Техносферная и экологическая безопасность

1 стр. из 1

С 21 по 23 ноября 2007 г. в Петербургском государственном университете путей сообщения состоялась I Международная научно-практическая конференция «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте». Однако вопросы, поднятые на ней, были достаточно актуальны для российской промышленности в целом и строительства в частности.

Решение проблемы охраны труда и промышленной безопасности сегодня является обязательным и одним из приоритетных в разных отраслях современной российской промышленности. При этом основные направления деятельности для управленческих структур очерчены давно: охрана труда, промышленная безопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды.

Вокруг этих основных направлений и шел разговор на конференции. Выступавших было много, они представляли различные вузы путей сообщения и транспортные организации страны. Прибыло 126 человек из Хабаровска, Иркутска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Омска, Волгограда, Екатеринбурга, Москвы, Самары и др. городов. Были гости и из не очень дальнего зарубежья — Бургаса (Болгария) и Каунаса (Литва). Темы выступлений — самые не-ожиданные. Говорили о необходимости экологического мониторинга воды и почвы, о тщетной борьбе с загрязнителями Байкала и Ангары (Е. Руш, Иркутск), о необходимости создания санитарных защитных зон не только вдоль транспортных трасс, но и вокруг любых возведенных сооружений. А гость из Каунаса (А. Поцюс) поделился даже результатом научного исследования последствий от разброса размельченных частиц с дисков машины, посыпающей улицу песком, смешанным с солью…

Но с особым вниманием участники слушали члена Общественной палаты Российской Федерации В. Белозерова. Его выступление, как и полагается человеку государственному, привлекло широтой охвата проблемы и касалось не только железнодорожного транспорта. Как каждый россиянин, он прекрасно понимает, что Россия — благословенная страна по природным и климатическим показателям. У нас богатые почвы, много воды, огромное количество ископаемых. Нас, по большому счету, обходят стороной тайфуны и торнадо, наводнения и цунами. Но мы можем сами погубить себя.

— Основные причины и источники угроз населению и экологии России нынче сосредоточились в области техногенных катастроф, —сказал В. Белозеров. — Техногенная безопасность становится доминантой обеспечения экономической, а в целом национальной безопасности Российской Федерации.

Даже неспециалисту сегодня понятно, что только развитие высоких производственных и интеллектуальных технологий на основе научно-технического прогресса способно смягчить и даже не допустить многих негативных последствий ошибочных решений, грозящих национальной безопасности в экономической, техногенной, политической, демографической, оборонной и информационной сферах.

Понятно также, что прогресс, ускорение социально-экономического развития, рост внутреннего валового продукта определяют общественный заказ на сохранение производительных сил, центральной фигурой которых является человек и качество его жизни.

Каковы же причины многочисленных нарушений в области охраны труда на предприятиях?

По словам В. Белозерова, анализ, проводимый в последние годы, выявил несколько основных:
 ненадлежащее исполнение работодателями своих функций в части организации работы по охране труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда, обеспечению работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также неудовлетворительное исполнение должностных обязанностей по охране труда руководителями структурных подразделений;
 отсутствие надлежащего обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, допуск работников к выполнению работ без обучения и проверки знаний по охране труда, инструктажа и стажировки;
 отсутствие локальных нормативных актов по охране труда, должностных инструкций, определяющих обязанности руководителей и специалистов по охране труда;
 неисполнение технологических регламентов проектов производства работ, необеспечение мер безопасности при эксплуатации оборудования.
Практически все выступавшие, говоря о причинах многочисленных нарушений, ос-новной называли слабое исполнение работодателями своих профессиональных функций. А это, как известно, резко снижает уровень безопасности на любом производстве.

Но только в выступлении В. Белозерова, как я уже отмечал, четко было сказано, что центральной фигурой социально-экономического развития является человек и качество его жизни.

Качество… О качестве управленческих решений на транспорте вообще говорилось мало. Чаще употреблялся термин «безопасность». Практически никто при этом не напомнил, что современное понятие «качество жизни» является синонимом «безопасности жизни». Закон о техническом регулировании как раз так и трактует термин качество.

Именно «опасность» является доминирующим понятием в процессе функционирования промышленного предприятия.

В. Белозеров основные опасности разделил на следующие группы:
 опасности, связанные со снижением и потерей государственного управления в области безопасности на промышленных объектах, в том числе и транспортных комплексах;
 опасности, связанные с выдвижением в качестве преобладающих над приоритетами сохранения безопасности жизни работающих экономических результатов производства;
 опасности, обусловленные общим снижением научно-технического потенциала России в потенциально опасных сферах деятельности;
 опасности, являющиеся следствием катастрофического старения основных фондов без их модернизации и замещения по новым критериям природно-техногенной безопасности;
 опасности, вызванные замедлением развития систем мониторинга опасных природных процессов (землетрясения, оползни, затопления и т. п.) и диагностики состояния техносферных комплексов;
 опасности, являющиеся следствием доминирования на государственном и региональном уровнях мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера над мероприятиями по их предупреждению.

И тут на первом месте оказывается «снижение и потеря государственного управления в области безопасности…». Получается, что все проблемы безопасности, то бишь качества на промышленных предприятиях, на транспорте, в строительстве, идут в основном от низкого качества управленческих работ..?

Может быть, поэтому в выступлениях только один раз прозвучало словосочетание «менеджмент качества». Если перевести дословно, то это звучит как «управление качества». Слово «менеджмент» (от английского management) означает управление, организация, а в упрощенном понимании — это искусство управлять. Управление бизнесом начинается с административного управления, включая управление различными материалами, ресурсами (в том числе человеческими и информационными) и маркетинг, и заканчивается управлением инновациями, инвестициями, проектами. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

А у нас, выходит, управляют… качеством! Захотят — сделают его высоким, захотят — немного понизят… Один из участников конференции во время кофе-брейка глубоко задумался (ученый все-таки…), когда я задал ему этот вопрос.

А ведь проблемы безопасности (читай — качества) достаточно недвусмысленно ставятся в важнейших государственных документах. Например, в действующей «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» прямо сказано, что «ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности».

Дополнительными угрозами экономической безопасности России в связи с рисками природно-техногенных катастроф могут стать такие, как техногенный терроризм, несоблюдение и нарушение производственной, технологической, регламентной, охранной дисциплины на предприятиях.

Конечно, мониторинг безопасного состояния производственных объектов, государственное регулирование, техническое и технологическое перевооружение в свете концепции безопасности, воспитание культуры безопасного труда у населения России позволят обеспечить некоторые условия качественной и бестравматической среды обитания. Но важнее, безусловно, помнить, что паровоз создавался не для машиниста…

 

Дата: 10.12.2007
Анатолий Ксенин
"Петербургский строительный рынок" 12 (106)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!