Основные направления геологоразведочных работ на континентальном шельфе России

1 стр. из 1

В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 г. и направленным на ее реализацию проектом Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации, рассмотренным и одобренным на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ 17 октября 2003 г., а 12 мая получившим одобрение на заседании Правительства РФ, континентальному шельфу страны отводится важная роль в наращивании запасов и организации масштабной добычи нефти и газа на морских месторождениях, в первую очередь на шельфах Каспийского, Охотского, Баренцева, Карского и Балтийского морей.

Вместе с тем, анализ показывает, что в связи с ограниченными объемами морских геологоразведочных работ в последние годы разведанных запасов на шельфе пока явно недостаточно для длительного обеспечения намечаемой морской добычи углеводородного сырья (УВС), особенно нефти. Для решения поставленных задач по наращиванию минерально-сырьевой базы УВС в период до 2020 г. на континентальном шельфе предстоит выполнить огромные объемы геолого-разведочных работ как за счет госбюджета (региональные исследования в слабоизученных перспективных регионах), так и за счет частных инвесторов (так называемые «мультиклиентные» геофизические съемки) и недропользователей (работы на лицензионных участках).

К настоящему времени геолого-геофизические работы на континентальном шельфе России размещены в высшей степени неравномерно и выполнены с различным качеством, обусловленным в основном периодом проведения работ: работы 70-х и даже 80-х гг. прошлого века резко уступают по качеству современным съемкам. При этом даже относительно хорошо исследованные геолого-геофизическими методами российские секторы Балтийского и южных морей, шельф острова Сахалин, Печорское море, южная часть Баренцева моря на порядок уступают по степени изученности таким известным морским нефтегазоносным регионам, как Северное море или Мексиканский залив. Северные же районы Баренцева и Карского морей и весь шельф восточной Арктики изучены лишь редкой сетью сейсмических профилей, восточнее Таймыра на арктическом шельфе России не пробурено ни одной скважины.

Недостаточная изученность углеводородного потенциала российского шельфа вследствие невысокой, в среднем, изученности акваторий, наряду с недостаточностью объемов доказанных (разведанных) запасов нефти и газа, отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности континентального шельфа России; особенно это касается шельфов арктических и дальневосточных морей, отличающихся неблагоприятными экономико-географическими условиями.

Нераспределенный фонд недр континентального шельфа остается важнейшим объектом исследований. В целом, стратегическая линия развития недропользования направлена на постепенную подготовку участков континентального шельфа к лицензированию. Однако степень инвестиционной привлекательности подготовленных участков и, соответственно, перспективность их для освоения будут определены только после выполнения необходимых объемов региональных и поисковых геологоразведочных работ (как плановых, выполняемых за счет средств федерального бюджета, так и «мультиклиентных» съемок), геологического анализа результатов и уточняющей оценки их углеводородного потенциала.

Осуществление эффективного государственного управления фондом недр континентального шельфа требует регулярного обоснования основных направлений, объемов и объектов морских геологоразведочных работ (ГРР), выполняемых за счет средств федерального бюджета, и соответствующей корректировки программ лицензирования пользования недрами шельфов морей России, с учетом интересов как государства, так и потенциальных недропользователей.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное планирование ГРР, является наличие основополагающего документа, определяющего долгосрочную стратегию государства в области изучения углеводородных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. Таким документом после тяжелейших 90-х гг. прошлого века, когда морские работы выполнялись (если выполнялись) в ничтожных объемах, стала принятая в 2001 г. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 г.

Для обеспечения реализации изложенных в доктрине положений в разработанную Министерством природных ресурсов России «Долгосрочную программу действий МПР России в части разведки и использования природных ресурсов и обеспечения охраны окружающей среды», утвержденную приказом МПР РФ за № 599 от 21.08.2001 г., применительно к проблеме изучения и освоения углеводородных ресурсов были включены следующие положения, обеспечивающие их выполнение мероприятия и ожидаемые результаты (табл. 1).

Табл. 1. План реализации Морской доктрины РФ в области изучения углеводородных ресурсов шельфа

№ п/п

Положения Морской Доктрины

Мероприятия

Срок исполнения

Срок исполнения

3

Разработка известных месторождений и интенсивная разведка нефти и природного газа на континентальном шельфе Российской Федерации

1. Разработать государственную стратегию недропользования на континентальном шельфе Россий-
ской Федерации

2002 г.

1. Разработка Концепции изучения и освоения углеводородных ресурсов морской периферии России в новых экономических условиях до 2020 года. Разработка «Программы лицензирования и проведения геологического изучения, разведки и разработки углеводородных ресурсов до 2020 года»

-

-

2. Произвести количественную и геолого-экономическую переоценку прогнозных ресурсов углеводородного сырья

2002 г.

2. Обеспечение прироста прогнозных ресурсов 6–7 млрд т условного топлива

-

-

3. Выполнить геолого-геофизическое изучение зон нефтегазонакопления в целях подготовки участков морского дна на континентальном шельфе Российской Федерации, перспективных на углеводородные ресурсы, для предъявления их на лицензионные конкурсы на их разведку и разработку

2010 г.

3. Представление на лицензионные конкурсы не менее 25 участков морского дна на континентальном шельфе Российской Федерации суммарным ресурсом не менее 2,5 млрд т, что обеспечит поступление в госбюджет не менее $2,5 млрд

-

-

4. Организовать проведение аукционов на право пользования участками недр

Ежегодно по

2–3 участка

4. Обеспечение дополнительных поступлений в федеральный бюджет финансовых средств за пользование недрами

4

Сохранение на континентальном шельфе Российской Федерации разведанных запасов минеральных ресурсов в качестве стратегического резерва

1. Выполнить региональные геолого-геофизические исследования на шельфе арктических и дальневосточных морей с целью прироста прогнозных углеводородных ресурсов в качестве стратегического резерва России

2002–2010 гг.

1. Обеспечение прироста прогнозных ресурсов 35–40 млрд т условного топлива

-

-

2. Предусмотреть отнесение отдельных высокоперспективных на углеводородное сырье участков к объектам федерального значения с занесением их в государственный реестр, утверждаемый Правительством Российской Федерации

2002–2020 гг.

2. Сохранение стратегического топливно-энергетического потенциала России

По существу, были намечены важнейшие ориентиры для изучения геологического строения и перспектив нефтегазоносности континентального шельфа:
региональное изучение слабоизученных областей арктических и дальневосточных морей как последнего крупного резерва углеводородных ресурсов России за счет средств федерального бюджета; привлечение к освоению нефтегазового потенциала шельфа государственных и частных инвесторов путем организации лицензионных конкурсов (аукционов) на право разведки и разработки подготовленных МПР РФ наиболее перспективных на нефть и газ участков континентального шельфа.

Параллельно с разработкой Концепции изучения и освоения углеводородных ресурсов мор-ской периферии России в новых экономических условиях до 2020 г. (в процессе подготовки названия этого документа менялись — «Единая государственная стратегия...», «Государственная стратегия...», «Концепция...») под общим руководством ВНИГНИ был подготовлен проект «Пообъектного плана региональных работ, выполнение которых планируется за счет средств федерального бюджета МПР России в 2004–2010 гг. (нефть и газ)», прошедший неоднократные обсуждения в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра), включвший предложения морских геолого-геофизических организаций России, обобщенные головным научно-исследовательским институтом ФГУП «ВНИИОкеангеология». Следует отметить, что в целом, исключая параметрическое бурение, этот план до 2005 г. включительно успешно реализовывался.

В конце 2005 г. Федеральное агентство по недропользованию предложило ФГУП «ВНИИОкеангеология» совместно с другими морскими научно-исследовательскими и производственными организациями разработать единую Программу регионального геологического изучения нефтегазоносности и недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации до 2020 г. (далее — Программа) на основе двух отдельных документов (по региональным работам и лицензионной деятельности), проекты которых были подготовлены в рамках создания вышеупомянутой государственной стратегии. Критически-конструктивное обсуждение проекта Программы состоялось 15 февраля 2006 г. в ФГУП «ВНИИОкеангеология» на расширенном заседании экспертного совета научно-координационного центра «Морнедра» (председатель — И. М. Мирчинк). После внесения в проект Программы уточнений и исправлений, предложенных участниками заседания, он был передан в Роснедра 26 февраля 2006 г., одобрен НТС Роснедра под председательством П. В. Садовника и 1 марта 2006 г. передан в МПР РФ.

До 2010 г. проект Программы наследует и развивает упоминавшийся «Пообъектный план региональных работ ... в 2004–2010 гг. (нефть и газ)». Кроме того, при обосновании региональных геолого-геофизических работ учитывалась программа выполнения опорных геолого-геофизических профилей (геотраверзов), отрабатываемых на территории и акваториях России в 2006–2010 гг. по линии общерегионального изучения и финансируемых Управлением геологических основ науки и информатики Роснедр.

В целом, Программа исходит из того, что, по существующей практике, геолого-геофизические работы за счет средств федерального бюджета, как правило, не выходят за пределы стадии выявления объектов поискового бурения поисково-оценочного этапа. При этом с учетом того, что на большей части российского континентального шельфа, включающей арктические и дальневосточные моря, практический интерес представляют только наиболее крупные ловушки площадью в десятки-сотни кв. км, могущие содержать уникальные и крупные месторождения нефти и газа. Эта задача может успешно решаться при сгущении регулярной редкой сети сейсмических профилей до плотности 0,4–0,5 км/кв. км, а для большинства районов арктического шельфа — даже меньшей.

В соответствии с Временным положением об этапах и стадиях геологоразведочных работ на нефть и газ (Приказ МПР РФ № 126 от 07.02.2001 г.), целью региональных геолого-геофизических работ является изучение основных закономерностей геологического строения слабо исследованных осадочных бассейнов и их участков и отдельных литолого-стратиграфических комплексов, оценка перспектив их нефтегазоносности и определение первоочередных районов и литолого-стратиграфических комплексов для постановки поисковых работ на нефть и газ на конкретных объектах.

В соответствии с задачами, региональный этап делится на две стадии: прогноза нефтегазоносности и оценки зон нефтегазонакопления.

На стадии прогноза нефтегазоносности основным объектом изучения являются осадочные бассейны и их части. К важнейшим видам работ относятся сейсморазведочные работы по системе опорных профильных пересечений и бурение опорных и параметрических скважин на опорных профилях. Одним из главных итоговых документов является схема нефтегазогеологического районирования с дифференцированием акваторий по перспективам нефтегазоносности и выделением первоочередных зон для проведения работ следующей стадии. Выполняется оценка прогнозных ресурсов по категориям D2 и частично D1.

На стадии оценки зон нефтегазонакопления основной объект исследования — нефтегазоперспективные зоны и зоны нефтегазонакопления. Предлагается выполнение исследований «по более плотной сети наблюдений», а в число основных решаемых задач входят: выявление субрегиональных и зональных структурных соотношений между различными нефтегазоперспективными и литолого-стратиграфическими комплексами, основных закономерностей распространения свойств пород-коллекторов и флюидоупоров и изменения их свойств; уточнение нефтегазогеологического районирования; количественная оценка перспектив нефтегазоносности (по категории D1 и частично D2); выбор районов и установление очередности проведения на них поисковых работ.

На начальной стадии следующего, поисково-оценочного, этапа (стадия выявления объектов поискового бурения), предусматривающей сейсморазведку по системе взаимоувязанных профилей, производится оценка прогнозных локализованных ресурсов (D1Л). Далее (стадия подготовки объектов к основному бурению) в итоге детальной сейсморазведки составляется паспорт на подготавливаемую структуру с оценкой перспективных ресурсов категории С3.

Стратегическими регионами размещения геологоразведочных работ на нефть и газ за счет средств федерального бюджета в период 2006–2010 гг. являются акватории Баренцева, Карского и Охотского морей, береговые зоны которых рассматриваются как плацдармы развития будущих прибрежно-морских центров нефтегазодобычи. В этот период здесь планируется выполнение почти 60% всех объемов ГРР. На остальных акваториях (Восточная Арктика, Берингово море, Азово-Черноморский бассейн) работы в этот период проводятся в ограниченных объемах и связаны в основном с геологической рекогносцировкой и отчасти с решением задач делимитации. Планируемый суммарный объем региональных ГРР на период 2006–2010 гг. составляет 59,5 тыс. пог. км комплексных геолого-геофизических исследований, с учетом отсутствия необходимого оснащения, без опорно-параметрического бурения.

Передача производственных объектов в подряд для выполнения работ осуществляется на основании конкурсов. Обязательным общим условием выполнения работ является использование современных технических средств и технологий, в частности сейсмических кос длиной 6–8 км, и исследование осадочного разреза акваторий на всю его глубину. Целесообразна организация внешней приемки полевых работ. Обязательным условием региональных исследований является также выполнение независимого комплекса работ по систематизации и научному анализу новых результатов совместно с данными предшествующих исследований, проводимого как по завершении каждой из фаз производственных работ, так и по завершении их полного цикла на каждой акватории и на группах акваторий. Целью этих работ должна стать объективная оценка ресурсного потенциала изученных акваторий, создание и ведение геологических моделей, мониторинг ресурсов.

Объемы, виды и районы размещения планируемых работ могут претерпевать большие или меньшие изменения в связи со следующими обстоятельствами:
наметившийся в последнее время более активный интерес недропользователей к региональному изучению акваторий (восточно-арктические моря);
необходимость применения нестандартных подходов к изучению шельфа (например, в зоне мелководья моря Лаптевых), которые могут обусловить резкое уменьшение планируемых сегодня объемов работ за счет большей трудоемкости и стоимости реально отработанных объемов;
в ряде случаев для обеспечения большей привлекательности для инвесторов будущих лицензионных участков за счет федерального бюджета, возможно, потребуется выявление большинства локальных объектов в том или ином районе шельфа и подготовка локальных объектов к бурению с оценкой перспективных ресурсов УВ по категории С3.

Поскольку, наряду с выполнением сейсморазведочных работ в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском в 2006–2010 гг., планируется проведение на акваториях всех морей восточно-арктического шельфа современной аэрогеофизической съемки масштаба, в среднем, 1:500 000 (в действительности, по-видимому, от 1:200 000 в наиболее перспективных и при этом доступных районах до 1:1 000 000 в районах, где более крупный масштаб не может быть обеспечен из-за невозможности выполнить необходимую привязку), при составлении ежегодных планов геологоразведочных работ должна быть обеспечена увязка сейсморазведочных и аэрогеофизических работ для обеспечения их наибольшей геологической и экономической эффективности.

В начале 2007 г. (сайт Министерства природных ресурсов, 14.03.07 г.) министр природных ресурсов РФ Ю. П. Трутнев обратил внимание на то, что темпы геологоразведочных работ на континентальном шельфе России и в Восточной Сибири «едва ли обеспечат быстрое достижение простого воспроизводства запасов отдельных видов минерального сырья и прежде всего нефти».

Он подчеркнул, что проблема оперативного наращиваниия сырьевой базы может быть успешно решена за счет увеличения финансирования из федерального бюджета ГРР в Восточной Сибири и на шельфе, включения в действующую «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России до 2020 г.» дополнительных разделов, в том числе по параметрическому бурению.

Во исполнение поручения МПР РФ и ВНИГНИ нами было проанализировано состояние дел с выполнением «Долгосрочной программы...» (ДГП) по шельфу и подготовлены предложения к оптимизированныму проекту этой программы (О-ДГП). Результаты этой работы:
1. По действующему варианту ДГП по сравнению с реальным финансированием выявляется существенный дефицит заложенных средств, уже начиная с 2005 г., как по средствам федерального бюджета, так и по сред-ствам недропользователей. В 2005 г. он составил 330,4 и 4027,6 млн руб. соответственно, а за период 2006–2010 гг. оценивается в 3688,6 и 93408,2 млн руб. соответственно. По нашему мнению, этот дефицит может быть ликвидирован за счет периода 2011–2020 гг.
При этом остающиеся средства федерального бюджета позволяют рассчитывать на бурение не семи параметрических скважин, как предлагалось нами согласно проекту «Программы регионального геологического изучения нефтегазоносности и недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации до 2020 г.», а двенадцати скважин. Поэтому мы считаем этот вариант финансирования региональных работ вполне приемлемым и для оптимизированного проекта ДГП.
2. О-ДГП за счет федерального бюджета предполагает создание резервного фонда месторождений на малоизученных акваториях.

В настоящее время все легкодоступные месторождения шельфа уже находятся в распределенном фонде. Большинство объектов, подготовленных к глубокому бурению на акваториях дальневосточных и южных морей, также не может быть использовано для создания государственного резерва, так как они находятся в распределенном фонде или включены в перечень объектов ближайших аукционов. Большой выбор выявленных и подготовленных объектов имеется только в западно-арктических морях. Представляется целесообразным проведение поисково-оценочных работ как минимум на десяти объектах: 3 — в Печорском море, 4 — в Баренцевом, 3 — в Карском. Это потребует некоторой корректировки действующей программы лицензирования. Все объекты Печорского моря предполагаются нефтяными. В Баренцевом и Карском морях с большой долей вероятности предполагается открытие газовых и газоконденсатных месторождений. На выделенных объектах, в зависимости от достигнутой плотности сейсмических профилей, в ряде случаев планируется проведение полевых работ 2Д, а в других — только переобработка имеющихся материалов с дальнейшим бурением поисково-оценочной скважины.

Дата: 26.02.2008
В. Д. Каминский, О. И. Супруненко, В. В. Суслова, К. Г. Вискунова
"НефтьГазПромышленность" 1 (37)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!