преподавательской деятельностью.

Я в этом году консультировал защитившихся трех докторов наук по экономике строительства и руководил пятью аспирантами, которые успешно защитились.

— А как обстоят дела в области подготовки рабочих кадров?

— Это большая проблема. Очень остро сегодня инвестиционно-строительный комплекс города и Ленинградской области, да и России в целом, ощущает голод в строительных кадрах. И главным образом речь идет о рабочей силе. Так, в Петербурге в строительстве занято примерно от 220 — 250 тыс. рабочих. Так вот, из этого количества обычная миграция и естественная текучесть составляют примерно 10%, а ежегодная потребность комплекса в рабочих руках при современных темпах строительства — 20 тыс. человек. Профессиональную подготовку молодых специалистов осуществляют сегодня, назову их так — учебные мощности, оставшиеся от бывших СПТУ. Ежегодно они выпускают максимум 1 200 человек. В строительном комплексе Ленинградской области занято 30 тыс. человек, потребность при 10% миграции — 3 000 чел., а училища в состоянии готовить только 1 000 рабочих ежегодно.

Ощущая такой кадровый голод, крупные строительные холдинги и корпорации вынуждены заниматься самоподготовкой рабочих. Эта деятельность несвойственна строительному предприятию, ведь мы понимаем, что строители должны строить. Таким образом, проблема заявляет о себе во весь голос.

Современные объемы строительства диктуют сегодня достаточно жесткие условия. Так, только в Петербурге планируется ввести к концу этого года 2 млн. 100 тыс. — 2 млн. 200 тыс. кв. м жилья, а к 2010 г. планируется довести этот показатель до 3 млн. кв. м. Увеличение темпов строительства предусмотрено и строительным комплексом Ленинградской области. Понятно, что потребуется увеличение количества профессиональной рабочей силы в городе на 30%, а в области — примерно в два раза. Что делать в этой ситуации?

Проблема в том, что все те мощности училищ, что были до 90-х гг., практически ликвидированы: часть училищ приватизирована, часть продана, — поэтому нет ни материально-технической базы, нет, что особенно важно, мастеров-наставников и педагогов, которые не только преподавали теоретическую часть, но и учили молодых рабочих профессиональным навыкам. Таких мастеров сегодня нет.

О проблеме кадров, ее остроте говорят давно и долго, но решение до сих пор не найдено, нет четкой программы выхода из этого тупикового положения.

В силу своего жизненного опыта я предполагал, что этот вопрос должен быть решен в рамках «Союзпетростроя», первой корпоративной, профессиональной организации строителей, которая была создана более 10 лет назад. Затем мои надежды были связаны с Союзом строительных объединений и организаций, в который входит «Союзпетрострой», но они тоже не оправдались…

— Каковы, на Ваш взгляд, пути решения этой проблемы?

— Решение проблемы подготовки строительных рабочих кадров должно осуществляться по трем направлениям. Первое — создание материально-технической базы, на которой планируется подготовка кадров. Второе — подготовка мастеров-наставников, которые будут учить рабочих на этой материально-технической базе. Третье — источники финансирования.

Для того чтобы попытаться сдвинуться с мертвой точки, Российский союз строителей учредил Национальную федерацию профессионального образования (АНО «НФПО»), президентом которой я являюсь. Деятельность этой ассоциации распространяется на всю Россию, а зарегистрирована она в Санкт-Петербурге. Координационный совет обобщил ранее изученный зарубежный опыт в области подготовки кадров и пришел к следующим выводам. Так, наиболее интересными мы считаем японский и немецкий методы подготовки специалистов, а также опыт наших финских соседей, которых мы знаем как профессиональных строителей, строящих качественное жилье. Японский и финский опыт по источникам финансирования нам не подходит, потому что и в Японии, и в Финляндии все заботы, в том числе и финансовые, берет на себя государство.

У нашего государства, как нам объясняют, недостает на это средств. Действительно, какие-то крохи выделяются Министерством образования на начальную профессиональную подготовку, но это минимум. Поэтому наиболее подходящим для нас оказался опыт немецких коллег. Финансирование здесь осуществляется из трех источников: во-первых, средства поступают от союза работодателей (30–40%), во-вторых, — от государства (30%) и оставшуюся сумму выделяет профсоюз (20–25%), а учащиеся оплачивают оставшиеся 5% от стоимости образования.

— Допустим, вопрос финансирования будет решен, но кто сегодня пойдет учиться на рабочего?

— Если предположить, что создана материально-техническая база, подготовлены мастера-наставники, определены источники финансирования, действительно, а кого учить? Численность населения Санкт-Петербурга сокращается, фактически вся молодежь, которая заканчивает 11 класс, стремится в вузы или средние специальные учебные заведения. А те, кто мог бы быть обучен рабочим специальностям, практически отсутствуют. Поэтому на законодательном уровне должно быть решено следующее: требуется разрешить миграцию молодежи в Санкт-Петербург и обеспечить ее жильем.

В советское время именно Ленинград славился на весь СССР своей системой профессионально-технического образования. Была определена квота: количество иногородних молодых людей, которые могут приехать на постоянное место жительства. Все ПТУ имели хорошо оборудованные общежития, материально-техническую базу и мастеров. Сегодня в становлении рыночных условий в городе и области необходимо заново решать этот вопрос.

В том числе необходимо в средствах массовой информации поднимать престиж рабочих профессий.

И здесь опять существует ряд но…

Ведь для того чтобы привлекать молодых людей к рабочим специальностям, нужно показывать привлекательность труда рабочего. К великому моему сожалению, как профессионала, наши строительные площадки сегодня далеки от совершенства, и в подавляющем большинстве случаев существенно отстают и по порядку, и по дисциплине, и по оснащенности от, допустим, аналогичных стройплощадок в зарубежных странах. Мы знаем, кто сегодня работает на строительных объектах, —  это так называемые гастарбайтеры, которые в подавляющем большинстве и профессионалами-то не являются.

Какой выход может быть в этой ситуации. Например, открыть доступ для тех же гастарбайтеров не на один сезон, а на несколько лет и обучить их строительной профессии. Построить общежития, за год можно (в принципе). А вот где и на какой базе их учить — вопрос опять риторический.

Прежняя база сегодня уже малопригодна. Техника, технологии, строительные материалы изменились, шагнули далеко вперед. Современное оборудование очень дорогостоящее, да и мастера-наставники должны владеть знаниями работы на нем, а также о применении большого разнообразия новых материалов, обладать навыками работы с ними. Есть такое предложение — организовать строительный технопарк, где можно объединить усилия 5-го, 7-го и 10-го ПТУ по освоению учащимися нового оборудования и материалов. Мастеров имеет смысл немедленно обучить в Финляндии или Германии. Например, у немцев, в восточных землях, так уже оборудованы учебные комбинаты.

С 5 по 7 февраля на базе ГАСУ будет проводиться международная конференция по проблемам профессиональной подготовки кадров. Уже подтвердили свое участие 4 немецкие компании и 3 финские, будут гости из Белоруссии и Украины, пригласим Комитет по образованию, Комитет по высшей школе, руководителей крупных строительных корпораций. Уже пора, наконец, найти практическую реализацию для всех наболевших вопросов.

Дата: 10.12.2007
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12 (106)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!