Систему ликвидации разливов нефти пора финансировать

1 стр. из 1

19 декабря 2007 г. первый вице-премьер РФ Сергей Иванов провел очередное заседание Морской коллегии, посвятив его вопросам обеспечения безопасности морской деятельности, а также созданию единой системы информационного обеспечения всех морских судов (рыболовецких, военных, гражданских и др.), находящихся в море.

Следует признать, что момент для этого был выбран точно — первые последствия катастрофы в Керченском проливе были к тому времени с поразительной быстротой ликвидированы, а морские спасатели из Госморспасслужбы России 13 декабря присоединились к устранению последствий аварии танкера Heibei Spirit в районе порта Инчен. 7 декабря 2007 г. в Корее гонконгский танкер потерпел аварию, в результате которой произошел разлив свыше 8 тыс. т сырой нефти. Корея обратилась к россий-ской стороне с просьбой о помощи, и эта помощь была оказана.

«Все последствия трагедии в Азовском море полностью ликвидированы. Из затонувшей части танкера мазут откачан. Никакого ущерба на сегодняшний день нет и быть не может», — сказал С. Иванов на встрече президента с членами правительства.

В ловушке

В воскресенье 11 ноября 2007 г. в результате сильнейшего шторма в акватории Черного моря и в Керченском проливе (пострадала также акватория моря в районе острова Коса Тузла, крымское побережье Азовского моря) потерпели крушение 12 судов, из них восемь российских. Четыре судна — российские сухогрузы «Вольногорск» с двумя тоннами серы на борту, «Нахичевань», также груженый серой, «Кромвель», получивший пробоину, натолкнувшись на «Вольногорск», и грузинский «Хачь Измаил» — пошли ко дну. Шесть судов — сухогрузы «Вера Волошинская» (Украина), «Зияя Кос» (Турция), «Капитан Измаил» (Турция), баржи «Дика», «Диметра», плавкран «Севастополец» — были сорваны с якорей и сели на мель. Два российских танкера «Волгонефть-123» и «Волгонефть-139» получили тяжелые повреждения. Закрепленный на якорной стоянке около российского порта «Кавказ» и вынесенный на гребень волны танкер «Волгонефть-139», в трюмах которого находилось 4777 т мазута, был буквально разорван пополам. Носовая часть, удерживаемая якорями и цепями, осталась в порту. Находившиеся на корме члены экипажа смогли завести двигатель и в течение 12 часов дрейфовали в северном направлении, в район косы Тузла.

Люди

На борту российского сухогруза «Нахичевань» находилось 11 человек. Троих подобрали украинские спасатели чуть живыми. Они более 40 минут пребывали в холодной воде. Тела других трех моряков с «Нахичевани» российские пограничники нашли в понедельник 12.11.07 у острова Тузла. 13.11.07 они были опознаны родственниками. Остальные пятеро считаются без вести пропавшими. Грузинский сухогруз «Хачь Измаил», направлявшийся из украинского порта Мариуполь в Сирию с грузом металлолома, перевернулся и пошел ко дну около западного побережья Крыма, на траверзе мыса Херсонес, утром 11 ноября. На его борту находилось 17 человек. Спаслись только двое. Экипажи трех затонувших теплоходов, к счастью, не пострадали. Были госпитализированы 32 моряка.

О том, что надежды найти живыми пропавших без вести уже нет, руководитель Госморспасслужбы Министерства транспорта РФ Анатолий Янчук заявил 13.11.07.

В среду, 14.11.07, активная поисковая операция была свернута.

Нефть и сера

Из разломившегося пополам танкера «Волгонефть-139» в море излилось около 2 тыс. т мазута. Кроме этого, в воду попало около 6800 т гранулированной технической серы. При низкой температуре воды мазут оседает на дно. В период потепления он начинает всплывать, и пленка нефтепродуктов может покрыть огромную акваторию. Поэтому уже 12.11.07 в штабе по ликвидации последствий стихийного бедствия оперативно разрабатывались варианты срочной откачки оставшегося мазута из разорванного на две части танкера. Следующий шторм мог разрушить судно окончательно, и тогда весь опасный груз оказался бы в море. А чем может обернуться аналогичная катастрофа в северных морях — например, на Севморпути? Ведь собрать нефть в арктических условиях практически невозможно.

Экологическая катастрофа

По оценкам экологов, в зоне бедствия от разлившихся нефтепродуктов погибло порядка 30 тыс. пернатых. По данным экспертов Росприроднадзора, ущерб рыболовству в результате загрязнения моря в Керченском проливе оценивается в 3,6 млрд руб.

Многие эксперты считают, что причину случившегося надо искать в том, что в 1999 г. в Керченском проливе, в российском порту «Кавказ», был организован перегрузочный комплекс «Таманский». Российский эколог Андрей Рудомаха в интервью Postimees сказал: «Страшно то, что в чрезвычайно сложной экосистеме пролива, где сильно опресненное Азовское море соединяется с Черным и создает неповторимый экобаланс, находятся два нефтеперевалочных пункта. На российском берегу в 1999 г. был организован рейдовый перегрузочный комплекс «Таманский» — фактически «плавучий» нефтехимический порт. Украинский порт Керчь также начал подобную рейдовую перевалку на одной из якорных стоянок в 2001 г.

Все осуществляется по примитивной технологии — с борта на борт. Фактически тут всегда была «мина замедленного действия», а находящиеся на рейде в узком, без каких-либо естественных укрытий, проливе суда, количество которых могло доходить до 150, только усугубляли ситуацию».
В результате в Керченском проливе на рейде постоянно находилось большое количество судов с опасными грузами. Причем ни в порту «Кавказ», ни в Керченском порту не были организованы эффективные системы ликвидации аварийных разливов нефти, эти порты не были обеспечены необходимыми техническими средствами для сбора разлившихся нефтепродуктов.

Ликвидация последствий

Для ликвидации последствий аварий в Керченский пролив были направлены буксиры «Капитан Задорожный», «Посейдон», «Меркурий», специализированное судно «Светломор-3». Главный итог принятых в первые часы мер — спасенные люди. Всего с терпящих бедствие судов удалось спасти 37 человек. Как сообщала пресс-служба МЧС РФ, к спасательным, поисковым и аварийным работам в районе Керченского пролива Росморречфлот и Госморспасслужба России уже 12 ноября привлекли около 500 человек, 14 судов, 3 тыс. м боновых заграждений, два нефтесборных трала, четыре скиммера для сбора нефтяных пятен на воде, две нефтеперекачивающие системы и два вертолета. Ситуация осложнялась тем, что вертолеты спасателей, готовые к вылету, из-за сильного ветра не могли барражировать в районе ЧП. Перекачка мазута с доставленного в порт Кавказ танкера «Волгонефть-123», который во время шторма получил трещину, была завершена 13 ноября. В тот же день спасатели приступили к откачке мазута из кормовой части разломившегося танкера «Волгонефть-139». Правда, погода не позволила сделать это оперативно. Тем не менее 15 ноября работа была закончена, и кормовую часть танкера отбуксировали в порт Кавказ. Сбором мазута с поверхности воды постоянно занимались с/с «Светломор-3» и катер-нефтесборщик «Ламор». Погодные условия позволили водолазам осмотреть носовую часть танкера «Волгонефть-139» и сухогруз «Вольногорск» лишь 21 ноября.

На работах по очистке прибрежной полосы и водной поверхности у береговой линии в районе косы Тузла и косы Чушка были задействованы до 1,5 тыс. человек, более 200 единиц техники. ФГУП «Новороссийское УАСПТР», МЧС, Минобороны России использовали все имеющиеся силы и средства. К работам по сбору мазута с прибрежной полосы и водной поверхности у береговой линии были привлечены студенты ряда вузов, в том числе курсанты Новороссийской государственной морской академии им. адмирала Ф. Ф. Ушакова. Всего с начала работ собрано более 30 тыс. т замазученного грунта.

На 66 сутки после катастрофы, 15 января, были взяты пробы поверхностных морских вод. «Интерфакс» сообщает, что в районе прибрежных акваторий Керченского пролива, Азовского и Черного морей загрязнение растворенными нефтепродуктами стабилизировалось на уровне, не превышающем 0,2–0,4 ПДК. Чуть больше — 0,6 ПДК — концентрация нефтепродуктов составила на юго-западном побережье косы Тузла, которое приняло на себя основную массу разлившегося мазута. А вот пробы в районе порта Темрюк, удаленного от района крушения на несколько десятков километров, показали, что концентрация нефтепродуктов в придонном слое превышает поверхностную в 3 раза и составляет 0,6 ПДК.

Межведомственная комиссия разбирается в причинах гибели судов в Керченском проливе. Однако уже сейчас ясно, что экономить на безопасности мореплавания нельзя. Конечно, Минтранс, Росморречфлот, Госморспасслужба в ноябре этого года показали, что они в состоянии проводить масштабные поисково-спасательные операции. Но ведь катастроф можно было и избежать...

С докладом на морской коллегии выступил министр транспорта…

19 декабря 2007 г. министр транспорта Игорь Левитин принял участие в заседании Морской коллегии при Правительстве РФ и выступил с докладом по вопросу «О реализации положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в части обеспечения безопасности морской деятельности». Г-н Левитин сообщил, что в правительство будет представлен доклад комиссии, расследующей причины драмы в Керченском заливе. Однако некоторые уроки, по мнению министра, можно извлечь уже сейчас. (Наконец то!) «Нужно пересмотреть инвестиции для строительства судов, занимающихся спасением людей и очисткой моря от последствий загрязнения, использовать международный опыт в создании национального фонда по ликвидации последствий катастроф на море», заявил г-н Левитин. 

…а руководитель Госморспасслужбы докладывал в позапрошлом году

«Россия к 2020 г. может остаться без аварийно-спасательного флота», заявил 23 ноября 2006 г. на заседании совета Федерального агентства морского и речного транспорта руководитель федерального государственного учреждения «Госморспасслужба» Анатолий Янчук. По его словам, материально-техническая база ФГУ устарела. По состоянию на 1 ноября 2006 г. в состав аварийно-спасательного флота входят 79 единиц спасательных судов и катеров, из них эксплуатируется только 55 единиц. До 2010 г. из общего количества списанию подлежат 40 судов.

По словам А. Янчука, практически весь типовой ряд групп судов находится в эксплуатации с просроченным сроком службы (средний срок службы составляет 23 года).

А. Янчук отметил, что при отсутствии поставок новых судов уже с 2010 г. практически прекратится функционирование буксиров-спасателей, водолазных судов и спасательных катеров; к 2020 г. Россия может остаться без спасательного флота.

Первый вице-премьер расставил приоритеты

Из вступительного слова первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации, председателя Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации С. Б. Иванова на заседании Морской коллегии «…В ближайшей перспективе нам предстоит осваивать углеводородные месторождения арктического шельфа. А как вы понимаете, в случае разлива нефти в холодных арктических водах восстановление природной среды может затянуться даже не на годы, а на десятилетия. Поэтому необходимо максимально снизить вероятность таких аварий, а также создать все условия для минимизации ущерба, если это все-таки случится.

И эти задачи должны решаться в упреждающем и приоритетном порядке».

«Ликвидация разливов нефти с судов и других объектов возложена на Министерство транспорта. Для выполнения работ в этой области в системе Росморречфлота создано федеральное государственное унитарное предприятие «Госморспасслужба России». Однако необходимо признать: состояние производственной базы ее подразделений не позволяет в настоящее время адекватно реагировать на аварийные ситуации. Суда и оборудование изношены. Оснащенность оборудованием для ликвидации разливов нефти не превышает 39%».

«Существующая в настоящее время система страхования не позволяет оперативно и в полном объеме компенсировать затраты государства по локализации и устранению последствий аварий, а также ущерба, нанесенного природной среде, населению и хозяйствующим субъектам. Поэтому считаю, что следует смелее использовать опыт иностранных государств. Во всем мире давно и успешно применяется практика, когда при заходе в порты, проливы, территориальные воды судовладельцы обязаны иметь полис, гарантирующий покрытие основных рисков, обеспечивающий своевременные и адекватные выплаты в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, меры по комплексному решению проблем безопасности морской деятельности в обязательном порядке должны найти отражение в разрабатываемой Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2020 года и на более отдаленную перспективу, а также при реализации мероприятий третьего этапа федеральной целевой программы «Мировой океан».

…И был подписан «Протокол»

О ходе реализации положений Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года в части обеспечения безопасности морской деятельности
1. Минтрансу России (И. Е. Левитину) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в первом квартале 2008 г. подготовить предложения, направленные на обеспечение выполнения лицензионных требований к судам, эксплуатируемым сверх нормативного срока и не удовлетворяющим требованиям международных обязательств Российской Федерации в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения, а также по обязательному оборудованию судов морского и внутреннего плавания средствами глобального мониторинга.
2. Минобороны России (А. Э. Сердюкову) при подготовке проекта ежегодного доклада Президенту Российской Федерации «О комплексной оценке состояния национальной безопасности в области морской деятельности в 2007 году» отразить в нем состояние системы обеспечения безопасности морской деятельности.
3. Минтрансу России (И. Е. Левитину), МЧС России (С. К. Шойгу), Минфину России (С. Д. Шаталову), Минпромэнерго России (В. Б. Христенко), Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству (А. А. Крайнему) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и страховых организаций в целях установления ответственности и финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих в том числе обязательное страхование ответственности грузоперевозчиков за возможное причинение вреда окружающей среде.
Предложения представить в Морскую коллегию при Правительстве Российской Федерации до 1 мая 2008 г.
4. Минтрансу России (И. Е. Левитину), Минфину России (С. Д. Шаталову) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти представить в первом квартале 2008 г. согласованные предложения по приоритетному финансированию содержания и оснащения аварийно-спасательных формирований.
5. Минэкономразвития России (Э. С. Набиуллиной), Роснауке (С. Н. Мазуренко),
Росгидромету (А. И. Бедрицкому) с участием заинтересованных организаций обеспечить проведение в 2008–2009 гг. научных исследований опасных и катастрофических явлений, связанных с Мировым океаном, в том числе и в рамках третьего этапа реализации ФЦП «Мировой океан».
6. Минтрансу России (И. Е. Левитину), Минобороны России (А. Э. Сердюкову), ФСБ России (Н. П. Патрушеву), Минпромэнерго России (В. Б. Христенко), Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству (А. А. Крайнему), Росгидромету (А. И. Бедрицкому) с участием заинтересованных организаций в 2008 г. организовать работу по:
восстановлению и развитию сети судов добровольных гидрометеорологических наблюдений;
усилению контроля за заходами судов в российские порты с целью предотвращения их затопления;
подготовке концепции федерального закона о защите морей от загрязнения опасными веществами, в котором предусмотреть создание компенсационного национального фонда для финансирования работ по ликвидации аварий, связанных с загрязнением морей опасными веществами.

О результатах проделанной работы доложить на заседании Морской коллегии в декабре 2008 г.

На полное восстановление экосистемы Керчинского пролива понадобится 5–10 лет. Такой прогноз дали представители экологических организаций на пресс-конференции, посвященной последствиям катастрофы в Керченском проливе. Очевидно, что вопрос разработки механизма компенсации возможного ущерба окружающей морской среде при транспортировке нефти морем приобретает все большую актуальность. Министерство транспорта выступает за создание в России специального национального фонда с учетом иностранного опыта в данной области и в этой связи планирует начать разработку проекта федерального закона о защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения.

Дата: 26.02.2008
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (37)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!